Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:02, реферат
В Российской Федерации отсутствовал свободный рынок драгоценных металлов и драгоценных камней. Однако переход российской экономики к рыночным отношениям, начавшийся в 90-е годы, активизировал оборот драгоценных металлов и драгоценных камней. Ранее существовавшая государственная монополия была постепенно ликвидирована, а правовое обеспечение рынка драгоценных металлов и драгоценных камней практически сформировалось заново.
1. Введение стр.4
2. Современные тенденции развития рынка драгоценных металлов стр.5
2.1 Запасы РФ стр. 6
2.2 ОМС, слитки и монеты стр. 8
2.3 Биржи контрактов на золото стр. 10
2.4 Модель устойчивого роста для рынка драгоценных
металлов в России стр. 11
3. Заключение стр. 16
4. Список литературы
Таким
образом, вложения в драгоценные
металлы - традиционная защита денежных
средств от инфляции на долгий срок
и хороший инструмент для диверсификации
капитала. Такие инвестиции могут
рассматриваться как
Спрос
на драгметаллы растет - это общемировая
тенденция. В 2008 г. в США было продано
больше 1 млн золотых монет -с мая
по сентябрь их продажи увеличились
шестикратно. Также растут продажи домашних
сейфов и повысился спрос на услуги по
оборудованию домашних хранилищ. Газета
Wall Street Journal отмечает, что население отказывается
от пластиковых карт в пользу наличности
(небывалое прежде явление), а в целом кризис
способствует хранению денежных средств
в физическом виде.
2.3 Биржи контрактов на золото
Основной механизм цен на золото - это срочная товарная биржа металлов СОМЕХ в Нью-Йорке, через которую проходят бумажные контракты. На этой биржевой площадке немало спекулянтов, спрос и предложение которых и формирует цену золота в конкретный момент.
На СОМЕХ можно производить операции с драгоценными металлами без посредников и комиссий. Колебания цен на драгметаллы позволяют получать доход больший, чем традиционными способами инвестирования. Так, несмотря на близкие котировки золота на 01.01.2008 (833 долл. за тройскую унцию) и 31.12.2008 (872 долл.), в течение минувшего года стоимость его колебалась от 710 долл. до 1027 долл. за тройскую унцию. Разница между минимальной и максимальной ценой составила 45%, что отражает высокий потенциал данного рынка как средства приумножения активов.
У фьючерсов и опционов есть свои преимущества, ведь для того чтобы купить контракт, необходимо внести лишь гарантийное обеспечение (у фьючерса) или премию (у опциона). Однако формирование цены на золото имеет спекулятивный характер, поэтому здесь нельзя говорить о стабильности прибыли. Опционы ограничивают риски и позволяют заработать на любых движениях котировок, даже при отсутствии динамики, тогда как фьючерсы могут хорошо защитить в период инфляции.
В России фьючерсы и опционы на золото торгуются на РТС FORTS, а при желании инвестора некоторые российские брокеры производят операции на зарубежных торговых площадках. Однако с началом финансового кризиса объемы торгов на FORTS, в том числе и на золото, упали примерно в 2-3 раза.
Надо отметить, что, как средство инвестирования, золото более популярно на зарубежных рынках, по нему активно идет торговля фьючерсными контрактами на основных торговых площадках в Нью-Йорке и Лондоне. На американском рынке спрос на золото со стороны инвесторов лучше всего отражает изменение объема вложений в ETF (торгуемые фонды на базе золота). В России же нет такого удобного инструмента для инвестиций в драгметаллы. Вообще, в нашей стране рынок драгоценных металлов либерализован сравнительно недавно. Можно сказать, что пока он находится в стадии становления. Так что достижения в этой сфере еще впереди.
Стратегическое значение российского рынка драгоценных металлов определяется не только функциями пополнения золотовалютных резервов, обеспечивающих стабильность финансовой системы РФ, но и её вовлечением в мировую торговлю в качестве экспортера этих металлов и изделий из них. В данной связи возникает объективная необходимость в эффективной организации рынка драгоценных металлов, функционирование которого воздействует как на отдельные рынки и экономические секторы, так и на структуру национальной экономики в целом.
Современные тенденции развития мирового рынка драгоценных металлов требуют глубокого понимания особенностей движения металла от стадии добычи и производства в торгово-финансовую систему, а также динамики спроса и предложения.
Россия — один из крупнейших в мире продуцентов золота, серебра и платиноидов. По общим запасам золота она занимает 2-е место в мире после ЮАР — 12% от мирового запаса, государственным балансом учитывается более 11,9 тыс. тонн золота. По добыче золота Россия находится на пятом месте в мире (8%) после ЮАР, США, Австралии и Китая. Россия располагает и значительными прогнозными ресурсами золота — около 18 тыс. тонн, до 1,3 тыс. тонн составляют ресурсы золота в комплексных месторождениях.
Россия — крупный экспортер серебра, занимает 6% в его мировом экспорте. В 2009 г. за рубеж вывезено более половины добытого серебра. Кроме того, оно вывозится за рубеж в составе концентратов цветных металлов. Как один из крупнейших мировых экспортеров металлов платиновой группы Россия уступает по объему поставок только ЮАР. Помимо металлов, добытых ОАО «ГМК „Норильский никель“, на экспорт также поставляются платиноиды из государственного резерва.
Рассмотренные позиции РФ демонстрируют общую специфику участия РФ в мировом рынке драгоценных металлов для всех сегментов:
позиционирование РФ на мировом рынке как государства с солидными запасами драгоценных металлов и существенными объемами добычи и производства первичного металла;
видные, а в ряде сегментов и лидирующие позиции экспорта драгоценных металлов на мировой рынок.
И хотя в товарной структуре всего российского экспорта удельный вес драгоценных металлов в целом не превышает 2%, Россия играет существенную роль в их мировом обращении, главным образом, как продуцент и поставщик металла на мировой рынок.
К сожалению, внутренний рынок драгоценных металлов в России характеризуется ограниченным спросом и привилегированным положением государства как основного покупателя с существенным объемом государственного заказа на приоритетной основе. Внутренний рынок не имеет развитой инфраструктуры, характеризуется низкой степенью экономического стимулирования участников рынка со стороны государства.
В сфере государственного регулирования рынка выделяют следующие актуальные проблемы:
монополия банковской системы на торговлю драгоценными металлами;
отсутствие
Добыча драгоценных металлов в РФ в последние годы выглядит относительно стабильной, но при этом поддерживается главным образом высокими ценами на рынке. Между тем, в значительной мере добыча и производство драгоценных металлов зависят от уровня свободы действий субъектов добычи и производства, от эффективности экономических стимулов для воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Еще в 2005 году В.В. Путин при посещении Магаданской области, крупнейшего золотодобывающего региона России, выразил обеспокоенность целым рядом проблем в отрасли, в том числе разрывом между возможностями золотодобывающей отрасли и реальными объемами золотодобычи в стране: "Россия обладает значительными, поистине уникальными запасами золота. Однако, занимая, по разным оценкам, примерно третье место в мире по запасам золота, мы пока остаемся на пятом месте по золотодобыче. В золотодобыче должны быть созданы такие экономические и правовые условия, которые позволят максимально использовать потенциал всех типов месторождений: коренных, россыпных и комплексных. Это позволит гарантировать занятость и уровень жизни в регионах золотодобычи и многое другое“.
В связи с этим следовало бы выработать правовую и финансово-экономическую модель развития отечественной добычи драгоценных металлов, которая обеспечили бы ей устойчивый рост, в том числе за счет освоения новых месторождений. При этом государственное регулирование по целому рядов вопросов золотодобычи должно стать более гибким и более оперативным, а роль государства в сфере изучения и разведки недр — более значимой. Одновременно необходимо обеспечить условия для привлечения к геологоразведке частных инвестиций, повышения заинтересованности горнодобывающих компаний в изучении и разведке недр.
По мнению Союза золотопромышленников России необходимо упростить процедуры предоставления лицензий на поиск и оценку, лицензий на разведку и добычу в результате открытия месторождения, устранить избыточную регламентацию предпринимательской деятельности.
Актуальной проблемой остается правовая обеспеченность предпринимательской деятельности в частной геологоразведке и добыче драгоценных металлов, что могла бы осуществляться физическими лицами (вольноприносительство) в определенных государственными нормами рамках (в частности, малые россыпные месторождения). Решение этих вопросов в немалой степени могло бы способствовать снижению незаконного оборота драгоценных металлов и повышению налоговой отдачи от отрасли без изменений в уровнях налогообложения. Разрешение на частную добычу физическими лицами решило бы сразу несколько других проблем. Уменьшило безработицу в золотоносных регионах Сибири и Дальнего Востока, повысило поступления в бюджет РФ за счет налогов от старателей, увеличило добычу золота и вывело часть рынка драгоценных металлов из криминального оборота, который на сегодняшний день оценивается более чем в 10 тонн, что составляет около 10% общей добычи по стране.
Следующая группа проблем связана с организацией обращения драгоценных металлов, что прямо касается деятельности всех участников этого рынка — добывающих и обрабатывающих предприятий, промышленных и частных непромышленных потребителей, банковского сектора и частных инвесторов. Вся группа проблем возникает ввиду отсутствия в инфраструктуре российского рынка драгоценных металлов единой торговой площадки, а именно биржи драгоценных металлов.
Любые достижения в добыче и производстве драгоценных металлов в России не дадут ожидаемого эффекта, поскольку динамика и качество развития российского рынка этих товаров значительно уступает непосредственным конкурентам, а его инфраструктура остается в зачаточном состоянии, создавая предпосылки для дальнейшего отставания.
Мировой рынок драгоценных металлов базируется в Лондоне. Лондонский фиксинг устанавливается в стране, фактически не добывающей драгоценные металлы, потому что в Англии созданы все необходимые институциональные условия для участников этого рынка. Россия имеет все предпосылки, чтобы войти в число ведущих мировых центров торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и занять здесь не только лидирующие позиции в качестве страны-продуцента, но и начать играть активную роль одного из международных центров торговли и иметь возможность активного влияния на этом рынке. Драгоценные металлы в России должны покупаться и продаваться на российской бирже, следовательно, в России пора уже работать не по лондонскому, а по собственному фиксингу.
Ведь мировые торговые центры стремятся укрепить свое положение, мобилизуя все имеющиеся у них финансовые и политические ресурсы в целях формирования на своих территориях соответствующей институциональной среды, условий и правил для активной международной торговли драгоценными металлами, в том числе и посредством создания благоприятного правового и налогового климата, современных объектов инфраструктуры международного рынка. В РФ тоже уже созданы все основные предпосылки для создания российской биржи драгоценных металлов, на которой были бы сосредоточены площадки для организованной оптовой и розничной торговли драгоценными металлами и изделиями из них. Такая биржа должна обладать развитой организационно-технической инфраструктурой, основанной на современных информационных технологиях, представлять участникам рынка полный спектр услуг, необходимых для организации их деятельности. К этому можно добавить, что установка на создание в РФ действующих бирж драгоценных металлов и драгоценных камней уже имелась в Указе Президента РФ от 16 декабря 1993 года №2148 „О развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации“.
Важнейшим
элементом деятельности биржи должны
стать современные системы
Информация о работе Современные тенденции развития рынка драгоценных металлов