Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:35, курсовая работа
Над решением этой проблемы работают многие ведущие экономисты не только России, но и всего мира. Целью написания курсовой работы, исходя из выявленной актуальности тематики, является выявление особенностей денежной системы России, ее проблем и перспектив развития - раскрыть особенности развития денежной системы России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие и функции денежной системы;
2) рассмотреть основы организации денежного обращения;
3) определить роль денег в экономике страны;
4) дать оценку денежной системы Российской Федерации;
Введение
1 Понятие, функции и роль денежной системы
1.1 Понятие и виды денежных систем
1.2 Элементы денежной системы
1.3 Роль денег в экономике страны
2 Оценка денежной системы Российской Федерации
2.1 Оценка состояния современной денежной системы РФ
2.2 Проблемы денежно-кредитной системы Российской Федерации
3 Перспективы развития денежной системы РФ. Зарубежный опыт
3.1 Зарубежный опыт организации денежной системы
3.2 Перспективы развития денежной системы в РФ
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Динамика денежной массы в России
Федеральная резервная система независимая организация. Она не может быть упразднена по прихоти президента, конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе, как специальным законодательным актом. Длительные сроки полномочий членов Совета имеют целью защитить и изолировать их от политического давления.
Коммерческий банк, обратившийся с просьбой о приёме в Федеральную Резервную Систему и допущенный к членству в ней, становится банком-членом ФРС. По закону все национальные банки должны вступать в Федеральную Резервную Систему. Штатные банки могут вступить в систему по желанию и если они соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральной Резервной Системой к банкам-членам. Сейчас около 20% банков штатов являются банками-членами ФРС. На долю банков-членов приходится только 40% общего числа коммерческих банков, однако их доля в общем, объёме активов коммерческих банков значительно больше.
ФРС подотчетна конгрессу США, а не одной из его палат, в отличие от Центрального Банка, который подотчетен только Государственной Думе, а не всему Федеральному Собранию. Непричастность Совета Федерации к контролю над Центральным банком РФ неоправданна, ибо означает игнорирование федеративного характера Российского государства. Соответственно кандидатуры Председателя Банка России и членов Совета директоров должны проходить утверждение не только в Государственной Думе, но и в Совете Федерации.
Важной проблемой является обеспечение достаточной меры открытости и ответственности деятельности Центрального банка. Ныне действующий закон о Центральном банке Российской Федерации предоставляет руководству ЦБ РФ чрезвычайно широкие полномочия и не предусматривает должной ответственности и открытости его работы. В настоящее время ЦБ РФ предоставляет раз в год Государственной Думе Федерального Собрания годовой отчет, причем с большим временным отрывом после окончания отчетного года, когда актуальность его явно теряется, и раз в год - доклад об основных направлениях денежно-кредитной политики. Причем в законе не сказано, какое значение для деятельности ЦБ РФ может иметь негативное отношение Думы к намечаемой им политике и к представленному им отчету.
Законодательство же США предусматривает практически непрерывную открытость и подотчетность работы Федеральной резервной системы. Баланс ФРС публикуется не раз в месяц, а каждую неделю, по четвергам. В пятницу он перепечатывается и комментируется практически во всех ежедневных газетах по всей стране. Отчет о своей деятельности, анализ хозяйственной ситуации, основные цели кредитно-денежной политики ФРС представляет конгрессу не раз в год, а дважды в год. Цели кредитно-денежной политики должны быть согласованы с конгрессом, если текущая ситуация требует внести в них коррективы; обоснование этих корректив также должно быть изложено руководством ФРС конгрессу. В законе о ФРС говорится: «Ничто в данном акте не будет истолковано, как требующее осуществления целей и планов относительно денежных и кредитных агрегатов, если Совет управляющих (ФРС) и Комитет по операциям на открытом рынке решат, что данные цели и планы не могут быть достигнуты из-за изменившихся условий: в случае, если только Совет управляющих изложит причины пересмотра или отклонения от таких целей и планов». Наше законодательство предоставляет руководству ЦБ РФ менять цели и планы по собственному усмотрению и без всякого публичного обоснования, а практика ЦБ РФ идет в этом направлении весьма далеко.
Связующим звеном между руководством ФРС и общественностью является также Федеральный консультативный совет из 12 членов, по одному от каждого резервного округа, избираемому ежегодно от каждого резервного банка советом его директоров из числа местных банкиров. Консультативный совет собирается не реже 4 раз в год, обсуждает совместно с Советом управляющих состояние экономики, кредита и денежного обращения, вносит свои рекомендации по вопросам деятельности ФРС. Наше законодательство не предусматривает создания такого органа. Национальный банковский совет, предусмотренный законом о Центральном банке Российской Федерации и состоящий из представителей законодательной и исполнительной власти, является консультативным органом, традиционно одобряющим все решения руководства ЦБ.
При распределении прибыли ФРС американские законодатели исходили из того, что главный источник этой прибыли - исключительное право денежной эмиссии, предоставленное центральному банку государством, следовательно, и прибыль центрального банка принадлежит государству, она не является результатом усилий центрального банка. В настоящее время 95% прибыли ФРС перечисляется в бюджет, (законодательство требует перечисления не менее 90%).
Наше законодательство предусматривает перечисление в бюджет лишь 50% прибыли ЦБ РФ. На деле перечисляется значительно меньше, поскольку все расходы ЦБ РФ бесконтрольно финансируются из его доходов.
Наше законодательство предусматривает возможность предоставления Центральным банком кредитов своим служащим «на личные нужды». Американское законодательство такую возможность исключает. Кредиты физическим лицам предоставляются лишь в исключительных случаях и только в связи с их коммерческой деятельностью. Служащие ФРС собственной коммерческой деятельностью заниматься не могут.
Перейдем к законодательному регулированию деятельности Центрального банка. В США такое регулирование направлено на решение следующих задач:
контроль над направлением использования средств, предоставленных в ссуду коммерческим банкам;
недопущение использования этих средств в спекулятивных и «иных ненадлежащих целях»;
дифференциация централизованных кредитов по их целям (поддержание ликвидности коммерческих банков;
удовлетворение сезонного спроса на кредит и денежную массу;
преодоление банками чрезвычайных неблагоприятных обстоятельств.
У нас соответствующее законодательство полностью отсутствует, коммерческие банки используют привлеченные средства совершенно бесконтрольно, в том числе и для спекулятивных операций. Более того, Центральный Банк России расширяет кредитование коммерческих банков - первичных дилеров на рынке ГКО-ОФЗ перед новыми выпусками государственных облигаций, тем самым прямо финансирует их спекулятивную деятельность на фондовом рынке. В США такого рода рефинансирование полностью исключено действующим законодательством.
Другой важный пример денежно-кредитной системы США, который актуален для России, это независимость регулирующего органа от исполнительной власти. В России постоянно предпринимаются попытки поставить под контроль правительства Центральный банк. Фактическое его положение сейчас трудно назвать полностью независимым.
Нельзя обойти вниманием и тот факт, что многие вновь созданные в России кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. В США можно наблюдать схожий процесс, однако у нас он осложняется отсутствием традиций в финансовой сфере, что зачастую ведет к мошенничеству и как результат к потере доверия со стороны населения ко многим кредитным институтам. Поэтому России нужно присмотреться к опыту законодательного регулирования денежной системы США.
Следовательно, из анализа денежно-кредитных систем России и США можно сделать следующие рекомендации по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной системы России:
дальнейшее развитие денежной системы и укрепление доверия к ее финансовым инструментам;
укрепление рубля, его реальная конвертируемость и вытеснение теневого хождения доллара на территории России;
борьба с коррупцией и усиление открытости финансовых институтов;
дальнейший рост независимости Центрального банка России как эмиссионного центра от исполнительной и законодательной властей с одновременным ростом значения саморегулирующихся организаций в финансовой сфере.
Рассмотрим основные перспективы развития денежной системы России с учетом опыта зарубежных стран и выявленных в ходе анализа недостатков.
Рассмотрев особенности современной денежной системы Российской Федерации и сравнив ее с денежной системой США можно сделать следующие выводы, относительно перспектив ее развития.
Политика валютного курса Банка России в ближайшие годы должна быть направлена на сглаживание колебаний курса рубля. В этот период основной задачей Банк России должно стать создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе инфляционного таргетирования при постепенном сокращении прямого вмешательства в процессы курсообразования.
При этом параметры курсообразования при переходе к новой модели денежно-кредитной политики должны определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики. Под диверсификацией экономики понимается снижение ее концентрации (на нефтегазовом секторе) за счет модернизации действующих и развития новых ее областей (секторов, отраслей, видов деятельности, внешнеторговых связей).
Инфляционное таргетирование - комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране.
Таргетирование инфляции должно проходить в несколько стадий:
1) Установление планового показателя инфляции на некоторый период (обычно год).
2) Подборка подходящего монетарного инструментария для контроля над уровнем инфляции.
3) Применение этого монетарного инструментария в зависимости от текущей необходимости.
4) Сравнение уровня инфляции на конец отчетного периода с запланированным и анализ эффективности проведенной монетарной политики.
Основной инструмент проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции - манипулирование учетной процентной ставкой (ставкой рефинансирования). Так, повышение учетной ставки повышает депозитные ставки в коммерческих банках и увеличивает привлекательность сбережения денег, нежели траты. Понижение учетной ставки понижает депозитные ставки в коммерческих банках и уменьшает привлекательность сбережения денег.
Правительству России вместе с Центральным Банком необходимо реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля.
Денежная политика должна быть направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижение инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.
В свою очередь долгосрочная устойчивость банковской системы и политика Банка России, направленная на снижение инфляции, будут обеспечивать формирование «длинных денег» в экономике, но масштаба этих средств может быть недостаточно для модернизации экономики.
Должны также быть задействованы наиболее важные источники формирования «длинных» ресурсов - пенсионная и страховая системы. Необходимо выработать основы государственной политики по долгосрочной поддержке развития инструментов страхования жизни. Проработать вопрос расширения возможностей использования банковских вкладов населения в качестве источников «длинных» денег через стимулирование увеличения сроков вкладов» [6].
Главная модернизационная задача Правительства - смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста страна должна перейти к инновационному. Необходимо оказать поддержку важнейшим инновационным процессам, включая внедрение новых информационных технологий применяемых в денежной системе и способствующих снижению наличного оборота денежных средств и повышению безналичного.
Кроме того, необходимо повысить доверие граждан России к электронным денежным системам, которые активно используются за рубежом, но пока еще слабо развиты в нашей стране. Для этого, во-первых, необходимо совершенствовать законодательную базу в этой области, во-вторых, обеспечение государственными гарантиями пользования таких средств платежа.
Экономика должна опираться на мощную национальную денежную систему. Признание рубля различными экономическими субъектами в разных странах в качестве надежного средства расчетов и средства сбережения – это одна из главных задач, которую необходимо решить как можно раньше.
Подводя итог из вышесказанного, нужно отметить, что денежная система представляет собой подсистему общего образования экономической системы.
Денежная система играет важную роль в рыночной экономике, являясь инструментом, способствующим решению проблем, возникающих в условиях современного рынка. Денежная система – это форма организации денежного обращения в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная действующим законодательством.
Известны различные типы денежных систем. В зависимости от вида денег они подразделяются на системы металлического обращения и системы неразменных бумажных денег. К системам металлического обращения относятся биметаллизм и монометаллизм. В настоящее время практически во всех странах мира, включая Россию, функционируют денежные системы, основанные на системе неразменных бумажных денег.
Специфика денежной системы России проявляется в организации денежной системы посредством эмиссии денег. Выявлено, что регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством.
В своей работе я попыталась определить основные проблемы развития денежной системы России и способы преодоления проблем.
В результате проведенного анализа выявлены следующие недостатки денежной системы России: высокий уровень наличного оборота по сравнению с развитыми странами, слабо развиты электронные платежные системы, высокий уровень инфляции, недостаточно эффективное применение инструментов кредитно-денежной политики для регулирования спроса и предложения денег в стране, неустойчивый курс национальной валюты, слабая валютная конкурентоспособность российской экономики и другие.
Информация о работе Современная денежная система России: оценка и тенденции развития