Сравнительная характеристика финансовых систем России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 17:06, курсовая работа

Описание

Целью исследования является раскрытие сущности, структуры, основных принципов построения финансовых систем государства и особенностей современного развития развитых стран. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

раскрытие основных звеньев финансовой системы;
раскрыть бюджет как основное звено финансовой системы;
раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики;
рассмотрение финансовых систем на примере Великобритании, США.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Сущность, структура и основные принципы построения

финансовых систем государства .............................................................5
1.1. Понятие финансовой системы и основные её составляющие…………5
1.2. Бюджетная система как основное звено финансовой системы..……..13

1.3. Современные тенденции развития финансовой системы в рыночной экономике…………………………………………………………………………...15
Глава 2. Особенности развития финансовых систем на примерах

Европейских стран и США ……………………………………………17
2.1. Процесс "финансизации" экономики как основная особенность

развития финансовых систем развитых стран ………………………...17
2.2. Особенности развития финансовой системы Великобритании……...19
2.3. Особенности развития финансовой системы США ………………….24

Глава 3. Сравнительная характеристика финансовых систем России и США ………………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ФИК.doc

— 327.00 Кб (Скачать документ)

  За  последние десятилетия федеральный бюджет США значительно вырос. Структура доходов и расходов федерального бюджета США приведена в Табл. 6 и 7.

Таблица 4. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА США (1960-2010)
Тип бюджета 1960 1970 1980 1990 2000 2010
Всего бюджетов: 116807 91237 78269 81831 85006 87576
Федеральных 1 1 1 1 1 1
Штатов 501 50 50 50 50 50
Местных: 116756 91186 78218 81780 84955 87525
Графств 3052 3043 3044 3041 3043 3034
Муниципалитетов 16807 18000 18517 19076 19279 19429
Городов 17202 17142 16991 16734 16656 16504
Школьных  округов 67355 34678 15781 14851 14422 13506
Специальных округов 12340 18323 23885 28078 31555 35052
 

  Необходимо  отметить высокую долю расходов США  на оборону (17,6% бюджета). Доля военных  расходов в бюджетах развитых стран  обычно ниже. Так, среди ведущих стран  она составляла в 2009 в Великобритании – 7,7%, в ФРГ – 13,5%, во Франции – 13,4%. В России военные расходы (включающие и утилизацию оружия) составляют в 2000-е по разным оценкам в среднем около 16%.

Таблица 5. РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА США В 2000-2010, МЛРД. ДОЛЛ.1
Расходы 2000 2008 2010
Всего расходов 590,9 1 253,2 2 140,4
Национальная оборона 134,0 299,3 376,3
Социальное  развитие 313,4 619,3 1419,6
Образование 31,8 37,2 86,3
Здравоохранение 23,2 57,7 223,1
Бесплатная  медицинская помощь 32,1 98,1 244,7
Помощь  малоимущим 86,6 148,7 330,1
Социальная  защита 118,5 248,6 478,5
Пенсии и государственная помощь ветеранам 21,2 29,1 57,1
Экономическое развитие 66,0 126,0 115,2
Энергетика 10,2 3,3 0,7
Полезные  ископаемые и окружающая среда 13,9 17,1 30,6
Коммерческий  и потребительский кредит 9,4 67,6 1,3
Транспорт 21,3 29,5 64,2
Региональное развитие 11,3 8,5 18,5
Административные  расходы 52,5 184,4 161,4
Внешняя политика 12,7 13,8 20,7
Сельское  хозяйство 8,8 12,0 20,8
Юстиция 4,6 10,0 36,1
Правительственные органы 13,0 10,6 19,0
Прочие –19,9 –36,6 –50,3
1 При составлении таблицы использовались российские эквиваленты бюджетных и налоговых терминов.  
Источник: Statistical Abstract of the United States 2002. Washington, DC, U. S. Bureau of the Census, 2010. P. 322.
Таблица 6. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА США В 2000-2010, МЛРД. ДОЛЛ.1
Доходы  2000 2008 2010
Всего доходов 517,1 1032,0 1836,2
Подоходные  налоги с физических лиц 244,1 466,9 849,1
Налоги  на доход корпораций 64,6 93,5 143,2
Социальное  страхование 157,8 380,0 726,6
Акцизы 24,3 35,3 68,4
1 При составлении таблицы использовались российские эквиваленты бюджетных и налоговых терминов.  
Источник: Statistical Abstract of the United States 2002. Washington, DC, U. S. Bureau of the Census, 2010. P. 325.
 
 
 
Таблица 7. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИИ,ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2009
Статьи  доходов млрд. руб. Статьи расходов млрд. руб.
Налоговые доходы, 2 071,385 Обслуживание  государственного долга 287,570
из  них:
налоги  на прибыль 164,587 Финансовая  помощь другим бюджетам бюджетной системы 813,970
налоги  на товары и услуги (НДС, акцизы 1 088,390 Национальная  оборона и вооружение 430,185
платежи за пользование природными ресурсами 279,381 Образование, здравоохранение, культура, наука, СМИ 203,854
налоги  на внешнюю торговлю 532,538 Социальная политика 161,194
прочие  налоги 6,489 Суды, правоохранительная деятельность 343,828
ГО  и ЧС2, окружающая среда 38,651
Организация народного хозяйства 149,000
Функционирование  органов власти и международная  деятельность 122,052
Целевые фонды1 14,061
Неналоговые доходы 219,194 Пополнение  государственных запасов 20,269
Доходы  целевых бюджетных  фондов1 14,061 Дорожное хозяйство 79,133
Единый  социальный налог 438,210 Прочие расходы –4,320
Всего доходов 2 742,850 Всего 2 659,447
1 К целевым бюджетным фондам относится, например, фонд Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.  
2 ГО и ЧС – Гражданская оборона и борьба с чрезвычайными ситуациями.
 

    Краткая сравнительная характеристика бюджетных систем

    Бюджетные системы России и США в целом имеют много общего. Федеративное устройство этих государств обусловливает трехуровневую бюджетную систему. Бюджеты 2-ого и 3-его уровня имеют относительную самостоятельность (хотя в США она все же больше). Взаимоотношения между бюджетами схожи – существует практика межбюджетных трансфертов сверху вниз, кроме того в РФ бюджеты субъектов-доноров могут перечислять часть своих доходов в бюджеты субъектов, не имеющих достаточно собственных доходов. Структура доходной и расходной части бюджетов обеих стран претерпевает определенные ежегодные изменения, расходная часть в значительной степени зависит от политики государства на данный период. За последние годы в целом имела социальную направленность как в США, так и в России, однако следует заметить, что если в РФ эта задача решается в основном из средств федерального бюджета, то в Соединенных Штатах значительную лепту вносят бюджеты штатов.

    Есть, однако, и существенные отличия в  бюджетном устройстве этих стран. Например, для федерального бюджета США  бюджетный год начинается 1 октября каждого года, тогда так в РФ – 1 января. Это означает и различия в организации бюджетного процесса. (Надо, тем не менее, отметить, что финансовый год большинства штатов начинается так же, как и в РФ – 1 января.) Структура доходов бюджета США отличается тем, что в нее не входят доходы от продажи государственного имущества; местные и региональные бюджеты имеют различный состав налоговых доходов. Кроме того, в США основным налогом, образующим федеральный бюджет, является индивидуальный подоходный налог (10-35 %), в РФ его эквивалент – налог на доходы физических лиц является главной составляющей доходной статьи местных бюджетов. Федеральный бюджет пополняется в основном за счет НДС (косвенного налога), что характеризует экономическое состояние России не лучшим образом.

    Краткая сравнительная характеристика государственных  кредитов

    И для США, и для Российской Федерации  понятие государственного кредита  в первую очередь означает внутреннюю задолженность государства перед  населением; остальные функции государственного кредита для этих стран вторичны. И хотя в целом Соединенные Штаты Америки более экономически успешны (или, по крайней мере, так принято считать), но их государственный долг (в том числе внутренний) гораздо выше, чем долг РФ, а значит, для США в перспективе это возможная экономическая нестабильность и спад. Можно сказать, что форма выражения государственных долговых обязательств РФ более разнообразна по сравнению с США, но схемы проведения кредитных операций государства и обслуживания имеющихся кредитов более-менее схожи.  

    Краткая сравнительная характеристика банковских систем

    На  первый взгляд кажется, что банковские системы России и США настолько  различаются, что сравнивать их не имеет  смысла. Однако это первое впечатление  ошибочно – если внимательно разобраться, то у кредитных систем этих стран много общего.

    Федеральная Резервная Система США построена  по принципу трехуровневости: первым (верхним) уровнем являются Федеральный консультационный совет, Совет управляющих и Федеральный комитет по открытому рынку, вторым – 12 федеральных резервных банков, третьим – множество коммерческих банков (см. рис.1, Приложение). В то же время банковская система РФ включает только два уровня – ЦБ РФ и коммерческие банки. Однако по функциям Центральный Банк России частично аккумулирует в себе  функции 1 и 2 уровней кредитной системы США. ЦБ осуществляет и контроль, и управление банковской деятельностью по всей стране, кроме того, он участвует в регулировании экономической жизни страны посредством эмиссии денежных средств, созданием и регулированием правовой базы в банковской сфере и т.п. Правда, Банк России выборочно занимается регулированием рынка ценных бумаг (не так, как ФКОР), не вся деятельность по ценным бумагам входит в сферу влияния ЦБ (подробнее о рынке ценных бумаг и его регулировании – в п.6).

    Самый нижний уровень банковских систем США  и России практически идентичен  и состоит из банков и небанковских кредитных организаций. Надо сказать, что как система банков и прочих кредитных организаций, так и вся банковская система в целом, в США гораздо более развита, чем в России. Связано это скорее всего с тем, что российская банковская сфера совсем «молода» по сравнению с американской – наиболее старым российским коммерческим банкам не более 20 лет.

    Краткая сравнительная характеристика страховых систем

    В США и в РФ страхование бывает как добровольным, так и обязательным. Медицинское страхование, обязательное для Российской Федерации, не является таковым в Соединенных Штатах. Однако граждане этой страны добровольно страхуют свое здоровье на разные случае – перечень предоставляемых в данном случае услуг крайне широк. Для обеих стран также является обязательным автомобильное страхование (в России было введено совсем недавно). Наибольшей популярностью у американцев пользуется страхование жизни (которое не  так распространено у нас), а также добровольное страхование имущество. В России за последние годы увеличился показатель добровольного страхования (в том числе – страхования жизни, см. Приложение, табл.1), однако в США цифра все равно неизмеримо больше. Это обусловлено не только менталитетами соответствующих народов, но и тем, что американский страховой рынок предоставляет гораздо более широкий ассортимент услуг.

Информация о работе Сравнительная характеристика финансовых систем России и США