Сравнительная характеристика финансовых систем России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 17:06, курсовая работа

Описание

Целью исследования является раскрытие сущности, структуры, основных принципов построения финансовых систем государства и особенностей современного развития развитых стран. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

раскрытие основных звеньев финансовой системы;
раскрыть бюджет как основное звено финансовой системы;
раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики;
рассмотрение финансовых систем на примере Великобритании, США.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Сущность, структура и основные принципы построения

финансовых систем государства .............................................................5
1.1. Понятие финансовой системы и основные её составляющие…………5
1.2. Бюджетная система как основное звено финансовой системы..……..13

1.3. Современные тенденции развития финансовой системы в рыночной экономике…………………………………………………………………………...15
Глава 2. Особенности развития финансовых систем на примерах

Европейских стран и США ……………………………………………17
2.1. Процесс "финансизации" экономики как основная особенность

развития финансовых систем развитых стран ………………………...17
2.2. Особенности развития финансовой системы Великобритании……...19
2.3. Особенности развития финансовой системы США ………………….24

Глава 3. Сравнительная характеристика финансовых систем России и США ………………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ФИК.doc

— 327.00 Кб (Скачать документ)

    Общины  получают промысловый, поземельный  налог и местные налоги (на собак, на охрану и рыбалку, на второе жилище). Поземельным налогом облагаются сельскохозяйственные и лесные предприятия, а также земельные участки. Налог затрагивает широкие слои населения и взимается с приносимого дохода в размере 1-2%.

    В доход бюджетов общин поступают  различные административные сборы  и доходы от выдачи местных лицензий. К доходам от местного хозяйства относятся доходы от муниципальных домов, водоснабжения, газовых заводов, электростанций, мостов.

    Местные бюджеты, как уже отмечалось, хронически дефицитны. Они обременены долгами. Особо высока доля долгов у общин. Постоянное использование займов на покрытие бюджетных дефицитов и финансирование капиталовложений усиливает рост местной задолженности и являются одной из причин ухудшения финансового состояния местных бюджетов.    

    Финансовая  система Федеративной Республики Германия включает в себя бюджеты трех уровней, специальные правительственные фонды, государственные предприятия.

    Формирование  бюджетов происходит в основном за счет поступления налоговых платежей. При этом следует  учесть, что  прямые налоги в Германии преобладают  и превышают поступления от косвенные налогов в два раза. (В России же, косвенные налоги дают основные поступления в федеральный бюджет). Большая часть государственных средств расходуется на социальное обеспечение, На втором месте расходы на экономику , военные расходы, далее идут расходы на науку образование , управленческие расходы и прочие.

    Специальные правительственные фонды Германии существуют помимо основных бюджетов. Это могут быть постоянные и временные  фонды. Формируются они в основном за счет отчислений с заработной платы. Здесь также преобладают фонды социального обеспечения.

    Государственные предприятия относятся в основном к нерентабельным отраслям, поэтому  очень часто эти предприятия  убыточны и покрывают свои убытки за счет средств федерального бюджета.

    Финансовая  система Германии построена таким образом, что она вполне соответствует правительственной политики социальной рыночной экономики. Огромное внимание уделяется социальному обеспечению и поддержанию нормального уровня жизни населения.

       

2.3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ США

Современная система государственных финансов состоит из:

  • Финансовой системы федерации;
  • Финансовых систем 50 штатов;
  • Финансовых систем 12,7 тыс. административных, хозяйственно - предпринимательских, культурно-просветительных и других местных подразделений (графств, муниципалитетов, таун-шипов, сельских, школьных, специальных округов и т.п.);
  • специальных фондов;

    Такая система организации государственных  финансов характеризуется отсутствием  единства. Это означает, что каждое подразделение государственного управления (федерация, штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет налоговую политику, управляет долгом. Бюджеты штатов не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты - в бюджет штатов.

    Бюджетный год федерального правительства  начинается с 1 октября и завершается 30 сентября следующего года, а большинства  штатов - начинается 1 июля и заканчивается 30 июня следующего года. При этом свыше  половины штатов практикуют составление бюджета на два года. В большей части местных административных единиц бюджетный год совпадает с календарным.

    Центральное место в системе государственных  финансов США занимает финансовая система  федерации и федеральный бюджет. О чем свидетельствуют сложившиеся в последние три десятилетия параметры распределения и перераспределения средств между бюджетами трех уровней: около 65%  совокупных расходов консолидированного бюджета проходят через федеральный бюджет и 35% - доля остальных двух уровней, которая делится между штатами и местными органами власти в пропорции 2/1.

    За  федеральными органами закреплены расходы  общенационального значения (на военные  цели, международные дела; на финансовую поддержку каких-либо отраслей и  секторов национального хозяйства; на содержание федерального государственного аппарата; на управление федеральным государственным долгом и т.п.). На долю властей штатов и местных органов приходится значительная часть государственных расходов, связанных с финансированием социальных нужд местного хозяйства, административного аппарата. Что касается доходов, то основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления. Причем, в доходах федерального бюджета преобладают прямые налоги, в доходах штатов – косвенные, а в доходах местных органов власти – поимущественные налоги (об их процентном соотношении см. далее).

    В США бюджеты регулируются через  систему дотаций и отчислений. Движение ресурсов происходит одновременно по четырем каналам из федерального бюджета – в бюджеты штатов и местные бюджеты; из бюджетов штатов – в местные бюджеты; из местных бюджетов – в бюджеты штатов; между местными бюджетами.

    Федеральный бюджет в США – это весьма сложный финансовый механизм управления и контроля за деятельностью всех федеральных министерств и ведомств, полностью определяющий экономические основы государственного строительства и оказывающий мощное воздействие на состояние экономики в целом. По форме он представляет собой регулярно утверждаемую подробную смету всех правительственных расходов и доходов, распределяемых по источникам поступлений, основным направлениям и программам расходования средств.

     Доля  в общей сумме поступлений  бюджета США колеблется на уровне 90 процентов.

     Источниками федеральных доходов являются налог  на доходы физических лиц, налог на прибыль корпораций, налоги социального страхования, акцизы, налоги на имущество и на дарение, таможенные пошлины. Налог на доходы физических лиц дает почти половину всех доходов и составляет почти 10% ВНП. Налоги на социальное страхование - это второй важнейший источник поступлений, составляющий примерно треть общих поступлений и чуть меньше 7% ВНП. Вклад налога на прибыль корпораций - 10 % совокупных доходов (от 1.5 до 2 % ВНП). Поступления от остальных налогов и прочих разнообразных источников, включающих прибыль Федеральной Резервной Системы, дополняют баланс и составляют примерно 1.5% ВНП.

                Таблица 2. Доходы  федерального бюджета (в млрд. долларов)
                      
2001
     22002      22003      22004      22005      22006      22007      22008      22009      22010      22011
     Вид поступления                                                                                           
Налог на доходы

физических лиц

     994      947      998      10,059      10,114      10,162      10,228      10,305      10,387      10,477      10,673
Корпоративный налог                    151      179      175      199      235      246      260      275      289      303      319
Налог на социальное страхование             694      710      748      789      832      869      908      948      994      1,045      1,097
     Акцизы                    66      67      70      72      75      77      79      82      85      87      90
Налог на имущество

и на дарение

            28      26      24      25      22      25      22      23      25      16      15
Таможенные  пошлины                    19      20      21      22      23      24      25      26      26      27      28
Прочие  поступления                    38      33      34      39      42      44      46      48      50      52      55
                                                                                                 
     Итого                
1,991
     10,983      20,07      20,206      20,342      20,447      20,568      20,706      20,856      30,008      30,277
     On-budget             10,484      10,464      10,525      10,632      10,739      10,816      10,907      20,014      20,130      20,243      20,474
     Off-budget             508      518      545      574      602      631      661      693      727      764      803
     Источник: Бюджетное Управление Конгресса
 

     Крупнейшей  составляющей прочих поступлений являются доходы Федеральной Резервной Системы, которые учитываются в качестве поступлений с момента  перевода на счета Казначейства. Эти доходы  обуславливаются величиной процентов, полученных по инвестиционным портфелям ценных бумаг, а также прибылью или убытками от операций с иностранной валютой.

     Другой  небольшой, но очень важный компонент  прочих поступлений - это Universal Service Fund. Получаемые из сферы телекоммуникаций, деньги фонда предназначаются на финансирование Интернет-услуг для библиотек и школ в низко-доходных районах и на субсидирование базовых телефонных услуг для районов с высокой стоимостью и низкодоходных домохозяйств.

     Федеральные расходы могут быть разделены  на три категории, в соответствии с подходом к ним в бюджетном процессе.

    Дискреционные расходы - на оборону, транспорт, национальные парки, международную помощь - составляют примерно треть бюджета.

    Обязательные  расходы, которые представляют более 50% федерального бюджета, состоят в  подавляющем числе из программ по выплате пособий, таких как Социальное обеспечение, Медицинская помощь для престарелых, Медицинская помощь для неимущих.

    Компенсирующие  поступления - различные сборы, которые  учитываются как отрицательные  бюджетные полномочия и расходы - собираются вне ассигнационных процессов.

    Чистый  процент - включает процент, выплачиваемый  по ценным бумагам Казначейства и  прочие проценты, уплачиваемые правительством (например, за просроченный долг) за вычетом  процентов, получаемых правительством из различных источников.

     

     Таблица 3. Расходы федерального бюджета.

     

        
2001
     22002      22003      22004      22005      22006      22007      22008      22009      22010      22011 2012  
Итого 
2003- 
2007
     иИтого 
2003- 
2012
      
     Дискреционные расходы      649      733      764      784      808      824      841      866      888      910      937      953      40,021      80,575
     Обязательные расходы      10,095      10,188      10,248      10,292      10,362      10,428      10,508      10,602      10,701      10,809      10,933      20,023      60,837      15,904
     Компенсационные выплаты      -87      -88      -101      -113      -119      -115      -122      -129      -136      -143      -152      -160      -570      -1,289
     Чистый процент      206      170      174      188      188      182      175      165      153      138      120      92      908      1,577
                                                                                                        
       Итого      10,864      20,003      20,085      20,152      20,238      20,319      20,402      20,504      20,606      20,714      20,838      20,908      11,196      24,767
                   OOn-budget      10,517      10,645      10,718      10,774      10,848      10,915      10,983      20,069      20,153      20,240      20,343      20,387      90,237      20,429
                                                                                                 
 

    OOff-budget

     347      358      367      379      391      405      419      434      453      474      495      521      10,960      40,337
     Источник: Бюджетное  Управление Конгресса       
     

В США  все 50 штатов формально наделены автономными правами в области финансов. Они самостоятельно составляют, утверждают и исполняют свои бюджеты, которые ни по доходам, ни по расходам не входят в федеральный бюджет страны. В известной мере они самостоятельны в определении объема бюджетов, структуры расходов и доходов. Федеральные власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. Власти штатов не отчитываются перед федерацией о состоянии финансов и бюджета.

    В большинстве штатов составление  бюджета находится в ведении  главы исполнительной власти и осуществляется подчиненным ему финансовым органом. При этом смету расходов разрабатывают бюджетные и финансовые бюро, а смету доходов – налоговые и другие органы. Проект бюджета направляется в местные законодательные органы.

    Наиболее  крупными в составе расходов бюджетов штатов являются затраты на просвещение (»35% от расходной части бюджетов), социальное обеспечение (»13%), здравоохранение (»9%), дорожное строительство и содержание дорог, охрану окружающей среды, жилищное строительство и коммунальное хозяйство.

    Основным  источником доходов бюджетов штатов, как и федерального бюджета, являются налоговые поступления. Сегодня основным источником доходов бюджетов штатов является налог на продажу – 29% от доходной части. А индивидуальный подоходный налог составляет 17%. Недостаток собственных средств штатов порывается за счет финансовой поддержки из федерального бюджета (23% от доходной части) и поступлений из бюджетов местных органов власти(»1,5%).

    Наиболее  значительными являются фонды социального  страхования. К основным общенациональным системам (фондам) социального страхования и обеспечения относятся страхование по старости, по случаю потери кормильца и страхование здоровья. Кроме того, существует страхование по безработице, по временной нетрудоспособности и, наконец, система государственной помощи престарелым, инвалидам и нуждающимся. В дополнение к этому имеются весьма урезанные системы семейных пособий, которые частично финансируются федерацией, но находятся в ведении властей штатов и местных органов.

3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ РОССИИ И США

  В США федеративная бюджетная система  во многом схожа с российской. Она  подразделяется на три уровня –  федеральный бюджет, бюджеты штатов, местные бюджеты. В свою очередь, последние состоят из на бюджетов графств, муниципалитетов, городских самоуправлений, школьных округов и особых округов. Структура консолидированного бюджета США показана в Табл. 5.

Информация о работе Сравнительная характеристика финансовых систем России и США