Специальные фонды в зарубежных странах: значение, состав, особенности управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы.
Посредством таких экономических форм, как доходы и расходы, которые выражают последовательные этапы распределения и перераспледеление общественного продукта происходит функционирование государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета – это абсолютно взаимовляющие категории, и каждая из них имеет свое специфическое общественное значение.

Содержание

Введение
I. Общее понятие специальных (внебюджетных) фондов
II. Специальные фонды зарубежных стран Специальные фонды зарубежных стран
1. Специальные фонды зарубежных стран: виды, особенности, характеристика
2. Инновационные фонды
III. Специальные фонды России: особенности и отличия от зарубежных фондов
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 69.31 Кб (Скачать документ)

Главными методами мобилизации  национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и  займы. Основной метод - это специальные  налоги и сборы, установленные законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.

Средства бюджетов поступают  в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых  доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные  средства.

В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для  приобретения ценных бумаг и получения  прибыли в форме дивидендов или  процентов.7

Особенности внебюджетных фондов:

- внебюджетные фонды планируются  органами власти и управления  и имеют строгую целевую направленность;

- денежные средства внебюджетных  фондов используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;

- формируются, в основном, за счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц; 

- страховые взносы во  внебюджетные фонды и взаимоотношения,  возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и  являются обязательными; 

- регулирование отношений,  связанных с исчислением, уплатой  и взысканием взносов во внебюджетные  фонды; 

- денежные ресурсы фонда  находятся в государственной  собственности, они не входят  в состав бюджетов, а также  других фондов и не подлежат  изъятию на какие-либо цели, прямо  не предусмотренные законом; 

- расходование средств  из фондов осуществляется по  распоряжению правительства или  специально уполномоченного на  то органа (правление фонда).

Специальные фонды выступают  одним из звеньев общегосударственных  финансов.

Государственные и местные  бюджеты – это наиболее известной  формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе. Но ограниченность ресурсов и ряд факторов обусловливают  целесообразность параллельного использования  и другой формы — специальных  фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственные процессы и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильности экономики. Во-вторых, правительство получает денежные средства, находящиеся в значительной мере вне эффективного финансового контроля со стороны законодательной власти, т.к. эти фонды, как правило, автономны от бюджета. В-третьих, отвлекая часть определенных расходов из бюджета, внебюджетные фонды сокращают его дефицитность. Активное сальдо фондов может использоваться для покрытия дефицита бюджета через кредитные операции.

Таким образом, специальные  правительственные фонды — это  форма перераспределения и использования  финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования своих мероприятий. Порядок образования и использования  данного звена финансовой системы  регламентируется законодательством. К ним относятся различные  фонды, специальные сметы и счета.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Специальные фонды зарубежных стран Специальные фонды зарубежных стран
  1. Специальные фонды зарубежных стран: виды, особенности, характеристика

В финансовой системе зарубежных стран специальные фонды занимают важное место. Объем средств, которые в них концентрируются, значителен. Во Франции специальные фонды по размеру приближаются к государственному бюджету страны, в Японии из специальных фондов финансируется свыше половины государственных расходов, в Великобритании - 1/3.

К специальным фондам в  зарубежных странах относятся различные  автономные и присоединенные бюджеты, внебюджетные фонды, специальные сметы  и счета. На них возлагаются, прежде всего, экономическая и социальная функции. За счет средств фондов государство вмешивается в процесс производства, предоставляет субсидии и кредиты предприятиям, а также внешние займы, оказывает социальные услуги населению.

На  специальные фонды возлагаются, прежде всего, такие функции, как  экономическая и социальная. С  их помощью возможно:

• влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

• обеспечивать природоохранные  мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов  за загрязнение окружающей среды;

• оказывать социальные услуги населению путем выплаты  пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

• предоставлять займы, в  т.ч. зарубежным партнерам, включая  иностранные государства.

Источники формирования специальных  фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает  влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.

Следовательно, источники  формирования спецфондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории государства, различаясь по административно-территориальным единицам.9

Главными методами мобилизации  средств при образовании фондов выступают специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств государственного и местных бюджетов, ресурсы из которых поступают в виде безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых поступлений.

Доходами специальных  фондов могут также выступать  добровольные взносы и заемные средства.

Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями  и содержанием разработанных  и реализуемых программ. Часть  средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Специальные фонды  могут выступать инвесторами  и участниками финансового рынка  в связи с тем, что, во-первых, нередко  использование денежных средств  не совпадает со временем их образования, а, во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.

Управление каждым фондом осуществляет административный аппарат, который имеет определенные права  и обязанности, оговоренные уставом  или законом.

Специальные фонды, как правило, имеют целевой характер. Так, фонд социального страхования предназначен для выплат пенсий и пособий застрахованным, кредитные фонды - для предоставления ссуд предприятиям или другим странам. Однако в некоторых фондах вид  расходов не всегда точно определен. Так, в Великобритании существует фонд Главного казначея (министра финансов), создаваемый из остатков фондов министерств  и ведомств, чтобы поддержать равновесие во всех фондах. В Японии имеется  специальный счет, осуществляющий перераспределение  налоговых поступлений. Часть налоговых  доходов государственного бюджета  концентрируется на этом счете и  направляется в зависимости от потребностей в местные бюджеты. Это перераспределение вызвано различиями в численности населения и уровнем развития экономики префектур.10

Специальные фонды отличаются друг от друга по правовому положению, целям использования.

По правовому положению  специальные фонды делятся на государственные и местные. Первые находятся в распоряжении центрального правительства. Это наиболее важные фонды: инвестиционные, валютные и др.

У местных органов власти имеется большое количество местных  фондов, среди которых наиболее крупными являются заемные фонды. В Великобритании такой фонд действует с конца 19 века и используется для финансирования капитальных вложений.

В зависимости от целей  использования специальные фонды  подразделяются на экономические, научно-исследовательские, кредитные, социальные, личного и  имущественного страхования, военно-политические, межгосударственные.

Таблица «Классификация специальных (внебюджетных) фондов»

 

Классификационный признак

Вид фонда

Пример  фонда

Срок действия

Временные

Фонд немедленной помощи и фонд европейской программы  восстановления, Касса Юга

Постоянные

Дорожные фонды разных стран

Принадлежность

Государственные

Инвестиционные, валютные фонды  и т.д.

Межгосударственные

МВФ, МБРР, фонды ЕС

Местные

Заемные фонды

Цель использования

Экономические

Фонд реконструктивной финансовой корпорации, Фонд перестройки и развития экономики (США); Фонд экономического и  социального развития страны (Франция); Инвестиционный бюджет (Япония)

Научно-исследовательские

Национальный научный  фонд и Научный фонд бюро стандартов (США); Фонд национальной корпорации по развитию исследований (Великобритания)

Кредитные

Фонды Банка Франции, Банка  для внешней торговли, депозитно-сохранной  кассы (Франция); Фонд администрации  фермерского кредита, фонд экспортно-импортного банка (США); Фонды финансовых корпораций и фонды специальных банков, Японский банк развития, экспортно-импортный банк (Япония)

Социальные

Фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца; фонд помощи нуждающимся (США); Фонд пенсионного  страхования рабочих и служащих, фонд страхования по болезни, фонд страхования  по безработице (Германия); Фонд национального  страхования, пенсионные фонды государственных  предприятий (Великобритания); Фонд страхования  здоровья, фонд страхования от производственного  травматизма, фонд страхования от безработицы (Япония); Национальный институт социального  страхования, (Италия); Фонд страхования  по болезни, инвалидности и материнству; пенсионный фонд, фонд помощи семьям; национальный фонд помощи безработным (Франция); Ассоциация страхования экспортных кредитов (США)

Военно-политические

Конфиденциальные (секретные) фонды федерального бюджета (США)


 

Экономические фонды предназначены  для регулирования хозяйственной  жизни. К ним относятся, например, инвестиционные, конъюнктурные. Средства этих фондов направляются на финансирование частных компаний и малорентабельных государственных предприятий, особенно - в период циклических кризисов. Помощь предоставляется в форме безвозмездных субсидий и льготных кредитов.

В США функционирует фонд перестройки и развития экономики, который формируется за счет средств  федерального бюджета. Главная его  задача - страхование банковских операций с частными промышленными компаниями. С 1984 года он осуществляет руководство  новыми программами экономического развития и прежде всего программами  развития черной металлургии. Величина гарантированных фондом ссуд ограничена 20 млн. долларов. Этот фонд стимулирует  частный бизнес, особенно в годы спада производства. Большую помощь оказывают предпринимателям правительства  штатов. Каждый штат имеет фонд агентства  экономического развития, целью которого является предоставление компаниям  финансовой поддержки, обычно в прямой форме.

Во Франции после окончания  второй мировой войны был образован  фонд модернизации, который после  объединения с другими фондами  в 1955 году преобразован в Фонд экономического и социального развития (ФЭСР). В  него поступают главным образом  займы, размещаемые на рынке ссудных  капиталов, а также отчисления из бюджета. Фонд финансирует инвестиционные программы, а также планы регионального  развития, размещения производительных сил в стране, переквалификации рабочей  силы и перевода промышленных предприятий  из индустриальных центров в отсталые районы. Средства предоставляются в  форме безвозвратных ссуд и долгосрочных льготных займов национализированным  и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции в соответствии с общегосударственной  программой развития. Для предоставления субсидий предприятиям, расположенным  в районах, которые переживают экономические  трудности, создан фонд промышленной адаптации. Капитальные вложения в промышленность осуществляются через специально образованный конъюнктурный фонд, формируемый за счет конъюнктурного налога. Использование фонда зависит от экономического положения в стране: при спаде производства из него направляются средства в промышленность, жилищное строительство, социальную сферу, при росте производства он пополняется.11

Разнообразные экономические  фонды действуют в Японии: инвестиционный бюджет, или программа государственных  инвестиций и займов; специальные  счета (автономные бюджеты центрального правительства и местных властей). Самый крупный фонд - инвестиционный бюджет, представляющий собой смету  субсидий и кредитов государства  общественным корпорациям. Его объем  достигает половины государственного бюджета. Этот фонд формируется из средств сберегательных, страховых, пенсионных и других доверительных фондов и используется для финансирования государственного сектора в форме безвозвратных субсидий и льготных кредитов. Государственные корпорации создают благоприятные условия для функционирования частного капитала с помощью политики низких цен и тарифов. Таким образом, инвестиционный бюджет, обслуживая эти корпорации, поддерживает через них широкую сеть частных компаний.

Информация о работе Специальные фонды в зарубежных странах: значение, состав, особенности управления