Сущность формального и неформального управления организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:04, реферат

Описание

Если официальные отношения регламентируются cоответствующими инструкциями, приказами, распоряжениями, то неофициальные не регламентируются никем и ничем. Поэтому следует иметь в виду, что процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации. Однако надо знать, что внутри всякой формальной организации существуют и неформальные организации, которые в определенной мере влияют на политику формальной. Это связано с тем, что каждый член трудового коллектива принадлежит одновременно ко многим группам.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Понятие управления. Сущность, функции и
различия формального и неформального управления. . . . . …… . . 3
2. Анализ бюрократических принципов как
Высшей формы проявления формального управления
Сочетание формального и неформального управления. . . . . …... .12
3. Модели решения проблемы. Сочетания формального и неформального управления. . . . . . .22
Заключение……………………………………………………….…..24
Список использованных источников………………….……………25

Работа состоит из  1 файл

Сущность формального и неформального управления организациями..doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

 «Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский  имени В.Б.Бобкова  филиал

Российской  таможенной академии

________________________________________________________________________

Кафедра экономической теории  
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

дисциплина «Таможенный менеджмент»

тема: «Сущность формального и неформального управления организациями» 
 
 

                                                            Выполнил: Кулеба В.И.

                                                            студент 3 курса

                                                            заочной формы обучения

                                                            факультета таможенного дела

                                                            группы 3511-з 

                                                            Проверил:  Селезнев А.А.

                                                             
 
 

                                                            Оценка ________________________

                                                            Подпись _______________________

                                                            « ____» __________________ 20_ г. 
 
 

Санкт-Петербург

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

1. Понятие управления. Сущность, функции и

 различия  формального и неформального  управления. . . . . …… . . 3

2. Анализ бюрократических принципов как

Высшей формы  проявления формального управления

Сочетание формального  и неформального управления. . . . . …... .12

3. Модели решения проблемы. Сочетания формального и неформального управления. . . . . . .22

Заключение……………………………………………………….…..24

Список использованных источников………………….……………25 

 

ВВЕДЕНИЕ

      В каждом трудовом коллективе наряду с формальной (официальной) структурой взаимоотношений существуют и неформальные (неофициальные) отношения между членами коллектива.

      Если  официальные отношения регламентируются cоответствующими инструкциями, приказами, распоряжениями, то неофициальные не регламентируются никем и ничем. Поэтому следует иметь в виду, что процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации. Однако надо знать, что внутри всякой формальной организации существуют и неформальные организации, которые в определенной мере влияют на политику формальной. Это связано с тем, что каждый член трудового коллектива принадлежит одновременно ко многим группам.

      Использование формального и неформального  управления невозможно без знания теоретических  основ данной проблемы. Вот почему в курсовом проекте будут рассмотрены общее понятие управления, признаки двух видов управления, их функции, причины возникновения, а также различия между этими типами управления.

      Но  одной только теории зачастую недостаточно для понимания проблемы. Таким образом, возникает необходимость применения аналитического материала, для того чтобы лучше разобраться в методологии, адаптируя ее к практике. В рамках этого материала могут быть рассмотрены возникновение, причины и истоки бюрократии как высшей формы проявления формального управления и сочетание формального и неформального управления.

      В заключительной части необходимо на основе уже имеющейся информации дать  оценку степени применения этих видов управления. 

 

       ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И РАЗЛИЧИЯ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

      Управлять – это, значит, давать указания, разрешения, распоряжения, это, значит, подписывать  приказы и накладывать резолюции, устанавливать ответственность  и требовать выполнения функций. Но опытный менеджер прекрасно знает, что иногда более эффективной оказывается просто беседа с подчиненным, просьба к нему выполнить работу, наконец, просто доброжелательное и внимательное отношение воодушевляет его на активность, самостоятельность, творчество, на производительный труд. Это тоже управление, но управление неформальное, управление, в основе которого лежит неформальное отношение менеджера к своим подчиненным, к коллективу, и даже к проблемам и вообще к делу.

      Неформальное  управление отражает потребность формального управления, является его необходимым дополнением. В практике управления возникают такие проблемы и такие ситуации, которые можно решить только на неформальной основе. Более того, количество таких проблем возрастает по мере развития человека, производства и общества.

      В деятельности человека и в развитии производства все большую роль играют творческий подход к работе, личная инновационность. Именно они являются главными факторами качества и динамики развития. Но отношение к делу с позиций творчества определяется в значительной мере неформальным управлением, позитивной социально-психологической мотивацией. Можно заставить исполнить, трудно заставить человека творить.

      Менеджерам  необходимо понимать, что неформальные организации динамично взаимодействуют с формальными. Одним из первых, кто обратил внимание на этот фактор и занимался вопросами создания неформальных организаций, был Дж. Хоманс. Под видами деятельности Хоманс понимает задачи, выполняемые людьми. Выполняя эти задачи, люди взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие приводит к возникновению определенных чувств — позитивного или негативного отношения друг к другу и к менеджерам. Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем.  
 
Поскольку эмоции группы влияют как на задачи, так и на взаимодействие, они могут повлиять и на эффективность формальной организации. В зависимости от характера эмоций — позитивные они или негативные — они способствуют либо повышению, либо снижению эффективности, а также прогулам, текучести кадров, жалобам и другим факторам, определяющим успех. Поэтому, хотя формальные группы создаются не менеджерами и не контролируются ими в полной мере, чтобы организация достигла своих целей, ими надо эффективно управлять.

      Иногда  бывает ошибкой стремление менеджера  к предельно четкой формальной организации. Конечно, она имеет определенные преимущества. Повышение ответственности, возможность контроля, продуманность  в распределении функций, исполнительская  дисциплина, некоторый автоматизм в работе, что способствует оперативности и своевременности решений. Но на Западе все большее распространение получает такой вид забастовки, как «работа по правилам». И такая забастовка обычно воспринимается руководством фирмы как бедствие. Это ведет к убыткам. Работа только формальная, без энтузиазма и творчества, сегодня воспринимается как отрицательное явление.

      Признаки  формального управления является опора  на формально действующие (утвержденные, введенные в действие) организационные положения:

      -  использование административных  рычагов воздействия (приказ, установленная  административная ответственность,  дисциплинарное требование и  прочие),

    • жесткий контроль исполнения,
    • учет только тех факторов работы, которые укладываются в установленный порядок.

      Признаками  неформального управления являются опора на человеческие неформальные отношения:

    • слабые и сильные стороны человеческой натуры (уважение, авторитет, самолюбие, психологическая расположенность, заинтересованность)
    • система индивидуальных или коллективных ценностей
    • лидерство

     Функции  неформального управления:

    1. реализация общих материальных и социальных интересов. Это может быть заинтересованность в рационализаторстве или разработке и внедрении изобретения, в получении дополнительных доходов, в совместном строительстве гаражей, в решении дачных вопросов, в организации турпоходов и т.п.
    2. защита от чрезмерного давления администрации, чрезмерной интенсификации труда, повышение норм выработки, сокращения работников и т.п.
    3. получение и передача необходимой или интересной информации
    4. облегчение коммуникаций и налаживание взаимопомощи при решении как организационных, так и личных задач;
    5. сохранение и культивирование общих культурных, социальных, национальных, религиозных и иных ценностей;
    6. удовлетворение потребностей в групповой принадлежности, в признании уважении и идентификации. Это повышает удовлетворенность трудом и пребыванием в организации;
    7. создание благоприятной среды деятельности и психологического комфорта, преодоление отчуждения, страха, обретение уверенности и спокойствия;
    8. адаптация и интеграция новых и молодых сотрудников. Принятие их в коллектив помогает им быстрее адаптироваться к требованиям организации, позволяет получать ценные советы и помощь, облегчает различные виды коммуникаций.

    Функции формального управления:

    1. установление статусов, прав и обязанностей членов группы
    2. жесткое определение и распределение ролей
    3. обеспечение единства всех составных частей организации,
    4. связь различных подразделений с ее общими целями
    5. целесообразное общественное разделение труда
    6. обеспечение повышения эффективности за счет известного ограничения разнообразия в организации

    Виды  структур организации осуществляющих формальное управление:

    • административная структура

      Включает  подчиненных лиц, которые непосредственно отчитываются перед определенным руководителем. Подчиненная взаимосвязь между менеджером отдела и инспекторами или между старшей медицинской сестрой ее подчиненными характерна для административной структуры.

    • оперативная структура

      Включает  рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое-либо задание или проект, например деятельность клерков в страховой компании. Когда происходит какой-либо инцидент, несколько клерков должны работать сообща и координировать свою работу друг с другом, если требуется справедливо разрешить иск. Решение этих необходимых задач и осуществление нужных взаимодействий создаются условия для формирования оперативных структур. Медицинские сестры, которые оказывают неотложную помощь в больнице, обычно составляют оперативную группу, так как требуется определенная последовательность во время ухода за пациентом. Эти структуры имеют значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своей деятельности, хотя у них есть общий руководитель.

        Виды структур, осуществляющих неформальное управление:

    • структуры по интересам

      Отдельные лица, которые могут не быть членами  одной и той же административной или оперативной структуры, могут  объединяться для достижения определенной совместной цели. Цели таких структур не имеют отношения к целям организации и являются специфическими для каждой структуры. Примерами структур по интересам могут быть объединения рабочих и служащих с целью получения больших выгод, а также объединение официанток, создающих из своих чаевых единый фонд.

    • группы на основе дружбы

Информация о работе Сущность формального и неформального управления организациями