Специальные фонды в зарубежных странах: значение, состав, особенности управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы.
Посредством таких экономических форм, как доходы и расходы, которые выражают последовательные этапы распределения и перераспледеление общественного продукта происходит функционирование государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета – это абсолютно взаимовляющие категории, и каждая из них имеет свое специфическое общественное значение.

Содержание

Введение
I. Общее понятие специальных (внебюджетных) фондов
II. Специальные фонды зарубежных стран Специальные фонды зарубежных стран
1. Специальные фонды зарубежных стран: виды, особенности, характеристика
2. Инновационные фонды
III. Специальные фонды России: особенности и отличия от зарубежных фондов
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 69.31 Кб (Скачать документ)

Развитие научно-технической  революции порождает создание научно-исследовательских  фондов, используемых для финансирования поддержки научных исследований в промышленности, строительстве, а  также содержания государственных  научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований. В  США действуют 2 крупных фонда: национальный научный фонд (ННФ) и научный фонд бюро стандартов (НФБС). Средства ННФ  формируются за счет поступлений  из федерального бюджета, отчислений от прибыли промышленных предприятий, а также взносов университетов  и колледжей. Расходуется на финансирование программы в области фундаментальных  исследований, на премии ученым за научные  исследования, на строительство научных  центров, подготовку кадров. НФБС финансирует  компании, которые проводят эксперименты и доводят научные исследования до их промышленного и сельскохозяйственного использования.12

В Великобритании фонд национальной корпорации по развитию исследований имеет самостоятельный баланс и  не зависит от государственного бюджета. Его средства формируются за счет доходов от продажи лицензий на право  использования изобретений. Государство  предоставляет фонду бессрочные авансы и ежегодные субсидии. Он финансирует капитальные вложения частных предприятий, занимающихся научной разработкой проблем  и внедрением результатов этой разработки в производство. На средства фонда  осуществляются исследования, проводимые в лабораториях государственных  университетов, национальных и частных  компаниях, и доводятся до их промышленного  освоения.

Кредитные фонды - это ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных  банков, сберегательных касс, других кредитных  учреждений, предоставляемые на условиях возврата и уплаты процентов. Преимущественным правом пользования такими фондами  обладают юридические лица, выполняющие  государственные заказы или работающие в соответствии с государственными программами развития страны. Большое  значение кредитные фонды получили во Франции, к ним относятся фонды  Банка Франции, Банка внешней  торговли, депозитно-сохранной кассы. В США функционирует целый  ряд кредитных фондов, которые  осуществляют программы, сосредоточенные  в 3-х важнейших отраслях - сельское хозяйство, жилищное строительство  и внешнеэкономические связи. Для  кредитования сельского хозяйства  создан фонд администрации фермерского  кредита, осуществляющий координацию  деятельности федеральных земельных  банков, федеральных банков среднесрочного кредита и федеральной кооперации. Фонды этих кредитных учреждений формируются за счет средств казначейства, а также путем продажи собственных  обязательств и используются для  предоставления ссуд на различные цели (реализацию урожая, строительство  складов и другие сельскохозяйственные нужды).

Важное значение для экспорта американского капитала имеет фонд Экспортно-импортного банка США. Банк выдает кредиты (до 15-20 лет) американским экспортным компаниям, а также предоставляет гарантии по экспортным кредитам частных банков (в пределах 30-60% суммы кредита). Основным источником ресурсов банка являются собственные средства и займы.

В Японии имеется большое  количество кредитных фондов. Наибольшее значение приобрели фонды финансовых корпораций (корпорации финансирования жилищного строительства, корпорации финансирования мелких и средних  предприятий) и фонды специальных  банков (Экспортно-импортного банка  Японии, японского Банка развития, Центрального кооперативного банка  для сельского хозяйства и  др.). Фонды финансовых корпораций формируются  за счет средств бюджета, а также  процентов за выдаваемые кредиты. Эти  фонды предоставляют займы под  умеренные проценты с целью финансирования «рискованных предприятий» или оказания помощи тем компаниям. Которые не имеют доступа к другим источникам кредита.

Социальные фонды - ресурсы, которые предназначены для оказания услуг населению. Рост численности  лиц наемного труда в результате развития производства, увеличение разрыва  в интересах различных социальных групп общества, вызванное НТР, общее  постарение населения стран объективно привели к необходимости увеличения фондов социального страхования. В  последнее десятилетие объем  социальных фондов в промышленно  развитых странах возрос в абсолютных суммах в 5-8 раз. Рост объема социальных фондов дает возможность повысить социальные выплаты. Фонды образуются за счет 3 источников: страховых взносов застрахованных, страховых взносов предпринимателей и субсидий государства.13

Взносы застрахованных представляют прямой вычет из их дохода. По существу, это прямой целевой налог. Ставка взноса в большинстве развитых стран устанавливается в процентах к валовому заработку и является пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взноса или максимальный доход, к которому применяется ставка. Ставки взноса установлены: в США - 7,15%; в Великобритании - 5,7% и 9% (в зависимости от дохода); во Франции - 5,7%; в Японии - 5,3%. В странах действует либо один взнос с физических лиц по всем видам страхования (США), либо насколько (ФРГ, Франция), уплата которых дает право на соответствующие виды социальных услуг. Взносы с предприятий взимаются в процентах не к общему фонду заработной платы занятых, а к заранее установленной максимальной валовой заработной плате, т.е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются. Поэтому чем выше доля квалифицированных работников в компании, чем выше их заработная плата, тем меньше отчислений производят они в социальные фонды. В США и ФРГ ставка взноса с физических и юридических лиц одинаковая, в Великобритании и Франции разная. Взносы предпринимателей приравниваются к издержкам производства и возмещаются им в виде повышенных цен на товары.

В США действует большое  количество социальных фондов, находящихся  в разном административном подчинении, для осуществления социальных программ. Наиболее крупными являются 3 общенациональных фонда: фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца; фонд страхования государственных служащих; фонд помощи нуждающимся. Фонды социального страхования в ФРГ включают большое число автономных фондов, охватывающих отдельные виды страхования - фонд пенсионного страхования рабочих и служащих, фонд страхования по болезни, фонд страхования по безработице и т.д. В Великобритании функционируют 2 основных социальных фонда: фонд национального страхования и пенсионные фонды государственных предприятий. В Японии насчитываются 4 крупных фонда: фонд страхования здоровья, фонд национальных пенсий, фонд страхования от производственного травматизма, фонд страхования от безработицы. Во Франции к наиболее значительным социальным фондам относятся: фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству; пенсионный фонд; фонд помощи семьям; национальный фонд помощи безработным.

Среди межгосударственных фондов наибольшее значение имеют Международный  валютный фонд, задачей которого является урегулирование международной ликвидности  в целях равновесия платежного баланса, и Международный банк реконструкции  и развития (МБРР), предоставляющий  долгосрочные кредиты для расширения производственных мощностей обычно сроком на 20 лет под гарантию правительств стран - членов. В Европейском Союзе созданы ряд межгосударственных фондов, в том числе Бюджет ЕС, Европейский фонд развития, Европейский фонд валютного сотрудничества.

Правительства западных стран  стремятся увеличить число фондов для получения в свое распоряжение больших средств. Но недостаток финансовых ресурсов и сложность управления ими вынуждают время от времени объединять фонды или ликвидировать некоторые их них.14

  1. Инновационные фонды

Важным звеном системы  внебюджетного стимулирования нововведений являются инновационные внебюджетные фонды государства и частных  лиц, особенно при большом бюджетном  дефиците и вынужденном сокращении бюджетного финансирования инновационно-инвестиционной деятельности. Именно поэтому хотелось бы вынести их отдельной строкой. Они представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных, региональных государственных органов власти и введении частных и общественных организаций, имеющих строго целевое назначение - стимулирование и финансирование научных исследований, опытно-конструкторских разработок, внедрения, распространения и освоения нововведений. К инновационным внебюджетным фондам относятся различные автономные и присоединенные внебюджетные фонды, специальные сметы и счета.

Инновационные фонды - один из методов перераспределения национального  дохода в пользу осуществления внебюджетного  финансирования инноваций и инвестиций, связанных с ними. Инновационные внебюджетные фонды решают две основные важные задачи: обеспечение дополнительными, помимо бюджетных, средствами приоритетных направлений инновационно-инвестиционной деятельности и расширение инжиниринговых, информационно-консалтинговых услуг в отношении НТП, управления и финансирования, бизнес-планирования инноваций и инвестиций среди предпринимателей, особенно среди ученых и инженеров. Эти средства, обобществленные инновационными фондами, используются для процесса расширенного воспроизводства на новой научно-технической базе, т. е. пополнения кругооборота капитала в целях увеличения прибыли государственного и частного сектора за счет инновационной деятельности, а часть на благотворительные цели поддержки научных исследований как источника нововведений, не преследующие присвоение прибыли и обеспечение коммерческой деятельности.

Являясь необходимым дополнением  бюджетов, инновационные фонды появились  с расширением государственной  и частной деятельности в сфере  НТП, когда возникали новые виды расходов, которые отражались на особых счетах и покрывались из источников, созданных для целей финансирования нововведений. Однако они поначалу носили, как правило, временный характер, поскольку выполнение государством или частной организацией намеченных инновационных мероприятий и прекращение их финансирования вызывало ликвидацию фонда. Поэтому количество инновационных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция роста фондов, вызванная увеличением числа задач по развитию экономики на основе НТП, стоящих перед государством, частным бизнесом, особенно расширением инновационной предпринимательской деятельности. Множественность инновационных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. Кроме того, определенная часть инновационных фондов действовало как полузакрытые организации из-за необходимости сохранения государственной и коммерческой тайны в отношении военных и гражданских НИОКР, что вызывало серьезное недовольство в предпринимательской среде из-за ограничения доступа к достижениям НТП. 15

В современных условиях государство, частный бизнес и общество в целом  заинтересованы в расширении количества и объемов инновационных и  инвестиционных внебюджетных фондов. Это объясняется рядом причин. Во-первых, правительство получает денежные средства, находящиеся в  значительной мере вне эффективного финансового контроля со стороны  законодательной власти. Часть фондов, особенно связанных с государственной  тайной в отношении военных НИОКР  и конверсии ВПК, не рассматривается  и не утверждается парламентом. Во-вторых, у государства и частного бизнеса  появляются дополнительные возможности  для инновационной деятельности и финансовой поддержки инновационного предпринимательства в целях  увеличения предпринимательской прибыли  и обеспечения стабильности за счет нововведений, особенно в условиях депрессивной экономики. В-третьих, фонды  позволяют сглаживать кризисное  состояние с бюджетным финансированием  инноваций и инвестиций, отвлекать  часть определенных инвестиционных расходов на нововведения из бюджета, сокращать его дефицитность. При  этом очень важно, чтобы активное сальдо инновационных фондов не использовалась для покрытия дефицита текущего бюджета  через кредитные операции.

Инновационные внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь- это выделение из бюджета определенных инвестиционно-инновационных расходов, имеющих особо важное значение, а другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для инновационных целей. В развитых зарубежных странах инновационные фонды образуются двумя способами: одни выделяются из государственного или местных бюджетов, но сохраняют с ними тесные финансовые связи; другие создаются по особому решению законодательного органа для проведения активной и результативной инновационной политики. Под влиянием экономических, политических и социальных условий количество инновационных фондов изменяется. 16

Создание других фондов обусловлено  возникновением новых ранее неизвестных  инвестиционных расходов на нововведения и НИОКР, которые заслуживают  особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства  законодательный орган принимает  специальное решение об образовании  внебюджетного фонда.

Инновационные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования инвестиционных ресурсов для финансирования определенной стадии инновационного процесса или для  финансирования прохождения определенной новации через все стадии инновационного процесса. Обычно в названии фонда  указана инновационная цель расходования средств, либо финансирование научно-исследовательской  деятельности, либо реконструкция, модернизация производства через нововведения.

В финансовой системе развитых стран инновационные фонды занимают важное место. Объем концентрируемых  в них средств значителен, т.к. они во многом обеспечивают инвестиционными  ресурсами инновационный тип  экономического роста. На эти фонды прежде всего возлагаются такие функции, как экономическая и воспроизводственная. За счет средств таких фондов государство и частный бизнес вмешиваются в инновационный процесс производства и реализации новых идей, технологий, предоставляет субсидии, кредиты инновационным предприятиям, а также займы и оказывают информационно-инжиниринговые услуги.

Инновационные фонды отличаются друг от друга по срокам действия, правовому  положению, целям использования. В  зависимости от срока фонды различаются: временные, функционирующие в течение  определенного срока, как правило, в течение реализации инновационных  проектов или программ, и постоянные. Во временных фондах отсутствует  процесс капитализации финансовых ресурсов, они потребляются и расходуются  в виде безвозмездной финансовой помощи, без воспроизводства, т.е. не функционируют как капитал, не ориентированы на обслуживание коммерческой инновационной деятельности, не преследуют цель получения прибыли от нововведения. В порядке исключения во временных фондах может осуществляться процесс кратковременной капитализации, ограниченный периодом осуществления инновационных проектов и программ, которые финансируются этими фондами. В постоянных инновационных фондах финансовые ресурсы используются как капитал, обслуживая коммерческую инновационную деятельность и процесс получения и накопления прибыли от нововведений, большинство расходов осуществляются в виде выдачи кредитов.

Информация о работе Специальные фонды в зарубежных странах: значение, состав, особенности управления