Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:37, реферат
В западной экономике основными пользователями отчетности публичных компаний являются существующие и потенциальные инвесторы. В России в настоящее время основная группа заинтересованных пользователей состоит из банков, финансирующих деятельность организаций, и акционеров, которые требуют точной и надежной информации, отражающей экономическую сущность деятельности компании.
МСФО имеют важное значение, а исследование вопросов их применения в российской учетной теории и практике для гармонизации принципов и правил является актуальным.
Введение 3
I. Основные понятия и определения 4
II. Подходы к формированию учетной политики 5
III. Изменение учетной политики 6
IV. Изменение в расчетных оценках и отражение исправления ошибок 8
V. Раскрытие информации в финансовой отчетности 9
Заключение 12
Список литературы: 13
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный университет
(ФБОУ ВПО «СПГУВК»)
Реферат по дисциплине «МСБУ»
На тему: «Сравнение ПБУ 1/2008 и МСФО (IAS) 1, МСФО (IAS) 8»
Санкт-Петербург
2012 г.
Содержание:
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) все основательнее входят в нашу жизнь в отечественных нормативных документах появляются категории явно заимствованные из МСФО. При этом нередко говорят, что учет в России не соответствует МСФО, и переход к МСФО – это процесс еще далеко не завершенный. И следует признать, что многое, касающееся МСФО, на сегодняшний день остается туманным и не до конца понятным.
Идея МСФО заключается в том, чтобы сделать сопоставимой отчетность компаний разных стран.
Следует учитывать, что при переходе на МСФО последствия для компании могут стать как положительными, так и отрицательными. В качестве положительных аспектов можно отметить повышение прозрачности, информативности отчетности, улучшение сопоставимости показателей, увеличение возможностей для анализа деятельности компании и как следствие - облегчение доступа к международным рынкам капитала.
Финансовая отчетность, составленная по МСФО, позволяет заинтересованным пользователям оценить не только финансовое положение и результаты деятельности компании, но и качество работы менеджмента компании в целях принятия экономически оправданных решений. В западной экономике основными пользователями отчетности публичных компаний являются существующие и потенциальные инвесторы. В России в настоящее время основная группа заинтересованных пользователей состоит из банков, финансирующих деятельность организаций, и акционеров, которые требуют точной и надежной информации, отражающей экономическую сущность деятельности компании.
МСФО имеют важное значение, а исследование вопросов их применения в российской учетной теории и практике для гармонизации принципов и правил является актуальным.
Таблица 1. Основные понятия и определения
Наименование |
РСБУ |
МСФО |
Комментарий |
Определение учетной политики |
Учетная политика - принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (см. п.2 ПБУ 1/08). |
Учетная политика – это конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, применяемые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности. (см. п.5 МСФО 8) |
Определение учетной политики, представленное в МСФО, аналогично определению, данному в РСБУ. Отличие заключается в том, что учетная политика по МСФО ориентирована на подготовку финансовой отчетности, в то время как по РСБУ назначение учетной политики в большей степени относится к ведению бухгалтерского учета. |
Существен-ность |
Существенными признаются
способы ведения бухгалтерского
учета, без знания о применении которых
заинтересованными |
Искажения информации о
статьях финансовой отчетности являются
существенными, если они могут, каждое
по отдельности или в
Определение существенности также содержится в Принципах подготовки финансовой отчетности. |
Существенность в МСФО определена как самостоятельный критерий, в российских правилах существенность определяется применительно к раскрытию способов ведения бухгалтерского учета. В РСБУ указан возможный количественный критерий существенности. Указанный критерий не является обязательным и должен рассматриваться в контексте общего похода к определению существенности. |
Ошибки предшествую-щего периода |
Ошибки предшествующего периода – это неправильное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, повлекшие искажения данных, представленных в финансовой отчетности за прошлый отчетный год (см. п.11 «Указаний о порядке составления и представления отчетности», утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н). |
Ошибки предшествующего периода - это пропуски и неверные данные в финансовой отчетности организации за один или более предшествующих периода, которые происходят вследствие игнорирования или не правильного использования надежной информации, которая была доступна и должна была быть получена и принята в расчет при подготовке и представлению финансовой отчетности на момент ее утверждения к выпуску (см. п. 5 МСФО 8). |
По существу используемых определений различия отсутствуют. Но в отличие от РСБУ, в МСФО дано более подробное определение. |
Таблица 2. Подходы к формированию учетной политики
Наименование |
РСБУ |
МСФО |
Комментарий |
Допущение имуществен-ной обособлен-ности |
Активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (п.5 ПБУ 1/08). |
В МСФО допущение имущественной обособленности не сформулировано в качестве одного из основополагающих, поскольку определение активов и обязательств, приведенное в п. 49 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности, отражает тот факт, что МСФО исходит из необходимости отнесения активов и обязательств к конкретной организации. |
Допущение имущественной обособленности в МСФО реализовано опосредованно, не через право собственности, а через понятие контроля над активами и ответственности по обязательствам. |
Требование приоритета содержания перед формой |
Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (п.6 ПБУ 1/08). |
Операции и другие события должны учитываться и представляться в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только в соответствии с юридической формой (п.35 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности). |
На уровне общих положений различий нет. В то же время, порядок отражения хозяйственных операций, закрепленных в ПБУ, в ряде случаев приводит к нарушению требования приоритета содержания перед формой. |
Требование непротиворе-чивости |
Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (п.6 ПБУ 1/08). |
Требование непротиворечивости в МСФО не определено. |
Отсутствие в МСФО определения требования непротиворечивости объясняется тем, что Международные стандарты в большей степени ориентированы на подготовку финансовой отчетности, чем на ведение бухгалтерского учета. |
Существен-ность при применении учетной политики |
Учтенная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (п.6 ПБУ 1/08). |
Пунктом 8 МСФО 8 установлено,
что положения учетной политики
не следует применять, когда воздействие
их применения несущественно. Однако,
не следует допускать или |
Допущение о неприменении положений учетной политики реализовано в РСБУ косвенно, путем требования соблюдения принципа рациональности при формировании учетной политики и, соответственно, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. |
Таблица 3. Изменение учетной политики
Наименование |
РСБУ |
МСФО |
Комментарий |
Основания изменения учетной политики |
Согласно п.10 ПБУ1/08 изменение учетной политики организации может производиться в случаях: - изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету; - разработки организацией
новых способов ведения - существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п. |
Согласно п. 14 МСФО 8 изменения в учетной политике допускаются только в случаях, когда они обусловлены требованиями конкретного стандарта МСФО или Толкованием, либо приводят к лучшему (более надежному) представлению информации в финансовой отчетности. |
Требования РСБУ к изменению учетной политики, по сути, повторяют перечисленные в МСФО основания, однако с одним добавлением: в соответствии с п. 16 ПБУ 1/98 изменение учетной политики допустимо при существенном изменении условий деятельности. |
Обстоятель-ства, которые не являются изменениями учетной политики |
Согласно п.10 ПБУ1/08 не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. |
Согласно п.16 МСФО 8 не являются изменениями учетной политики: - применение учетной
политики к таким операциям,
другим событиям или условиям,
которые отличаются по -применение новой учетной политики к таким операциям, другим событиям или условиям, которые не происходили ранее или были несущественными.
|
Различий нет. |
Дата вступления в силу изменений учетной политики |
Изменение учетной политики производиться с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения (см. п. 12 ПБУ1/08 ). |
Порядок вступления в силу изменений учетной политики МСФО не установлен. |
В МСФО, в отличии от РСБУ не содержатся прямых указаний на порядок вступления в силу изменений учетной политики. МСФО не запрещает применять изменения учетной политики в течение финансового года, при условии корректировки данных за отчетный период и сравнительных показателей отчетности за отчетные периоды. |
Таблица 4. Изменение в расчетных оценках и отражение исправления ошибок
Наименование |
РСБУ |
МСФО |
Комментарий |
Отражение исправления ошибок |
Пунктом 11 «Указаний о порядке составления и представления отчетности», утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н, установлен следующий порядок исправления ошибок: -если ошибка отражения
хозяйственных операций - если ошибка отражения
хозяйственных операций |
Существенная ошибка
предшествующего периода в Исправление ошибки осуществляется в первом комплекте финансовой отчетности, утвержденном к выпуску после их обнаружения путем: - пересчета сравнительных
сумм за тот предшествующий
представленный период(периоды) - когда ошибка имела место до самого раннего из представленных предшествующих периодов - путем пересчета входящих остатков активов, обязательств и собственного капитала за самый ранний из представленных предшествующих периодов. МСФО 8 (пп. 43-45) позволяет организации не производить ретроспективный пересчет показателей финансовой отчетности за прошлые периоды вследствие выявления существенных ошибок в случае, когда практически невозможно определить либо воздействие этой ошибки на конкретный период, либо ее кумулятивное воздействие. |
В МСФО, в отличие от РСБУ, предусмотрен ретроспективный пересмотр показателей финансовой отчетности при обнаружении ошибок. В РСБУ предусмотрен перспективный пересмотр показателей финансовой отчетности, за исключением случаев, когда обнаружены ошибки до даты утверждения годовой бухгалтерской отчетности. |
Информация о работе Сравнение ПБУ 1/2008 и МСФО (IAS) 1, МСФО (IAS) 8