Современные отечественные и зарубежные тенденции в пенсионном обеспечении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:36, реферат

Описание

Построение пенсионного общества в последние десятилетие стало стратегической целью для большинства стран. Мировое сообщество единодушно пришло к пониманию того, что информационная политика должна все больше ориентироваться на человека, развитие его потенциала, навыков и знаний, каждому гражданину необходимо получить максимум преимуществ от свободного и эффективного доступа к информации.

Работа состоит из  1 файл

СОВРЕМЕННЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИИ..docx

— 32.82 Кб (Скачать документ)

        Современная чешская система  пенсионного обеспечения состоит  из двух компонентов. Основной  является обязательное, базовое  пенсионное страхование – планы с фиксированными выплатами и постоянное финансируемое.

     Первый  из них представляет собой пенсионный план с определённым набором выплат. Это схема выхода на пенсию, гарантирующая участникам фиксированные суммы выплат после определенной выслуги. Взносы осуществляются работодателями, а иногда (частично) служащими и выводятся из-под налогообложения. Постоянно финансируемая система иначе называется «платим при получении» и представляет собой выплаты пенсий из текущих доходов, отчислений работающих, а не из специальных фондов, в которые отчисляются средства в течении всего периода работы будущего получателя пенсий. Это – «договор поколений».

         Состоящая из двух перечисленных  частей универсальная система обеспечивает пенсиями всех экономически активных граждан; правовое оформление, едино для всех страхователей, специальные схемы (например, отраслевые) отсутствуют. Только в области организационного и административного обеспечения предусмотрены определённые модификации для силовых ведомств (армии, полиции, пожарных, таможни и др.) Пенсию базового пенсионного страхования получает более 99% соответствующего по возрасту населения. Отчисления в пенсионный фонд в размере 17,4% начинаются с минимального размера заработной платы в 2 100 крон ( курс чешской кроны практически эквивалентен валютному курсу российского рубля). В пенсионный фонд отчисляются средства поровну работником и работодателем( т.е. каждый по 8,7%). Кроме того, изначисленной платы работнику изымаются взносы на социальное страхованиев размере 8%, медицинское страхование – 4,5%. Паушальный подоходный налог составляет 15%. Т.е. в совокупности из зарплаты вычитаются 36,2%.

     Предприятие также обязано перечислить в  бюджет на начисленную заработную плату 35%: на социальное страхование 26% и на медицинское страхование 9%.

          Второй компонент – добровольное  дополнительно финансируемое пенсионное страхование с частичным участием государства ( по терминологии ЕС его можно считать третьим компонентом пенсионного обеспечения. Регулярный второй компонент пенсионного обеспечения в государствах ЕС – из взносов работодателей – в чешской пенсионной системе отсутствует.) В доходах чешских пенсионеров оно составляет незначительную часть, однако её контролирует не Министерство труда и социальных дел, а Министерство финансов.

     Пенсионные  планы определённых взносов, «контрибуционные», или «паритетные» планы – пенсионная программа с фиксированными взносами, пенсионные планы с определённым постоянным уровнем взносов каждого участника – работодателя и работника (иногда размер отчислений работодателя определён законодательно). Уровень выплат зависит от доходности инвестиции.

     Основной  нормативный документ, регламентирующий право на пенсии базового пенсионного  страхования, способ установление размера  пенсии и её выплат регулирует закон 1996 г. «О пенсионном страховании». В соответствии с этим законом из базового пенсионного страхования выплачиваются пенсии: по старости ( в том числе досрочные); по инвалидности ( полной и частичной); вдовам и вдовцам; сиротам.

     При подсчёте размер пенсии по старости складывается из базовой (фиксированной) и страховой ( процентной) части. С 2008г. базовая составляет 2170 крон, а страховая – 1,5% за каждый полный год от расчётной основы периода страхования (учитывается только 80% компенсационного периода – учёбы, работы во время испытательного срока, учёте на бирже труда, получения пособия по безработице или переквалификации и др; в полном размере засчитывается компенсация периода при срочной воинской службе, декретном отпуске, уходу за тяжелобольными). Минимальный размер полной пенсии по инвалидности составляет 770 крон. Максимальная граница не установлена. 

          При наличии права на получение  нескольких вышеуказанных пенсий  одного и того же вида или по старости и по инвалидности, выплачивается только одна пенсия, большая по размеру. Если есть право на получение пенсии и по вдовству/сиротству, более высокая пенсия выплачивается в полном размере, а из остальных – 0,5%, если закон не установит иное.

          С 1996г. базовое пенсионное страхование  основано на следующих принципах: социальной солидарности; промежуточности финансирования; обязательности системы для всех экономически активных граждан при выполнении установленных условий (существует возможность добровольного участия в системе); предоставление возможности компенсации дохода в случае старости ( пенсии по старости), инвалидности и потере кормильца (вдовские и сиротские); единства системы – с некоторыми исключениями для лиц свободных профессий, затрагивающими способ установления основы для измерения страхового взноса на социальное обеспечение; самостоятельного определения будущим пенсионером размеров отчислений; динамичности системы – ряд элементов конструкции расчёта пенсий каждый год корректируется с учётом экономического развития, в том числе индексирование базы.

           В 2008г. в Чехии был внесён  на рассмотрение проект закона о реформировании системы пенсионного обеспечения до 2010г. Главная причина проведение реформы – сложная демографическая ситуация: постоянно растёт продолжительность жизни населения, следовательно, увеличивается не только количество людей, получающих пенсию, но и срок дожития, или период времени получения пенсий. Несмотря на сопротивление оппозиции и публичные выступления профсоюзов против проводимой правительством пенсионной реформы, правительственная коалиция провела этот закон в чешском парламенте. Особое недовольство реформа вызвала у рабочих трудоёмких отраслей, которые высказывают опасения, что просто не доживут до пенсии.

             Теоретически, проблему можно решить  и другим путём-повышением уровня пенсии относительно уровня заработной платы. Большинство европейцев после выхода на пенсию начинают жить в своё удовольствие, ведь коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) у них составляет 60-70%(для сравнения, в Российской Федерации – 23-27%, минимальный международный стандарт – 40%). Стремящаяся в зону евро Чехия подобного предложить не может. Поэтому выбран самый «лёгкий» путь – повысить возраст выхода на пенсию. Впрочем, по этому же пути идут и другие бывшие социалистические государства, заявляя, что в развитых странах этот возраст выше и не обращая внимания на несопоставимость уровня жизни и её продолжительности, а также количества отработанного трудового времени.

     Согласно  закону «О пенсионном страховании» в  Чехии пенсия по старости полагается каждому, кто выработал определенный трудовой стаж: минимум 25 лет при достижении возраста, дающего право на получение пенсии по старости; минимум 15 лет при достижении 65 лет. Согласно действовавшему до 01.01.1996 г. законодательству предельный возраст был установлен для мужчин - 60 лет. а для женщин — в зависимости от количества детей:.XIя бездетных — 57 лет. с одним ребенком — 56 лет, с двумя детьми — 55 лет. с 3-4 — 54 г., с пятью — 53 г.

     В настоящее время началось увеличение пенсионного возраста по сравнению  с социалистическими временами. Для выходящих на пенсию в период с 01.01.1996 г. до 31.12.2012 г. пенсионный возраст устанавливается последующей схеме: к календарному месяцу, с которого гражданин выходит на пенсию, прибавляется у мужчин два, а у женщин — четыре календарных месяца за каждый полный и начавшийся календарный год за период с 31.12.1995 г. до момента достижения установленных возрастных границ.

     В 2008 г. реформа продолжилась, были разработаны  три фазы ее проведения. После 31.12.2012 г. у мужчин пенсионный возраст будет 65, у бездетных женщин — 63 г., у  женщин с одним ребенком — 62, с  двумя детьми — 61, с 3-4 — 60, с пятью  — 59 лет. В 2030 г. все чешские граждане будут уходить на пенсию в 65 лет. Период рабочего стажа не будет засчитываться  при расчете пенсии.

     Таблица 3

     Изменение пенсионного возраста

Пенсионный  возраст в настоящее  время Пенсионный  возраст после 2030 г.
Мужчины 62 г. и 2 мес. Мужчины, бездетные  женщины и женщины с одним  ребенком 65 лет
Бездетные женщины 61 г. и 4 мес. Женщины с двумя  детьми 64 г.
Матери В зависимости  от количества детей Женщины с тремя  детьми 63 г.
Женщины с большим количеством детей 62 г.
 

     По  мнению президента Чешской Республики Вацлава Клауса, правительственный  план пенсионной реформы был принят чрезмерно быстро и без проведения серьезной дискуссии. Представленный проект глава государства оценивает  лишь, как разрозненный набор документов с предложениями партий правящей коалиции, отрывочные выдержки из которых  общественность видела исключительно  на предвыборных листовках. Колоссальной ошибкой считается тот факт, что сущность пенсионной реформы не объясняется тем, кого она в первую очередь касается. По мнению президента, никто из правящих политиков не старается объяснить гражданам главную идею, что пенсия, выплачиваемая государством, должна иметь максимально равноправный характер и гарантировать человеку лишь базовое обеспечение в старости. Все остальное будет зависеть исключительно от каждого конкретного человека [18, c. ]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Современные отечественные и зарубежные тенденции в пенсионном обеспечении