Сравнительная характеристика организации управления государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:28, реферат

Описание

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.
Государственный долг, как и финансы, может являться инструментом и объектом управления. В качестве инструмента управления государственный долг обеспечивает возможность органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.

Содержание

Вступление………………………………………………………………..3
Основная часть:
1.Виды управления государственным долгом…………………….5
2. Состояние внутреннего государственного долга……………….7
3. Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга……………………………………………………………………………...8
Заключение…………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………..14

Работа состоит из  1 файл

Реферат ГМФ.docx

— 100.68 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

при ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

Кафедра «Финансы»

 

Дисциплина

«Государственные и муниципальные финансы»

Реферат

на тему:

«Сравнительная характеристика организации управления государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации»

 

 

Выполнила: 

студентка группы ФК3-6     

Ефремова А.С.     

 

 

Научный руководитель:

 

к.э.н., доцент Тюрин В.А.

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

 

Содержание

 

Вступление………………………………………………………………..3

Основная часть:

1.Виды управления государственным долгом…………………….5

2. Состояние внутреннего государственного долга……………….7

3. Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего        долга……………………………………………………………………………...8

Заключение…………………………………………………………………13

Список литературы………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

 

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

Государственный долг, как и финансы, может являться инструментом и объектом управления. В качестве инструмента управления государственный долг обеспечивает возможность органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.

Одновременно  государственный долг выступает  в качестве объекта управления. Субъектом в этом случае выступает государство. При этом государство определяет все необходимые правила формирования и обслуживания государственного долга

В этой связи принято говорить об управлении государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мер по регулированию объема и структуры долга, определению условий и осуществлению новых заимствований, изменению условий уже выпущенных займов, погашению и обслуживанию долга, регулированию рынка государственных заимствований, определению условий и предоставлению государственных кредитов и государственных гарантий и контролю за их целевым использованием.

Бюджетный кодекс РФ не дает законодательного толкования понятия «управление долгом». Статья 101 лишь определяет органы власти, полномочные осуществлять такую деятельность. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

·    удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;

·    минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;

· сохранение у российского государства репутации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;

· поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;

· достижение эффективного и целевого использования заимствованных средств, государственных кредитов и гарантированных займов;

· обеспечение своевременного возврата государственных кредитов и уплаты процентов по ним;

· диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

· координация действий федеральных органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления на рынке государственных долговых обязательств.

 

 

 

 

1.Виды управления государственным долгом

 

Проблема  государственных заимствований - одна из острейших в российской экономике. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом.

Система государственных заимствований  может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны в связи с  этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию  состояния финансовой системы.

Управление государственным долгом можно условно разделить на стратегическое и оперативное. Перспективные вопросы развития государственного долга находятся в компетенции Федерального Собрания, Президента РФ и Правительства РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ. Исполнительные органы готовят проекты федеральных и региональных законов (законодательной инициативой обладают также Федеральное Собрание и Президент РФ, законодательные органы и главы администраций субъектов РФ), Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ их принимают, а Президент РФ и главы региональных администраций их отклоняют или подписывают.

Прежде  всего, ежегодно в законе о федеральном  бюджете Федеральное Собрание и  Президент РФ устанавливают:

·     предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов;

·     источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг;

·     предельный размер внешних заимствований;

·     предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам и государствам – участникам СНГ;

·     направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам РФ;

·     верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий.

При этом руководствуются Бюджетным кодексом, где определено, что:

1. Предельный  объем государственных внешних  заимствований Российской Федерации  не должен превышать годовой  объем платежей по обслуживанию  и погашению государственного  внешнего долга Российской Федерации

2. Предельный  объем государственного долга  субъекта Российской Федерации,  муниципального долга не должен  превышать объем доходов соответствующего  бюджета без учета финансовой  помощи из бюджетов других  уровней бюджетной системы Российской  Федерации

 

Оперативное управление государственным долгом осуществляют Правительство РФ и его специальный орган – Министерство финансов РФ, а также Центральный банк РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина РФ.

Обслуживание и погашение государственного внутреннего долга осуществляет Центральный банк РФ. Банк проводит свою работу на основе специальных соглашений с Минфином РФ. Обслуживание государственного долга субъекта РФ осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Вопросы обслуживания внутреннего долга освещены в статье 119 Бюджетного кодекса.

Государственный внутренний  долг Российской Федерации - долговые обязательства  Правительства РФ. выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими  лицами, если иное не установлено законодательными актами РФ (Закон РФ от 13 ноября 1992 г. №3877-1 "О государственном внутреннем долге Российской Федерации").

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых  лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут  быть в форме:

  • кредитов, полученных Правительством РФ;
  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
  • других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта  деятельность называется: управление государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего  долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью  операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов  в виде процентов по ним или  в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными  и исполнительными органами государственной  власти.

 

2.Состояние внутреннего государственного долга

 

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

  • Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
  • Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
  • Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
  • Унификация — объединение нескольких займов в один.
  • Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
  • Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.
  • Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации - всего,

4 012 608,583

в том числе:

 

государственные гарантии Российской Федерации  в валюте Российской Федерации1

454 032,272


3.Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга

Внешнее финансирование государства  — следствие объективной необходимости  привлечения дополнительных источников для финансирования госрасходов  и дефицита госбюджета при исчерпании всех возможных источников мобилизации  денежных ресурсов внутри страны.

Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) 

 

Внешнее финансирование различается  также по формам. Оно осуществляется как в форме безвозмездного финансирования, так и в форме возвратного кредитования 

 

Международное финансирование структурируется  и по срокам (в части кредитования) на кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 7 лет) и долгосрочное.

Эффективное управление внешним долгом включает три взаимосвязанные задачи:

1. Определение временного профиля  по обязательствам страны в  рамках обслуживания внешнего  долга.

2. Прогнозирование ожидаемых чистых  экспортных поступлений, возможных  новых внешних займов и прочих  видов финансирования, достаточных  для обслуживания внешнего долга.

3. Прогнозирование внутренних налоговых  поступлений. Проектируемые государственные  доходы должны быть достаточными  для обеспечения в местной  валюте эквивалента обязательств  государства по обслуживанию  внешнего долга. Сложности со  сбором налогов и адекватным  обеспечением прочих видов государственных  расходов могут серьезно ограничивать  способность правительства обслуживать  внешний долг.

Наряду с вышеуказанными задачами правительство должно использовать возможности выплаты своих долгов раньше срока или их рефинансирования на благоприятных условиях.

Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 ноября 2011 года


 

Наименование

Сумма, млн. долларов США

Эквивалент, млн. ЕВРО

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства  бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

35 964,4

25 369,9

Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба

577,9

407,7

Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба

1 484,1

1 046,9

Задолженность бывшим странам СЭВ

1 043,1

735,8

Коммерческая задолженность бывшего  СССР

57,8

40,8

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2 626,7

1 852,9

Задолженность по внешним облигационным  займам

29 183,4

20 586,5

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

1,8

1,2

Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте

24,6

17,3

Государственные гарантии Российской Федерации  в иностранной валюте

966,8

682,0

Информация о работе Сравнительная характеристика организации управления государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации