Современная финансовая политика Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:16, реферат

Описание

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций:
Ø по обеспечению экономической стабильности
Ø обороноспособности государства
Ø развитию социальной сферы
Ø повышению уровня жизни населения

Работа состоит из  1 файл

эссе.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

Республиканский бюджет Казахстана на 2010-2012 годы

Республиканский бюджет Казахстана на 2010-2012 годы был утвержден законом республики Казахстан от 7 декабря 2009 года № 219-IV «О республиканском бюджете на 2010 – 2012 годы». Рассмотрим статьи расходов и доходов, предусмотренных данным законом на 2010 год. Курс казахской валюты учитываем по курсу ЦБ РФ по состоянию на 10 ноября (1 казахский тенге равен 0,21 рублю). 

Так, статья 1 закона предусматривает доходы республики за 2010 год в размере 716892112,86 тысяч  рублей. В том числе получение  данных доходов будет обеспечиваться за счет:

1.      налоговых поступлений в размере 396241558,86 тысяч рублей

2.      неналоговых поступлений в размере 12539397,78 тысяч рублей

3.      поступлениям от продажи основного капитала в размере 5539399,32 тысяч рублей

4.      поступлениям трансфертов в размере 302571756,9 тысяч рублей 

Источники доходов  можно представить в виде следующей  диаграммы, одновременно рассмотрев их процентное соотношение. Каждая цифра (цвет) соответствует номеру источнику  в вышеназванном списке.

Также статья 1 закона предусматривает затраты республики в 2010 году в размере 818510002,17 тысяч рублей. Отсюда имеем дефицит бюджета равный -101617889,31 тысяч рублей. Пункт 6 статьи 1 утверждает финансирование дефицита в размере 101617889,31 тысяч рублей. Статья 2 закона предусматривает поступления в бюджет арендных плат за пользование Российской Федерацией комплексом «Байконур» в сумме 3622500 тысяч рублей и военными полигонами в сумме 780759 тысяч рублей. 

Также закон  устанавливает с 1 января 2010 года:

1) минимальный размер заработной платы – 3139,92 рублей;

2) размер государственной  базовой пенсионной выплаты – 1256,01 рублей;

3) минимальный  размер пенсии – 2592,24 рублей;

4) месячный расчетный  показатель для исчисления пособий  и иных социальных выплат, а  также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан – 296,73 рублей;

5) величину прожиточного  минимума для исчисления размеров  базовых социальных выплат –  3139,92 рублей. 

Статья 6 данного  закона предусматривает в республиканском бюджете на 2010 год объемы бюджетных изъятий из областных бюджетов, бюджетов городов Астаны                   и Алматы в республиканский бюджет в сумме 16309253,31 тысяч рублей. А вот объем субвенций из республиканского бюджета в областные предусмотрен в размере  135524432,61 тысяч рублей.  

Бюджет республики предусматривает также выделение  средств на реализацию стратегии  региональной занятости и переподготовки кадров в сумме 21344182,65 тысяч рублей. Отметим также, что бюджетом предусмотрены целевые текущие трансферты областному бюджету Кызылординской области на обеспечение деятельности специального представителя Президента Республики Казахстан на комплексе «Байконур» в сумме 3884,58 тысяч  рублей. 

Закон предусматривает выделение средств на выплату единовременной государственной денежной компенсации пенсионерам и получателям государственных социальных пособий, а также работающему и неработающему населению, проживавшему и проживающему в зонах радиационных рисков и на территории с льготным социально-экономическим статусом с 1949 по 1990 годы, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, в сумме 56341,11 тысяч рублей. 

Статья 19 учитывает, что в республиканском бюджете  на 2010 год предусмотрены целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на развитие сельского хозяйства в сумме 8573999,7 тысяч рублей. Кроме того, предусмотрены целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы для реализации мер социальной поддержки специалистов социальной сферы сельских населенных пунктов в сумме 136662,96 тысяч рублей. В республиканском бюджете на 2010 год предусмотрены целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на реализацию Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы в сумме 1023260,7 тысяч рублей. Закон также учитывает, что в республиканском бюджете на 2010 год предусмотрены целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на реализацию Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005 - 2010 годы в сумме 6038600,19 тысяч рублей. В республиканском бюджете на 2010 год предусмотрены целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на увеличение размера стипендий обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования на основании государственного образовательного заказа местных исполнительных органов в сумме 653294,25 тысяч рублей. 

Предусмотрено в республиканском бюджете на 2010 год на реализацию Государственной  программы жилищного строительства  в Республике Казахстан на 2008 - 2010 годы целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы:

Ø     на строительство и (или) приобретение жилья государственного коммунального жилищного фонда в сумме 2261045,43 тысяч рублей;

Ø     на развитие, обустройство и (или) приобретение инженерно-коммуникационной инфраструктуры в сумме  8112878,97 тысяч рублей.

Таковы основные статьи доходов и расходов республики Казахстан на те или иные цели в 2010 году. 

2. Особенности политики  в период мирового  финансового кризиса

Глобальный  экономический кризис, который сотрясает сегодня страны, и континенты не обошел стороной и Казахстан. В целом макроэкономическая ситуация в Казахстане хотя и остается сложной, но является управляемой. Для выхода из сложившейся ситуации требовалось принятие активных мер со стороны государственных органов. По мнению многих экспертов, антикризисная политика Казахстан является наиболее эффектив­ной среди стран СНГ.  В рейтинге сопротивляемости кризисным явлениям среди стран постсоветского пространства, рассчитанном JEEN  (Объединенная евразийская экспертная сеть) Казахстан занимает пер­вое место (но надо отметить, что Россия в этот рейтинг не входила). Основой для составления рейтинга стали результаты опроса, проведенного среди экс­пертов по постсоветскому пространству, политологов, обозревателей, журна­листов, представителей органов государственной власти. Опрошенные ком­панией эксперты оценивают шансы на реализацию антикризисной про­граммы как значительные, благодаря здоровым политическим и экономическим амбициям. Казахстанская программа выделяется с точки зрения доскональности проработки.  

Меры, принятые в 2007-2008 годах для стабилизации экономики

Казахстан начал предпринимать  меры по стабилизации  экономики уже в ноябре 2007 года. А именно, 6 ноября Правительством РК был принят План первоочередных действий по обеспечению стабильности соци­ально-экономического развития Республики Казахстан.  В рамках этого плана за период с осени 2007 по первую половину 2008 года из госбюджета было свыше 4,5 млрд. долл.(4,2%ВВП). Средства были направ­лены на завершение долевого строительства объектов жилья, поддержку малого и среднего бизнеса, развитие агропромышленного комплекса и обес­печение продовольственной безопасности. В течение 2007-2008 года по­этапно решались проблемы дефицита ликвидности в банковском секторе, в том числе за счет последовательного снижения минимальных резервных тре­бований. Была активизирована работа по минимизации рисков банковского сектора, в том числе связанных с достаточностью собственного капитала, ликвид­ности, внешним заимствованием.  

В третьем  квартале 2008 года был оперативно принят Закон Респуб­лики Казахстан  «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан  «О государственных закупках». Для  стимулирования внутрен­него спроса и  поддержки отечественных предприятий государственные за­купки будут ориентированы преимущественно на казахстанских поставщи­ков. Для принятия оперативных решений, оказания реальной помощи отече­ственному бизнесу за счет предоставления гарантий, долговременных зака­зов государственные холдинги и национальные компании выведены из-под действия законодательства, регулирующего государственные закупки.  

В ноябре 2008 года принят План совместных действий Правитель­ства РК, Национального банка  РК (ЦБ) и Агентства РК по регулирова­нию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стаби­лизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 гг.Его цель -  смягчение негативных последствий глобального кризиса на со­циально-экономическую ситуацию в  Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста. 

На реализацию плана по поручению главы государства  из средств На­ционального фонда  направлено 10 млрд. долл. (Национальный фонд был создан в 2001 году и был  призван обеспечить эффективное  распре­деление и использование доходов от природных ресурсов, а именно от нефти. Цель: обеспечение стабильного социально-экономического развития страны, сберегательная функция и стабилизационная функция).    

Эти средства выделяются дополнительно к уже  запланированным рас­ходам в рамках трехлетнего бюджета на 2009-2011 гг. 

Средства, как и определил президент  страны, в основном будут на­правлены  на пять направлений:

  • стабилизация финансового сектора - 4 млрд. долл.;
  • развитие жилищного сектора - 3 млрд. долл.;
  • поддержка малого и среднего бизнеса - 1 млрд. долл.;
  • развитие агропромышленного комплекса - 1 млрд. долл.;
  • реализация прорывных инфраструктурных и индустриальных проек­тов - 1 млрд. долл.
 

В ноябре 2008  было принято постановление по созданию Фонда стрес­совых активов (ФСА), цели которого таковы:

  1. обеспечение стабильности финансовой системы
  2. улучшение качества активов банковского сектора
  3. покупка и управление стрессовыми активами,  которые под воздей­ствием макроэкономических, рыночных и других факторов, подвер­жены существенным рискам
 

Первоначальная  капитализация фонда   -  52 млн. долл. В ближай­шее время правительство доведет ее до 1 млрд. долл. Фонд будет выбо­рочно приобретать такие сомнительные активы (в том числе ипотечные про­дукты) у крупнейших отечественных банков и временно осуществлять их управление, чтобы сгладить последствия глобального кризиса. По словам премьер – министра Карима Масимова, «мы создаем Фонд стрессовых активов, за счет чего государство будет иметь возможность брать себе на баланс некоторые активы, то есть мы высвобождаем деньги для того, чтобы была возможность кредитования реальной экономики. Все эти высвобождаемые средства в первую очередь должны пойти на кредитование малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства, которые формируют дело­вую активность». Итак, реализация указанных мер позволила подготовиться к возмож­ному ухудшению внешней конъюнктуры, придав экономике дополнительный запас прочности.  

2009 год  

С 1 января 2009 года введен новый Налоговый кодекс, в рамках которого предусмотрено существенное снижение налоговой нагрузи, в пер­вую очередь для несырьевого сектора. Новый Налоговый кодекс призван способствовать модернизации и диверсификации экономики, а также выходу бизнеса из тени.  Для предприятий малого и среднего бизнеса отменяется требование об уплате авансовых платежей по корпоративных подоходному налогу.  (КПН уплачивался путем внесения  авансовых платежей равными долями в течение налогового периода).   

Одним из основных направлений реформирования экономики Казах­стана стал финансовый сектор. При этом наибольшее развитие получила банковская система, которая и по настоящий день является основой всей финансовой системы. Проводимые реформы банковской системы были направлены на повы­шение устойчивости банков, рост их капитализации, повышение доступности банковских услуг, развитие систем управления рисками. Развитие банковской системы в Казахстане значительно опережало темпы реформирования других отраслей экономики. Столкнувшись с объективными ограничениями по привлечению ресур­сов на внутреннем рынке, отечественные банки стали привлекать ресурсы для собственного развития и для финансирования на внешних рынках капи­тала. Макроэкономическая среда, высокий спрос на кредиты в Казахстане благоприятствовали этому. 

Кроме того, узость внутреннего производственного рынка ограничи­вала расширение деятельности банков. В результате отечественные банки стали выходить не только на рынки соседних и близлежащих стран, как Кыргызстан, Таджикистан, Россия, но и в другие страны бывшего СССР (Бела­русь, Украина, Грузия, Армения), а также в Турцию, Китай и, Монголию. С другой стороны, расширение деятельности банков поставило их в за­висимость от внешних заимствований. А концентрация деятельности в от­дельных сегментах кредитования (строительство, торговля, потребительское кредитование) обусловила рост кредитного риска. Высокая степень зависимости от внешнего фондирования характерна не для всей банковской системы. В наибольшей степени уязвимыми явля­ются ряд крупнейших банков, на долю которых приходится львиная доля внешних займов. 

Информация о работе Современная финансовая политика Казахстана