Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:16, реферат
Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций:
Ø по обеспечению экономической стабильности
Ø обороноспособности государства
Ø развитию социальной сферы
Ø повышению уровня жизни населения
Республиканский бюджет Казахстана на 2010-2012 годы
Республиканский
бюджет Казахстана на 2010-2012 годы был утвержден
законом республики Казахстан от 7 декабря
2009 года № 219-IV «О республиканском бюджете
на 2010 – 2012 годы». Рассмотрим статьи расходов
и доходов, предусмотренных данным законом
на 2010 год. Курс казахской валюты учитываем
по курсу ЦБ РФ по состоянию на 10 ноября
(1 казахский тенге равен 0,21 рублю).
Так, статья 1 закона предусматривает доходы республики за 2010 год в размере 716892112,86 тысяч рублей. В том числе получение данных доходов будет обеспечиваться за счет:
1. налоговых поступлений в размере 396241558,86 тысяч рублей
2. неналоговых поступлений в размере 12539397,78 тысяч рублей
3. поступлениям от продажи основного капитала в размере 5539399,32 тысяч рублей
4. поступлениям
трансфертов в размере 302571756,9 тысяч рублей
Источники доходов можно представить в виде следующей диаграммы, одновременно рассмотрев их процентное соотношение. Каждая цифра (цвет) соответствует номеру источнику в вышеназванном списке.
Также статья 1 закона
предусматривает затраты республики в
2010 году в размере 818510002,17 тысяч рублей.
Отсюда имеем дефицит бюджета равный -101617889,31
тысяч рублей. Пункт 6 статьи 1 утверждает
финансирование дефицита в размере 101617889,31
тысяч рублей. Статья 2 закона предусматривает
поступления в бюджет арендных плат за
пользование Российской Федерацией комплексом
«Байконур» в сумме 3622500 тысяч рублей и
военными полигонами в сумме 780759 тысяч
рублей.
Также закон устанавливает с 1 января 2010 года:
1) минимальный размер заработной платы – 3139,92 рублей;
2) размер государственной базовой пенсионной выплаты – 1256,01 рублей;
3) минимальный размер пенсии – 2592,24 рублей;
4) месячный расчетный
показатель для исчисления
5) величину прожиточного
минимума для исчисления
Статья 6 данного
закона предусматривает в республиканском
бюджете на 2010 год объемы бюджетных изъятий
из областных бюджетов, бюджетов городов
Астаны и Алматы в республиканский бюджет
в сумме 16309253,31 тысяч рублей. А вот объем
субвенций из республиканского бюджета
в областные предусмотрен в размере 135524432,61
тысяч рублей.
Бюджет республики
предусматривает также
Закон предусматривает
выделение средств на выплату единовременной
государственной денежной компенсации
пенсионерам и получателям государственных
социальных пособий, а также работающему
и неработающему населению, проживавшему
и проживающему в зонах радиационных рисков
и на территории с льготным социально-экономическим
статусом с 1949 по 1990 годы, пострадавшим
вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
испытательном ядерном полигоне, в сумме
56341,11 тысяч рублей.
Статья 19 учитывает,
что в республиканском бюджете
на 2010 год предусмотрены целевые текущие
трансферты областным бюджетам, бюджетам
городов Астаны и Алматы на развитие сельского
хозяйства в сумме 8573999,7 тысяч рублей.
Кроме того, предусмотрены целевые текущие
трансферты областным бюджетам, бюджетам
городов Астаны и Алматы для реализации
мер социальной поддержки специалистов
социальной сферы сельских населенных
пунктов в сумме 136662,96 тысяч рублей. В республиканском
бюджете на 2010 год предусмотрены целевые
текущие трансферты областным бюджетам,
бюджетам городов Астаны и Алматы на реализацию
Государственной программы развития образования
в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы
в сумме 1023260,7 тысяч рублей. Закон также
учитывает, что в республиканском бюджете
на 2010 год предусмотрены целевые текущие
трансферты областным бюджетам, бюджетам
городов Астаны и Алматы на реализацию
Государственной программы реформирования
и развития здравоохранения Республики
Казахстан на 2005 - 2010 годы в сумме 6038600,19
тысяч рублей. В республиканском бюджете
на 2010 год предусмотрены целевые текущие
трансферты областным бюджетам, бюджетам
городов Астаны и Алматы на увеличение
размера стипендий обучающимся в организациях
технического и профессионального, послесреднего
образования на основании государственного
образовательного заказа местных исполнительных
органов в сумме 653294,25 тысяч рублей.
Предусмотрено
в республиканском бюджете на
2010 год на реализацию Государственной
программы жилищного
Ø на строительство и (или) приобретение жилья государственного коммунального жилищного фонда в сумме 2261045,43 тысяч рублей;
Ø на развитие, обустройство и (или) приобретение инженерно-коммуникационной инфраструктуры в сумме 8112878,97 тысяч рублей.
Таковы основные
статьи доходов и расходов республики
Казахстан на те или иные цели в 2010
году.
2. Особенности политики в период мирового финансового кризиса
Глобальный
экономический кризис, который сотрясает
сегодня страны, и континенты не обошел
стороной и Казахстан. В целом макроэкономическая
ситуация в Казахстане хотя и остается
сложной, но является управляемой. Для
выхода из сложившейся ситуации требовалось
принятие активных мер со стороны государственных
органов. По мнению многих экспертов, антикризисная
политика Казахстан является наиболее
эффективной среди стран СНГ. В рейтинге
сопротивляемости кризисным явлениям
среди стран постсоветского пространства,
рассчитанном JEEN (Объединенная евразийская
экспертная сеть) Казахстан занимает первое
место (но надо отметить, что Россия в этот
рейтинг не входила). Основой для составления
рейтинга стали результаты опроса, проведенного
среди экспертов по постсоветскому пространству,
политологов, обозревателей, журналистов,
представителей органов государственной
власти. Опрошенные компанией эксперты
оценивают шансы на реализацию антикризисной
программы как значительные, благодаря
здоровым политическим и экономическим
амбициям. Казахстанская программа выделяется
с точки зрения доскональности проработки.
Меры, принятые в 2007-2008 годах для стабилизации экономики
Казахстан
начал предпринимать меры по стабилизации
экономики уже в ноябре 2007 года. А именно,
6 ноября Правительством РК был принят
План первоочередных действий по обеспечению
стабильности социально-экономического
развития Республики Казахстан. В рамках
этого плана за период с осени 2007 по первую
половину 2008 года из госбюджета было свыше
4,5 млрд. долл.(4,2%ВВП). Средства были направлены
на завершение долевого
строительства объектов
жилья, поддержку малого
и среднего бизнеса,
развитие агропромышленного
комплекса и обеспечение
продовольственной
безопасности. В течение 2007-2008 года поэтапно
решались проблемы дефицита ликвидности
в банковском секторе, в том числе за счет
последовательного снижения минимальных
резервных требований. Была активизирована
работа по минимизации рисков банковского
сектора, в том числе связанных с достаточностью
собственного капитала, ликвидности,
внешним заимствованием.
В третьем
квартале 2008 года был оперативно принят
Закон Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений
в Закон Республики Казахстан
«О государственных закупках». Для
стимулирования внутреннего спроса и
поддержки отечественных
В ноябре
2008 года принят План совместных действий
Правительства РК, Национального банка
РК (ЦБ) и Агентства РК по регулированию
и надзору финансового рынка и финансовых
организаций по стабилизации экономики
и финансовой системы на 2009-2010 гг.Его цель
- смягчение негативных последствий глобального
кризиса на социально-экономическую
ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой
основы для будущего качественного экономического
роста.
На реализацию
плана по поручению главы государства
из средств Национального фонда
направлено 10 млрд. долл. (Национальный
фонд был создан в 2001 году и был
призван обеспечить эффективное
распределение и использование доходов
от природных ресурсов, а именно от нефти.
Цель: обеспечение стабильного социально-экономического
развития страны, сберегательная функция
и стабилизационная функция).
Эти средства
выделяются дополнительно к уже
запланированным расходам в рамках трехлетнего
бюджета на 2009-2011 гг.
Средства, как и определил президент страны, в основном будут направлены на пять направлений:
В ноябре 2008 было принято постановление по созданию Фонда стрессовых активов (ФСА), цели которого таковы:
Первоначальная
капитализация фонда - 52 млн. долл. В
ближайшее время правительство доведет
ее до 1 млрд. долл. Фонд будет выборочно
приобретать такие сомнительные активы
(в том числе ипотечные продукты) у крупнейших
отечественных банков и временно осуществлять
их управление, чтобы сгладить последствия
глобального кризиса. По словам премьер
– министра Карима Масимова, «мы создаем
Фонд стрессовых активов, за счет чего
государство будет иметь возможность
брать себе на баланс некоторые активы,
то есть мы высвобождаем деньги для того,
чтобы была возможность кредитования
реальной экономики. Все эти высвобождаемые
средства в первую очередь должны пойти
на кредитование малого и среднего бизнеса,
сельского хозяйства, которые формируют
деловую активность». Итак, реализация
указанных мер позволила подготовиться
к возможному ухудшению внешней конъюнктуры,
придав экономике дополнительный запас
прочности.
2009
год
С 1 января
2009 года введен новый Налоговый кодекс,
в рамках которого предусмотрено существенное
снижение налоговой нагрузи, в первую
очередь для несырьевого сектора. Новый
Налоговый кодекс призван способствовать
модернизации и диверсификации экономики,
а также выходу бизнеса из тени. Для предприятий
малого и среднего бизнеса отменяется
требование об уплате авансовых платежей
по корпоративных подоходному налогу.
(КПН уплачивался путем внесения авансовых
платежей равными долями в течение налогового
периода).
Одним
из основных направлений реформирования
экономики Казахстана стал финансовый
сектор. При этом наибольшее развитие
получила банковская система, которая
и по настоящий день является основой
всей финансовой системы. Проводимые реформы
банковской системы были направлены на
повышение устойчивости банков, рост
их капитализации, повышение доступности
банковских услуг, развитие систем управления
рисками. Развитие банковской системы
в Казахстане значительно опережало темпы
реформирования других отраслей экономики.
Столкнувшись с объективными ограничениями
по привлечению ресурсов на внутреннем
рынке, отечественные банки стали привлекать
ресурсы для собственного развития и для
финансирования на внешних рынках капитала.
Макроэкономическая среда, высокий спрос
на кредиты в Казахстане благоприятствовали
этому.
Кроме
того, узость внутреннего производственного
рынка ограничивала расширение деятельности
банков. В результате отечественные банки
стали выходить не только на рынки соседних
и близлежащих стран, как Кыргызстан, Таджикистан,
Россия, но и в другие страны бывшего СССР
(Беларусь, Украина, Грузия, Армения),
а также в Турцию, Китай и, Монголию. С другой
стороны, расширение деятельности банков
поставило их в зависимость от внешних
заимствований. А концентрация деятельности
в отдельных сегментах кредитования
(строительство, торговля, потребительское
кредитование) обусловила рост кредитного
риска. Высокая степень зависимости от
внешнего фондирования характерна не
для всей банковской системы. В наибольшей
степени уязвимыми являются ряд крупнейших
банков, на долю которых приходится львиная
доля внешних займов.
Информация о работе Современная финансовая политика Казахстана