Страховой рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 21:29, курсовая работа

Описание

В первой главе «Теоретические основы и социально-экономическая сущность страхового рынка» раскрывается сущность и функции страхового рынка, роль страхования в социально-экономическом развитии общества участники страхового рынка.
Вторая глава «Особенности функционирования страхового рынка в РФ» описывает экономические и исторические предпосылки возникновения страхового рынка в России и особенности развития страхового рынка в РФ в общем. Так же в этой главе поднимаются проблемы и современные тенденции функционирования страхового рынка.
В третьей главе «Роль государства в функционировании страхового рынка» мы выясним как государственная поддержка страховой деятельности действует в РФ и каковы особенности государственного регулирования страховой деятельности на современном этапе.
В четвертой главе «Анализ деятельности страховой компании «НАСКО» выявляются основные виды предоставляемых страховых услуг компанией и особенности функционирования и перспективы развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СТРАХОВОГО РЫНКА 5
1.1. Сущность и функции страхового рынка 5
1.2. Роль страхования в социально-экономическом развитии общества 8
1.3. Участники страхового рынка 10
2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РФ 15
2.1. Экономические и исторические предпосылки возникновения страхового рынка в России 15
2.2. Особенности развития страхового рынка в РФ 18
2.3. Проблемы и современные тенденции функционирования страхового рынка в РФ 19
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ СТРАХОВОГО РЫНКА 23
3.1. Государственная поддержка страховой деятельности 23
3.2. Особенности государственного регулирования страховой деятельности на современном этапе 24
4. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ «НАСКО» 29
4.1. Основные виды предоставляемых страховых услуг 29
4.2. Особенности функционирования и перспективы развития 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Страховой рынок.doc

— 448.50 Кб (Скачать документ)

    В проекте стратегии содержатся указания на ее соответствие ряду прогнозных и  программных документов, принятых на правительственном уровне. Однако содержащиеся в них подходы требуют сегодня, в свете нового трехлетнего бюджета РФ на 2007 - 2010 гг., серьезной доработки и конкретизации. После принятия трехлетнего бюджета в экономике страны формируется качественно новая ситуация, получают импульс новые процессы, создаются предпосылки для структурных сдвигов в реальном секторе отечественной экономики.

    В целом, сегодня можно констатировать стремление государственной власти внести серьезные изменения в  проводимую социально-экономическую  политику и, в частности, - активизировать инвестиционный процесс в реальном секторе отечественной экономики. Страхование, как важный инструмент защиты инвестиций, должно быть органично встроено в процессы диверсификации экономики и обеспечения нового качества экономического роста. Это требует определенной корректировки выработанных ранее подходов к развитию отечественного страхования. Без активного участия в реализации этих сдвигов российское страхование рискует остаться внесистемным, обреченным на стагнацию, придатком экономики. И никакие дежурные заявления о том, что "страхование - динамично развивающаяся сфера российского бизнеса", не обеспечат перелома тенденции падения его общественной значимости, отчетливо проявившейся в последние годы4. На самом деле процессы, происходящие в настоящее время на отечественном страховом рынке, могут быть квалифицированы как "рост без развития". Такое качество роста не может рассматриваться как серьезная основа для устойчивого развития страховых отношений, что, собственно, и подтверждается снижением показателя доли страховых взносов в ВВП.

    К сожалению, в вопросах включения  страхования в современную систему  экономических отношений, проект ограничивается главным образом общими фразами  об учете в стратегии "приоритетов  развития национальной экономики и  социальной поддержки населения", о том, что страхование должно "способствовать сокращению нагрузки на бюджет" и т.п. В целом, недостаточное соответствие проекта стратегии конкретным целям и задачам развития отечественной экономики предопределяет трудности ее практической реализации. А ведь именно в рамках общеэкономических процессов создаются основные предпосылки развития страхования и, прежде всего, - формируются экономические основы функционирования предпринимателей и домашних хозяйств, а также осуществляются инвестиции, определяющие динамику платежеспособного спроса на страховые услуги и изменение рисковой ситуации на страхуемых объектах. Таким образом, представляется, что главной задачей российской системы страхования на среднесрочную перспективу должно стать активное участие в процессах диверсификации отечественной экономики, ее поворота от сырьевой модели развития к развитию на основе инноваций.

    Другим  концептуальным недостатком проекта  стратегии является недостаточная, на наш взгляд, проработанность вопроса  о влиянии вступления в ВТО на перспективы развития отечественного страхового рынка. На этот недостаток справедливо обращалось внимание и на заседании Правительства РФ 17 мая 2007 г.

    Однако  следует подчеркнуть, что практически  значимые меры по защите интересов  отечественного страхового капитала и отечественных страхователей можно будет разработать только после обнародования всех обязательств, принятых на себя российским государством, и сохраняемых за ним прав в сфере регулирования народного хозяйства. Однако уже сейчас можно делать прогнозы, опираясь на достигнутые договоренности с конкретными партнерами по переговорному процессу. Прежде всего, с США, которые последовательно отстаивали интересы своего (а по сути - глобального) финансового капитала, добиваясь максимальной степени открытости российского страхового рынка для североамериканских и, следовательно, всех транснациональных страховых компаний.

    Зарубежный  страховой капитал имеет своей  стратегической целью не развитие отечественного страхования, а передел сложившейся платежеспособной клиентской базы рынка. В этом процессе без всякого "стеснения" задействуются существующие глобальные конкурентные преимущества зарубежных страховщиков, основанные на легком доступе их основных инвесторов к мировому рынку капитала, который в существенной степени пока еще поддерживается эмиссионными возможностями Федеральной резервной системы США.

    Таким образом, выбранный "интеграционный" сценарий развития отечественного страхового рынка способен привести к окончательной  его фрагментации, сужению пределов страхуемости рисков и ухудшению положения не только российских страховщиков, но и страхователей.

    С превращением части страхового рынка  России в одно из звеньев глобального  рынка страхования, российские потребители  подчинятся той системе отношений в мировой страховой индустрии, при которой интересы страховщиков и стоящих за ними собственников капитала превалируют над интересами страхователей. Значительно сузятся пределы страхуемости рисков российских предпринимателей. В ситуации, когда основные фонды в экономике страны критически изношены и явно недостаточны масштабы инвестиций в их обновление, такое сужение пределов страхуемости рисков может резко уменьшить доступность страхования для большинства предпринимателей. Потребители же страховых услуг, работающие с собственными кэптивами, капитал которых продолжит формироваться в основном за счет средств российских поставщиков, будут испытывать повышенную зависимость от условий, которые будет диктовать международный перестраховочный рынок.

    Смена модели функционирования страхового рынка в ходе вступления в ВТО станет возможной, если государственная политика в сфере страхования приобретет по-настоящему активный характер. Потребность в финансовых ресурсах для ее проведения может быть покрыта за счет вовлечения части средств, которые предполагается аккумулировать в создаваемом Банке развития. Кроме того, сам Банк развития, наделенный страховыми функциями, способен стать важным звеном отечественной системы страхования.

    Положительным моментом является наличие в проекте стратегии концептуально важного положения о том, что современное страхование является "одним из эффективных рыночных механизмов управления рисками" страхователей и защиты их интересов. Однако этот подход, к сожалению, не получил в документе должного развития.

    Сегодня стало особенно заметно, что давно  обоснованные отечественными специалистами  положения о том, что "страхователь - это главная фигура на страховом  рынке" и что "интересы потребителей страховых услуг нуждаются в  защите", начали, наконец, активно использоваться в официальной риторике. Однако без подлинного понимания актуальных проблем реализации интересов страхователей в современных российских условиях обеспечить положительную модернизацию российского страхового рынка не удастся. Стратегические разработки должны давать ясный ответ и на вопрос, каким образом будет осуществляться последовательная реализация и сочетание интересов главных участников страховых отношений на практике. Ни сам проект стратегии, ни официальные комментарии к нему, ни неизвестные пока широкой общественности проекты нормативных актов, направленных на его практическую реализацию, необходимой ясности в этот вопрос не вносят.

    В целом можно констатировать, что  проект стратегии пока не в полной мере обеспечивает "привязку" страхования к актуальным потребностям развития современной российской экономики, не отвечает в должной степени задачам эффективного функционирования страхового рынка в условиях вступления страны в ВТО, не уделяет достаточного внимания механизмам обеспечения приоритета интересов потребителей в системе страховых отношений. Цель и основные задачи совершенствования системы страховых отношений

    Проект  стратегии верно связывает реальные перспективы развития страхования  в РФ с преимущественным развитием  страхования в добровольной форме. Это должно стать целью модернизации системы страховых отношений на современном этапе социально-экономического развития страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.  РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ  СТРАХОВОГО РЫНКА

3.1.    Государственная поддержка страховой деятельности

 

    В России могут появиться новые  обязательные виды страхования для  бизнеса. Это коснется организаторов  культурно-массовых мероприятий, производителей лекарств, пищевых продуктов. Также  обяжут страховать спортсменов и мигрантов.

    Зато  лишать лицензии недобросовестных страховщиков будут без предупреждения. Практически  полностью выйдет из страхового бизнеса  и государство, продав свою долю в  крупнейшей страховой компании "Росгосстрах".

    По  мнению чиновника, введение обязательного страхования организаторов культурно-массовых мероприятий гораздо труднее, чем, скажем, ОСАГО. Сложно определить, какой случай относится к страховым событиям и от каких рисков следует страховать, и об ответственности каких организаторов идет речь - владельцев или арендаторов. В целом 2009 год обнажил и другие законодательные новации в страховании. Речь в данном случае идет и о "непростом" документе, касающемся страхования ответственности владельцев опасных производственных объектов. Поскольку много опасных объектов числится за государством, необходимо просчитать, какая дополнительная нагрузка ляжет на бюджет в случае их страхования. Нужны четкие тарифы, по которым будет страховаться ответственность предприятий.

    Считается крайне важным страхование гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда здоровью и жизни пассажиров. Инициатором этого вида страхования выступает Минтранс. Как известно, в Минтрансе хотят "довести" эту ответственность до 2 миллионов рублей.

    Следующий год, судя по всему, будет для страховых компаний новым испытанием. По словам главы Росстрахнадзора Александра Коваля, риски для их клиентов в 2010 году будут связаны в первую очередь с тем, что на рынке усугубятся проблемы с ликвидностью. Об этом свидетельствуют участившиеся за последние два месяца в Росстрахнадзор жалобы от клиентов, недовольных затягиванием выплат страховых сумм. Эти "тревожные звонки" должны заставить государство ужесточить требования к страховым компаниям. Такие законопроекты и нормы сейчас активно обсуждаются. Во-первых, до 120 миллионов рублей могут быть увеличены требования к минимальному уставному капиталу универсальных страховых компаний, а для страховщиков жизни - до 240 миллионов рублей. Во-вторых, Росстрахнадзор настаивает на дополнительных полномочиях. С тем, чтобы еще "на входе" компании в рынок отслеживать качество ее уставного капитала, устанавливать имена конечных собственников. Для предупреждения проблем в Росстрахнадзоре уже подготовили "карту рисков". Она состоит из 106 показателей, которые указывают на необходимость отзыва лицензии у компании. В Росстрахнадзоре предлагают отзывать в таком случае лицензии у компании без предупредительных санкций.

3.2.    Особенности государственного регулирования  страховой деятельности на современном  этапе

 

    В Российской Федерации сложилась  трехступенчатая система регулирования  страхового рынка.

    Первая  ступень. Гражданский Кодекс страны, некоторые законы и правовые акты, имеющие статус кодекса.

    Вторая  ступень. Специальные законы по страховому делу.

    Третья ступень. Нормативные акты министерств и ведомств по страховому делу.

    Гражданско-правовые основы регулирования играют значительно  более важную роль в страховании, нежели в любой иной сфере бизнеса. На страховом рынке наиболее защищенными  являются страховщики, а наименее защищенными - страхователи, поэтому вся система государственного права должна обеспечить равенство прав и обязанностей участников страховой сделки через приоритетную защиту интересов покупателей и потребителей страховых услуг. Правовая безопасность страховых фирм может быть обеспечена только хорошими законами, не противоречащими актами всех ступеней регулирования страховых отношений.

    Гражданское право является исходной основой (первой ступенью); оно выполняет функцию  генерального регулятора всех сфер жизни общества и определяет регулировочные функции всех законодательных актов второй и третьей ступени.

    Глава 48 «Страхование» Гражданского Кодекса РФ содержит также положения, относящиеся к отраслевой специфике страхового дела, то есть ко второй ступени правового регулирования страхового рынка.

    Важнейшим в группе специальных (отраслевых) законодательных  актов является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

    Закон «О страховании» стал первым юридическим актом, определяющим правовые границы (рамки) и основы страхового дела в России. Этот закон стал базой для разработки других специальных законов, указов, постановлений, подзаконных и нормативных документов, документов страховых фирм, охватывающих все направления развития страхового рынка и соответствующих ему экономических отношений. Закон дал трактовку содержания многих основных понятий страхового дела; он формулирует содержание и специфику договора страхования, страхового свидетельства (полиса, сертификата), заявления на страхование; определяет компетенцию и функции Госстрахнадзора.

Информация о работе Страховой рынок