Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:09, курсовая работа
Налоги, уплачиваемые в той или иной форме, как главный источник формирования и пополнения финансовых ресурсов государства, изымаемые и поступающие в виде обязательных платежей, известны с древнейших времен. Институт налогообложения, как неотъемлемая составляющая общественного воспроизводства, в части распределения и перераспределения стоимости, формирования доходов субъектов экономики, потребителей и государства, появился одновременно со становлением товарного производства, последующим разделением общества на классы, появлением государства и его наличие присуще всем государственным образованиям, как с рыночной, так и с нерыночной системой хозяйственной деятельности. Внедрение системы налогообложения, обусловлено обеспечением необходимой материальной и финансовой базы для выполнения государственных задач. В Российской Федерации обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена Статьей 57 Конституции.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы формирования налоговой политики 6
2.Анализ влияния налоговой политики на доходы бюджетной системы… 16
3.Совершенствование налоговой политики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Поскольку,
любой налог, является по сути доходом
государства, можно сделать вывод
о тождестве налоговой политики
политике государственных доходов,
которые неотделимо связаны с
политикой расходов. Комплекс мероприятий
(управленческих решений) по осуществлению
налоговой политики и политики государственных
расходов в теории принято называть
фискальной политикой. Управленческие
решения напрямую зависят от целей
налоговой политики и могут иметь
характер широкого диапазона действия:
от корректировочных (имеющих характер
незначительных изменений) и текущих,
до реформаторских (с существенными
изменениями основ налоговой
системы, а порой шоковыми и даже
катастрофическими социально- экономическими
последствиями). Как и в любом
управленческом процессе, при проведении
фискальной политики обязательно присутствие
контрольных процедур соотнесения
целей и результатов с целью,
своевременного выявления нежелательных
расхождений и внесения корректировок.
Однако вывод о сущности налоговой
политики, дееспособность которой заключается
в единстве целей, мер и результатов
относителен. Характер политики представляет
собой сложную причинно-
Государство
использует методы прямого (властно-распорядительные
взаимотношения) и косвенного регулирования
экономикой: создание условий экономической
мотивации или стимуляции в экономических
действиях. Методы заинтересованности
или стимуляции предпочтительны
для экономики рыночных отношений,
по причине их эффективности, при
сравнении с прямыми методами.
Налоговая политика относится ко
второму типу методов регулирования.
Формы и методы налоговой политики
определяются законами экономики, присущими
экономической системе страны, то
есть зависят от политической системы,
национальных приоритетов и целей,
административно-
Являясь составной частью экономической политики и политики в области финансов, фискальная политика напрямую зависит и от форм и методов, применяемых государством в данных направлениях. Разнообразие форм можно представить следующим образом:
- политика
максимальной налоговой
- политика,
направленная на экономическое
развитие. Государство в максимально
возможных объемах налоговой
нагрузки учитывает не только
фискальные интересы, но интересы
налогоплательщиков. При ослаблении
давления налогового пресса, целью
является создание условий для
расширения капитала, стимулирования
деятельности инвесторов в
- политика
оптимального налогообложения.
В зависимости от длительности проведения и масштабов целей, налоговая политика имеет стратегический или тактический характер. Налоговая стратегия призвана решать крупномасштабные задачи, связанные с разработкой концепции и тенденции развития налоговой системы страны в целом. Налоговая стратегия тесно увязана со стратегиями в экономической, финансовой и социальной сферах государства, рассчитана на долгосрочную перспективу. Коренное отличие налоговой тактики от стратегической заключается в ориентации на достижение целей на конкретном этапе развития экономики, и придании ей вспомогательной роли, посредством своевременного изменения или дополнения элементов системы налогообложения. Однако, несмотря на отличия в сроках и масштабах проведения мероприятий, указанные политики неразрывно связаны.
При проведении анализа теоретических основ налоговой политики следует разделить такие понятия, как субъекты, принципы формирования, инструменты, цели и методы налоговой политики.
Субъектами
налоговой политики, в зависимости
от государственного устройства, являются
федерация, субъекты федерации (земли,
республики, области) и муниципалитеты
(города, районы, городские округа, поселения).
Каждый субъект обладает налоговой
самостоятельностью в пределах полномочий,
предоставленными федеральным законодательством.
Субъектам и муниципалитетам
предоставляется право введения
и отмены налогов и сборов в
пределах утвержденного федеральным
налоговым законодательством
Результативность налоговой политики в существенной мере зависит от принципов заложенных государством в ее идеологию. Таковыми принципами построения налоговой системы являются:
-соотношение
прямого и косвенного
-наличие
прогрессивных ставок
-непрерывность налогообложения;
-диапазон
применения налоговых льгот,
-использование
системы вычетов, скидок и
К принципам налоговой политики можно отнести и соотношения федеральных, региональных и местных налогов.
Посредством
применения вышеприведенных принципов,
государство в условиях стабильно
развивающейся экономики
Методы реализации
налоговой политики зависят от тех
целей, к достижению которых направлены
усилия государства. Мировой опыт к
настоящему моменту позволяет активно
использовать такие методы, как изменение
налоговой нагрузки на налогоплательщика,
посредством замены одних способов
или форм налогообложения другими,
изменение сферы
Цели налоговой политики постоянно меняются. Они формируются или дополняются под воздействием целого ряда факторов и причин, основными из которых являются экономическая и социальная ситуации в экономике, расстановка социально-политических, а порой и националистических сил в обществе. На цели налоговой политики в значительной мере могут повлиять стратегические задачи развития экономики страны, необходимость рассчитаться с международными финансовыми обязательствами государства, в связи с чем, при разработке налоговой политики государство уделяет внимание решению следующих задач:
-экономические.
Направлены на повышение
-фискальные.
Направлены на обеспечение
-социальные.
Направлены на обеспечение
-международные.
Направлены на исполнение
Внедрение
и реализация налоговой политики
осуществляется посредством налогового
механизма, который считается
В настоящее время вопросы формирования налоговой политики, не потеряли свою актуальность, и её разработка связана с решением сложных задач экономического развития, требованием разработки новых теоретических подходов к решению проблем, возникающих с изменением ситуации в глобальном масштабе, к примеру, всеобъемлющей интеграцией национальных экономик и конкуренцией за инвестиции.
2. Анализ влияния налоговой политики на доходы бюджетной системы
Наглядность влияния налоговой политики на доходную часть бюджета предпочтительно проводить на основании статистических данных как можно за более долгий период, и желательно за те года, в течение которых проводилось изменение:
- порядка налогообложения в зависимости от отраслевой принадлежности плательщиков;
- ставок, налогооблагаемой базы;
-порядка льготирования и т.д.
Наибольший интерес представляют результаты сравнительного анализа налоговой нагрузки РФ с аналогичным показателями других стран.
Вариантность возможных способов анализа многообразна: начиная от принятия во внимание базовых значений (ВВП, федеральных бюджет, бюджеты субъектов) вплоть до анализа поступления в бюджет отдельных налогов, сборов, платежей.
Проведем краткий анализ влияния налоговой политики на доходы бюджетной системы, ориентируясь на данные о размерах ВВП (внутреннего валового продукта) за 2000-2007 гг. Анализ проведен на основании данных Министерства Финансов Российской Федерации. Доходы бюджетной системы за указный период составляют в пределах от 36,4 до 40,2 процентов (ВВП). Это близко к среднему уровню по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), где он составляет 39% ВВП, и уступает средним по ЕС показателям, составляющим 47% ВВП.
В условиях
2007 года 57% всех доходов поступало
в федеральный бюджет, 30% в региональные
бюджеты и 13% - во внебюджетные фонды
(пенсионный, медицинского и социального
страхования). Однако следует отметить,
что это распределение
Начиная с 2000
года в России было проведено существенное
реформирование налоговой системы.
Реформа затронула как
-вместо
отдельных взносов во
-унифицирована
ставка налога на доходы
-в 2002 году
вместо трех налоговых платежей
(плата за пользование недрами
при добыче полезных
-с 2004 года снижена ставка НДС с 20% до 18%.
Снижение
ставок ключевых налогов не привело
к сокращению бюджетных доходов
благодаря тому, что одновременно
было повышено налогообложение нефтегазового
сектора. Реформирование экспортных пошлин
и налога на добычу полезных ископаемых
в этом секторе позволило увеличить
изъятие природной ренты, образующейся
в результате роста мировых цен
на энергоносители. Перенос налоговой
нагрузки с обрабатывающего на сырьевой
сектор позволил ослабить негативное
влияние удорожания сырья на мировых
рынках на конкурентоспособность
Информация о работе Современная налоговая политика России и направления её развития