Современная налоговая политика России и направления её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:09, курсовая работа

Описание

Налоги, уплачиваемые в той или иной форме, как главный источник формирования и пополнения финансовых ресурсов государства, изымаемые и поступающие в виде обязательных платежей, известны с древнейших времен. Институт налогообложения, как неотъемлемая составляющая общественного воспроизводства, в части распределения и перераспределения стоимости, формирования доходов субъектов экономики, потребителей и государства, появился одновременно со становлением товарного производства, последующим разделением общества на классы, появлением государства и его наличие присуще всем государственным образованиям, как с рыночной, так и с нерыночной системой хозяйственной деятельности. Внедрение системы налогообложения, обусловлено обеспечением необходимой материальной и финансовой базы для выполнения государственных задач. В Российской Федерации обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена Статьей 57 Конституции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы формирования налоговой политики 6
2.Анализ влияния налоговой политики на доходы бюджетной системы… 16
3.Совершенствование налоговой политики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа состоит из  1 файл

Современная налоговая политика России и направления её развития.docx

— 41.16 Кб (Скачать документ)

В целом  уровень налоговой нагрузки в  российской экономике, определяемый как  отношение уплаченных налогов к  ВВП, остается на уровне 35-37%. Однако необходимо отметить, что такая нагрузка сформировалась в условиях постоянно растущих цен  на нефть. Если рассчитать налоговую  нагрузку при неизменных ценах на нефть, то она имеет явную тенденцию  к снижению. К аналогичному выводу приводит анализ динамики налоговой  нагрузки на секторы экономики не относящиеся к нефтегазовому. Она  снизилась с 32-33% добавленной стоимости  в начале налоговой реформы до 28-29% в последние годы.

Динамика  налоговой нагрузки на экономику  в целом и на секторы экономики, не относящиеся к нефтегазовому (в процентах от ВВП)

При сравнении  налоговой нагрузки в России и  других странах необходимо учитывать, что среди наиболее развитых стран  можно выделить две группы: «социально-ориентированные» западноевропейские государства, где  типичная налоговая нагрузка составляет 35-45% ВВП (в Швеции и Дании она  достигает 50% ВВП) и государства, в  меньшей степени возлагающие  на себя социальные обязательства по бесплатному социальному и медицинскому обеспечению (такие, как США и  Япония), где нагрузка лежит в  диапазоне 25-30% ВВП. Средняя по ОЭСР налоговая нагрузка составляет 36% ВВП.

Среди стран  категории «развивающиеся рынки» также  четко выделяются две группы: бывшие социалистические страны Восточной  Европы, как правило, имеющие налоговую  нагрузку 30-40% ВВП и остальные, для  которых типична нагрузка 20-30% ВВП. Таким образом, по уровню налогов  в отраслях, не относящихся к нефтегазовому  сектору наша страну можно отнести  к категории стран с невысокой  нагрузкой (хотя в этой группе есть страны, где нагрузка еще ниже).

Анализ структуры  налоговой нагрузки с другими  странами показывает, что для развитых стран Западной Европы характерен высокий  уровень налогов на потребление  и социальных платежей (в сумме  они составляют от 18% до 28% ВВП), а  также подоходного налога (8-10% ВВП). В переходных экономиках Центральной  и Восточной Европы уровень налогов  этой группы еще выше (23-28% ВВП), однако подоходный налог не столь велик (3-7% ВВП). Среди государств с относительно легким налоговым бременем США отличаются высоким налогообложением физических лиц (9% ВВП), тогда как другие страны с относительно низкой налоговой  нагрузкой (Мексика, Ю.Корея, Япония) имеют  умеренные налоги как на потребление  и социальные нужды (до 15% ВВП), так  и на доходы граждан (3-5% ВВП).

В России налоги на потребление и социальные отчисления составляют в сумме 12,5% ВВП, а налог  на доходы физических лиц – менее 4% ВВП. Это позволяет отнести ее к группе стран с невысокой  нагрузкой в части налогообложения  потребления и социальных отчислений, хотя общий уровень налоговой  нагрузки составляет 35-37% ВВП. Это видимое  противоречие объясняется значительной ролью, которую играют в российском бюджете налоги на международную  торговлю - прежде всего экспортные пошлины - и ресурсные налоги, тогда  как в большинстве других странах  они полностью отсутствуют либо занимают незначительный удельный вес. В России на эти налоги приходится почти треть всех налоговых поступлений. Более 10,5% ВВП составляют таможенные пошлины и ресурсные налоги, фактически служащие средством изъятия природной  ренты, т.е. доходов от использования  природных ресурсов, находящихся  в государственной собственности. Наибольший вес в налоговых доходах  бюджетной системы по итогам 2007 года занимали таможенные пошлины (19,2%), НДС (18,7%), налог на прибыль организаций (17,9%), ЕСН (15,3%).

Налог на прибыль  организаций в % от ВВП в 2007 году по сравнению с 2000 годом возрос на 1,2 п.п. до 6,6%. НДФЛ увеличился с 2,4% ВВП  в 2000 году до 3,8% ВВП в 2007 году, за последние 2 года его доля увеличивалась на 0,3 п.п. ВВП ежегодно. Поступление  таможенных пошлин увеличились более  чем в 2 раза: с 3,1%ВВП в 2000 году до 7% ВВП в 2007 году, что связано как  с высокими мировыми ценами на энергоносители, так и с изменениями налогового законодательства. Этими же причинами  вызван более, чем трехкратный рост налога на добычу полезных ископаемых. Таким образом государство реагирует  на цены на мировом рынке.

Снижение  ЕСН с 7,3% ВВП в 2000 году до 5,6% ВВП  в 2007 году связано, прежде всего, со снижением  налоговых ставок и сохранением  номинальных пороговых значений ставки при значительном росте номинальной  заработной платы.

При рассмотрении распределения налогов по отраслям можно сделать вывод, что сравнительно велика лишь налоговая нагрузка в  нефтяном секторе, где она превышает 60% от полной добавленной стоимости. В других отраслях налоговая нагрузка не выходит за границы 30% добавленной  стоимости. Указанная направление  налоговой политики свидетельствует  о гибком подходе при определении  размера налогового бремени.

Это оказывает  влияние и на структуру доходов  бюджетной системы.

В 2007 году основная доля поступлений в размере 32% - приходилась  на добывающую отрасль, 17% - на обрабатывающие производства, 8% - операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, 8% - на оптовую и розничную  торговлю, 7% - на транспорт и связь, 5% - на строительство, 4% - на финансовую деятельность.

Снижение  ставок ключевых налогов не привело  к сокращению бюджетных доходов  благодаря тому, что одновременно было повышено налогообложение нефтегазового  сектора. Реформирование экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых в этом секторе позволило увеличить  изъятие природной ренты, образующейся в результате роста мировых цен  на энергоносители. Перенос налоговой  нагрузки с обрабатывающего на сырьевой сектор позволил ослабить негативное влияние удорожания сырья на мировых  рынках на конкурентоспособность российских товаропроизводителей. В целом, можно  сделать вывод, что данные анализа  свидетельствуют о положительных  сдвигах в развитии социально -экономической  системы Российской Федерации за анализируе-мый период, что означает: найден компромисс между государством и налогоплательщиками как субъектами отношений возникающих при осуществлении  налоговой политики.

3. Совершенствование  налоговой политики

В течение  истекшего десятилетия в России была проведена масштабная налоговая  реформа, которая с принятием  первых глав второй части Налогового кодекса в 2000 году. Реформа была направлена на упрощение и изменение структуры  налоговой системы, посредством  снижения налоговых ставок и изменения  правил исчисления и уплаты налогов, путем повышения эффективности  процедур налогового администрирования.

Принятие  подходов к налогообложению отдельных  секторов экономики, смягчило различия в инвестиционной привлекательности  отраслей, создало условия для  диверсификации экономики. В результате, налоговая нагрузка на экономику  без учета нефтегазового сектора  снизилась до более низкого уровня по сравнению с налоговой нагрузкой  в государствах с сопоставимым уровнем  бюджетных расходов.

Невысоки  по сравнению с большинством стран  и налоговые ставки. Тем не менее, характер современного этапа развития российской экономики характеризуется  наличием множества специфических  для этого этапа проблем, среди  которых можно выделить недостаточный  уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения, обеспечения исполнения контрактов), уровень развития судебной системы, защиты прав собственности. В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь одной из составных частей реформ, направленных на повышение конкурентоспособной  налоговой системы. Процесс совершенствования  продолжается и в настоящее время.

В Бюджетных  посланиях Президента РФ Федеральному собранию в 2010,2011,2012 годах обозначены Основные направления налоговой  политики и формирования доходов  бюджетной системы. Основными базовыми тезисами совершенствования налоговой  политики в краткосрочный период можно считать следующие:

Налоговая политика должна быть ориентирована  на решение двух основных задач: модернизацию экономики страны и обеспечение  необходимого уровня доходов бюджетной  системы.

Структура и уровень налогообложения должны свести до минимума негативное и оказывать  исключительно положительное влияние  на структурные изменения в экономике, формировать оптимальные условия  для развития предпринимательства  и инновационной деятельности.

Предприниматели должны осознавать и проявлять высокую  степень ответственности при  исполнении обязанности по уплате налогов. Умышленное уклонение от уплаты налогов  должно восприниматься как лишение  общества ресурсов, и данные действия должны жестко пресекаться и караться.

Постоянно необходимо изыскивать дополнительные возможности и для пополнения доходной части бюджетов всех уровней. Указанное пополнение должно обеспечиваться путем улучшения качества администрирования  существующих налогов.

По ряду направлений возможна оптимизация  налогообложения для стимулирования инновационной деятельности.

Необходимо  ввести в действие новые правила  регулирования трансфертного ценообразования  в налоговых целях и ввести в законодательство механизм консолидированного налогообложения прибыли организаций.

Однако, также  следует принять во внимание, что  ожидаемые структурные сдвиги в  экономике приведут к значительному  снижению доходов бюджетной системы (в основном за счет сокращения удельного  веса нефтегазового сектора, снижения доли импорта в ВВП), а также  то, что ожидаемый в будущем  рост социальных обязательств государства. В связи с данными положениями  не представляется возможным принятие мер налоговой политики, которые  могут привести к дальнейшему  существенному снижению бюджетных  доходов.

Таким образом, направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов  нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания  такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает  препятствий для устойчивого  экономического роста и, с другой стороны, – отвечает потребностям расширенного правительства в доходах для  предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций. С учетом изложенного, предстоит обеспечение реализации следующих мер долгосрочной стратегии в области налоговой политики:

1. Совершенствование  налогообложения добычи нефти.  По мере наработки соответствующих  методов налогового администрирования,  возможен переход к налогообложению  добавочного дохода, получаемого  при добыче углеводородного сырья,  рассчитываемого по четко установленным  правилам.

2. Переход  на новые принципы налогообложения  добычи природного газа, которые  будут направлены на выравнивание  налоговой нагрузки при добыче  природного газа и налоговой  нагрузки при добыче нефти  с одновременной дифференциацией  налоговых ставок в зависимости  от условий добычи. Планируется  поэтапная отмена нулевой ставки  НДПИ в части технологических  потерь и попутного газа

3. Введение  налога на недвижимость. В долгосрочной  перспективе планируется создание  эффективной системы налогообложения  недвижимости как одного из  важнейших источников доходов  региональных местных бюджетов. Для этого необходимо создание  кадастра объектов недвижимости  в сжатые сроки, а также разработка  и принятие методики массовой  оценки недвижимости на основе  данных кадастра.

4. Повышение  эффективности налога на прибыль  организаций, для чего следует  построить систему налогового  администрирования таким образом,  чтобы все необходимые для  ведения бизнеса и документально  подтвержденные расходы должны  приниматься к вычету за исключением  тех видов расходов, в отношении  которых установлен прямой запрет. Также необходимо добиться унификации  налоговых ставок для различных  категорий налогоплательщиков, а  также принять решения, направленные  на совершенствование амортизационной  политики.

5. Постепенное  повышение ставок акцизов с  целью придания большей значимости  этому виду налоговых доходов  в составе доходов бюджетов. Одновременно  необходимо внедрять дифференциацию  ставок акцизов на моторное  топливо в зависимости от его  экологического класса и унификацию  ставок на бензины с различным  октановым числом. При проведении  акцизной политики также необходимо  добиться гармонизации ставок  акцизов на табачные изделия  с сопредельными странами.

6. Совершенствование  налогообложения операций с ценными  бумагами.

7. Сокращение  масштабов использования специальных  налоговых режимов в налоговой  системе, являющихся исключением  из общих правил налогообложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении работы сделаем обобщающие выводы:

1. За четыре  столетия экономическая мысль  активно работает над проблемой  построения оптимальной системы  налогообложения. К настоящему  времени появилось много налоговых  проблем в связи с усилением  процессов международной интеграции (глобализации) мировой экономики.  Россия стоит перед необходимостью  непрерывно изучать накопленный  как зарубежный, так собственный  опыт, с целью его применения  при формировании стратегии развития  российской налоговой политики.

2. Применяя  гибкие инструменты к налогообложения,  учитывая ситуацию на мировых  рынках, меры по снижению налогового  бремени, введение дополнительных  льгот могут компенсировать потери  доходной части бюджета, к примеру,  за счет нефтегазового сектора.  Перенос налоговой нагрузки с  обрабатывающего на сырьевой  сектор позволяет ослабить негативное  влияние удорожания сырья на  мировых рынках на конкурентоспособность  российских товаропроизводителей. Влияние налоговой политики на  доходную часть бюджета можно  оценить только при проведении  многофакторного анализа, с учетом  не только абсолютных показателей  пополнения бюджета, но и относительно  валового продукта страны. Особенную  значимость представляет собой  оценка влияния налоговой политики  при сравнении аналогичных показателей  других стран.

Информация о работе Современная налоговая политика России и направления её развития