Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:09, курсовая работа
Налоги, уплачиваемые в той или иной форме, как главный источник формирования и пополнения финансовых ресурсов государства, изымаемые и поступающие в виде обязательных платежей, известны с древнейших времен. Институт налогообложения, как неотъемлемая составляющая общественного воспроизводства, в части распределения и перераспределения стоимости, формирования доходов субъектов экономики, потребителей и государства, появился одновременно со становлением товарного производства, последующим разделением общества на классы, появлением государства и его наличие присуще всем государственным образованиям, как с рыночной, так и с нерыночной системой хозяйственной деятельности. Внедрение системы налогообложения, обусловлено обеспечением необходимой материальной и финансовой базы для выполнения государственных задач. В Российской Федерации обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена Статьей 57 Конституции.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы формирования налоговой политики 6
2.Анализ влияния налоговой политики на доходы бюджетной системы… 16
3.Совершенствование налоговой политики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
В целом уровень налоговой нагрузки в российской экономике, определяемый как отношение уплаченных налогов к ВВП, остается на уровне 35-37%. Однако необходимо отметить, что такая нагрузка сформировалась в условиях постоянно растущих цен на нефть. Если рассчитать налоговую нагрузку при неизменных ценах на нефть, то она имеет явную тенденцию к снижению. К аналогичному выводу приводит анализ динамики налоговой нагрузки на секторы экономики не относящиеся к нефтегазовому. Она снизилась с 32-33% добавленной стоимости в начале налоговой реформы до 28-29% в последние годы.
Динамика налоговой нагрузки на экономику в целом и на секторы экономики, не относящиеся к нефтегазовому (в процентах от ВВП)
При сравнении
налоговой нагрузки в России и
других странах необходимо учитывать,
что среди наиболее развитых стран
можно выделить две группы: «социально-ориентированные»
западноевропейские государства, где
типичная налоговая нагрузка составляет
35-45% ВВП (в Швеции и Дании она
достигает 50% ВВП) и государства, в
меньшей степени возлагающие
на себя социальные обязательства по
бесплатному социальному и
Среди стран категории «развивающиеся рынки» также четко выделяются две группы: бывшие социалистические страны Восточной Европы, как правило, имеющие налоговую нагрузку 30-40% ВВП и остальные, для которых типична нагрузка 20-30% ВВП. Таким образом, по уровню налогов в отраслях, не относящихся к нефтегазовому сектору наша страну можно отнести к категории стран с невысокой нагрузкой (хотя в этой группе есть страны, где нагрузка еще ниже).
Анализ структуры налоговой нагрузки с другими странами показывает, что для развитых стран Западной Европы характерен высокий уровень налогов на потребление и социальных платежей (в сумме они составляют от 18% до 28% ВВП), а также подоходного налога (8-10% ВВП). В переходных экономиках Центральной и Восточной Европы уровень налогов этой группы еще выше (23-28% ВВП), однако подоходный налог не столь велик (3-7% ВВП). Среди государств с относительно легким налоговым бременем США отличаются высоким налогообложением физических лиц (9% ВВП), тогда как другие страны с относительно низкой налоговой нагрузкой (Мексика, Ю.Корея, Япония) имеют умеренные налоги как на потребление и социальные нужды (до 15% ВВП), так и на доходы граждан (3-5% ВВП).
В России налоги
на потребление и социальные отчисления
составляют в сумме 12,5% ВВП, а налог
на доходы физических лиц – менее
4% ВВП. Это позволяет отнести ее
к группе стран с невысокой
нагрузкой в части
Налог на прибыль
организаций в % от ВВП в 2007 году по
сравнению с 2000 годом возрос на 1,2
п.п. до 6,6%. НДФЛ увеличился с 2,4% ВВП
в 2000 году до 3,8% ВВП в 2007 году, за последние
2 года его доля увеличивалась на
0,3 п.п. ВВП ежегодно. Поступление
таможенных пошлин увеличились более
чем в 2 раза: с 3,1%ВВП в 2000 году до
7% ВВП в 2007 году, что связано как
с высокими мировыми ценами на энергоносители,
так и с изменениями налогового
законодательства. Этими же причинами
вызван более, чем трехкратный рост
налога на добычу полезных ископаемых.
Таким образом государство
Снижение ЕСН с 7,3% ВВП в 2000 году до 5,6% ВВП в 2007 году связано, прежде всего, со снижением налоговых ставок и сохранением номинальных пороговых значений ставки при значительном росте номинальной заработной платы.
При рассмотрении распределения налогов по отраслям можно сделать вывод, что сравнительно велика лишь налоговая нагрузка в нефтяном секторе, где она превышает 60% от полной добавленной стоимости. В других отраслях налоговая нагрузка не выходит за границы 30% добавленной стоимости. Указанная направление налоговой политики свидетельствует о гибком подходе при определении размера налогового бремени.
Это оказывает влияние и на структуру доходов бюджетной системы.
В 2007 году основная доля поступлений в размере 32% - приходилась на добывающую отрасль, 17% - на обрабатывающие производства, 8% - операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, 8% - на оптовую и розничную торговлю, 7% - на транспорт и связь, 5% - на строительство, 4% - на финансовую деятельность.
Снижение
ставок ключевых налогов не привело
к сокращению бюджетных доходов
благодаря тому, что одновременно
было повышено налогообложение нефтегазового
сектора. Реформирование экспортных пошлин
и налога на добычу полезных ископаемых
в этом секторе позволило увеличить
изъятие природной ренты, образующейся
в результате роста мировых цен
на энергоносители. Перенос налоговой
нагрузки с обрабатывающего на сырьевой
сектор позволил ослабить негативное
влияние удорожания сырья на мировых
рынках на конкурентоспособность
3. Совершенствование налоговой политики
В течение
истекшего десятилетия в России
была проведена масштабная налоговая
реформа, которая с принятием
первых глав второй части Налогового
кодекса в 2000 году. Реформа была направлена
на упрощение и изменение
Принятие
подходов к налогообложению отдельных
секторов экономики, смягчило различия
в инвестиционной привлекательности
отраслей, создало условия для
диверсификации экономики. В результате,
налоговая нагрузка на экономику
без учета нефтегазового
Невысоки
по сравнению с большинством стран
и налоговые ставки. Тем не менее,
характер современного этапа развития
российской экономики характеризуется
наличием множества специфических
для этого этапа проблем, среди
которых можно выделить недостаточный
уровень развития базовых институтов
(включая институты
В Бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному собранию в 2010,2011,2012 годах обозначены Основные направления налоговой политики и формирования доходов бюджетной системы. Основными базовыми тезисами совершенствования налоговой политики в краткосрочный период можно считать следующие:
Налоговая политика должна быть ориентирована на решение двух основных задач: модернизацию экономики страны и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.
Структура
и уровень налогообложения
Предприниматели должны осознавать и проявлять высокую степень ответственности при исполнении обязанности по уплате налогов. Умышленное уклонение от уплаты налогов должно восприниматься как лишение общества ресурсов, и данные действия должны жестко пресекаться и караться.
Постоянно необходимо изыскивать дополнительные возможности и для пополнения доходной части бюджетов всех уровней. Указанное пополнение должно обеспечиваться путем улучшения качества администрирования существующих налогов.
По ряду
направлений возможна оптимизация
налогообложения для
Необходимо
ввести в действие новые правила
регулирования трансфертного
Однако, также следует принять во внимание, что ожидаемые структурные сдвиги в экономике приведут к значительному снижению доходов бюджетной системы (в основном за счет сокращения удельного веса нефтегазового сектора, снижения доли импорта в ВВП), а также то, что ожидаемый в будущем рост социальных обязательств государства. В связи с данными положениями не представляется возможным принятие мер налоговой политики, которые могут привести к дальнейшему существенному снижению бюджетных доходов.
Таким образом,
направления налоговой политики
на долгосрочную перспективу основываются
на необходимости обеспечения
1. Совершенствование
налогообложения добычи нефти.
По мере наработки
2. Переход
на новые принципы
3. Введение
налога на недвижимость. В долгосрочной
перспективе планируется
4. Повышение
эффективности налога на
5. Постепенное
повышение ставок акцизов с
целью придания большей
6. Совершенствование
налогообложения операций с
7. Сокращение
масштабов использования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении работы сделаем обобщающие выводы:
1. За четыре
столетия экономическая мысль
активно работает над
2. Применяя
гибкие инструменты к
Информация о работе Современная налоговая политика России и направления её развития