Подавление инфляции характеризуется
внешней стабильностью цен при
активном вмешательстве государства.
Административный запрет повышать цены
обычно приводит к нарастающему дефициту
тех товаров, на которые цены должны
были бы повыситься без государственного
вмешательства, не только из-за первоначального
повышенного спроса, но и в результате
снижения предложения. Государственное
субсидирование разницы в ценах
для производителя или потребителя
не сокращает предложение, но дополнительно
стимулирует спрос.
В зависимости от темпов
роста различают:
- Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3—3,5 %. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций;
- Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Для галопирующей инфляции характерны более высокие темпы роста цен чем для умеренной (ползучей) инфляции, но более низкие чем для гиперинфляции. Строго обозначенных параметров галопирующей инфляции нет вследствие того, что инфляционные процессы проявляют себя по-разному из-за различных типов экономических систем, уровня развития страны и т. п. Как правило, галопирующей инфляцией признаётся рост цен на 10—100 % в год, иногда встречаются и другие рамки (10—50 % или 20—100 %). П. Самуэльсон ограничивал галопирующую инфляцию 200 % в год. Характерной особенностью галопирующей инфляции по сравнению с умеренной является то, что при ней возрастают риски, связанные с заключением контрактов в номинальных ценах. В связи с этим при заключении сделок или учитывается рост цен, или же вместо национальной валюты используется стабильная конвертируемая валюта другого государства. Например, в России в период галопирующей инфляции цены на товары и услуги зачастую указывались в долларах США. В отличие от умеренной галопирующая инфляция трудно управляема. Галопирующая инфляция влияет на поведение домохозяйств и фирм, большую роль играют инфляционные ожидания. Каждое повышение цен приводит к росту заработной платы и издержек.
- Гиперинфляцию. В разных источниках указываются разные критерии. Это может быть рост цен свыше 10 раз (+900 %) в год; более 50 % в месяц (то есть в 129,7 раз год); свыше 100 % за 3 года (то есть свыше 2 % в месяц в течение 3 лет). Возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное количество денежных знаков. Парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Обычно возникает в военные или кризисные периоды.[11]
Рекордные примеры
гиперинфляции[12]
- Германия (1921-23). В 1923 году инфляция в Германии составляла 3,25×106 процентов (3,25 млн. %) в месяц (то есть цены удваивались каждые 49 часов).
- Греция во время немецкой оккупации (1941—44). Инфляция составляла около 8,55×109 процентов (8,55 млрд. %) в месяц (то есть цены удваивались каждые 28 часов).
- Венгрия после окончания Второй мировой войны (1945-46). Инфляция составляла около 4,19×1016 процентов (около 42 млн. миллиардов %) в месяц (то есть цены удваивались каждые 15 часов).
- Югославия начала 1990-х. Между октябрём 1993 и 24 января 1994 года инфляция составляла около 5×1015 процентов (около 5 квадриллионов, или млн. миллиардов %) ежемесячно (то есть цены удваивались каждые 16 часов).
- Зимбабве 2000-х. После экспроприации земель белых фермеров в октябре 2008 инфляция составляла 231 миллион процентов в год, (по официальным данным). По неофициальным данным — инфляция составила около 6,5×10108 процентов. Цены удваивались примерно за 1,5 часа.
Используют также выражение хроническая инфляция
для длительной во времени инфляции. Стагфляцией
называют ситуацию, когда инфляция сопровождается
падением производства (стагнацией).[11]
Экономисты из инвесткорпорации
Goldman Sachs (один из крупнейших в мире коммерческих
банков в кругу финансистов известен как
«The Firm») для обозначения резкого роста
цен на аграрную продукцию придумали новый
термин: «Агфляция» (аграрная
инфляция). Агфляция - процесс опережающего
увеличения цены продовольствия и технических
культур сельскохозяйственного происхождения
по сравнению с общим ростом цен или с
ростом цен в несельскохозяйственной
сфере.[8]
Высокие темпы агфляции зафиксированы
уже два года подряд. В 2006 году индекс
цен на продовольствие, рассчитываемый
Goldman Sachs, увеличился на 26 процентов. В 2007
году его рост составил 41 процент.[10]
На практике это выражается
в быстром увеличении цен на продовольствие
на фоне сокращения его запасов и
при относительно низком общем уровне
инфляции и незначительном росте
заработной платы. В результате этого
на одинаковую сумму денег можно
купить существенно меньше продуктов
питания, ухудшается качество питания
населения. Особенно тяжело это проявляется
в странах и в группах населения
с низким общим уровнем дохода, большая
часть которого идёт именно на покупку
продовольствия. При дальнейшем ухудшении
положения возможен продовольственный
кризис и голод неимущих слоёв населения.
1.3. Методы измерения
инфляции
Наиболее распространенным
методом измерения инфляции является
индекс потребительских цен (Consumer Price
Index, CPI), который рассчитывается по отношению
к базовому периоду.
В России Федеральная служба
государственной статистики публикует
официальные индексы потребительских
цен, которые характеризуют уровень инфляции.
Кроме того, эти индексы используются
как поправочные коэффициенты, например,
при расчёте размера компенсаций, ущерба
и тому подобное. Если изменить методику
расчёта, то при тех же изменениях цен
на потребительском рынке результаты
могут существенно отличаться от официальных.
В то же время, эти неофициальные результаты
не могут учитываться в реальной практике,
например, на них нельзя сослаться в суде.
Наиболее спорным моментом является состав
потребительской корзины как по наполненности,
так и по изменяемости. Корзина может ориентироваться
на реальную структуру потребления. Тогда
со временем она должна меняться. Но любое
изменение в составе корзины делает несопоставимыми
предыдущие данные с текущими. Индекс
инфляции искажается. С другой стороны,
если не менять корзину, через некоторое
время она перестанет соответствовать
реальной структуре потребления. Она будет
давать сопоставимые результаты, но не
будет соответствовать реальным затратам
и не будет отражать их реальную динамику.
Помимо индекса потребительских
цен существует другие методы, которые
позволяют рассчитать инфляцию. Как
правило, используются несколько основных
методов:[10]
- Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI) — отражает себестоимость производства без учёта добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Значение PPI опережает по времени данные CPI.
- Индекс расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI) — учитывает баланс повышения доходов и роста расходов.
- Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочее. Обычно цены на активы растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.
- Дефлятор ВВП (GDP Deflator) — рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров. Ценовой индекс, созданный для измерения общего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике. Рассчитывается как индекс Пааше и выражается в процентах.
(2)
- Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют. Согласно теории о паритете покупательской способности на одну и ту же сумму денег, пересчитанную по текущему курсу в национальные валюты, в разных странах мира можно было бы приобрести одно и то же количество товаров и услуг при отсутствии транспортных издержек и ограничений по перевозке.
- Индекс Пааше — показывает отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода. Определяется путём взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления текущего периода и отражает изменение стоимости потребительской корзины текущего периода.