Сущность и формы проявления инфляции; виды инфляции и ее причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 01:29, курсовая работа

Описание

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Содержание

Введение 3
1. Определение, виды и формы проявления инфляции
1.1. Сущность инфляции 5
1.2. Виды инфляции 7
1.3. Методы измерения инфляции 11
1.4. Инфляция в России 13
2. Причины и последствия инфляции
2.1. Причины инфляции 15
2.2. Факторы, вызывающие инфляцию в России 16
2.3. Последствия инфляции 18
2.4. Проблемы стабилизации денежного оборота в современных условиях 20
Заключение 28
Список использовавших источников 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ДКБ. Сущность и формы проявления инфляции. Абишев 302 группа..docx

— 62.53 Кб (Скачать документ)

 Инфляционное таргетирование (комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране) позволяет добиться стабильности цен и является важнейшим фактором экономического роста. Суть инфляционного таргетирования заключается в определении Центральным банком прогнозного уровня инфляции, который сравнивается с её целевыми планируемыми значениями. Разница между прогнозным и целевым значениями инфляции отражает величину корректировки денежно-кредитной политики. При инфляционном таргетировании необходимо выполнение двух главных условий: первое условие - Центральный банк должен быть достаточно независимым, вследствие отказа от фискального доминирования; второе условие - отказ от таргетирования других экономических показателей. Кроме того, необходимо разработать методологию прогноза инфляции, подобрать инструментарий и определить степень его эффективности. Сегодня главными задачами финансовых органов России является сбор налогов и выплаты по внешнему долгу. Кроме того, наблюдается конфликт лоббирования целей – увеличение доходов населения, снижение инфляции, стабилизация курса рубля, увеличение ВВП, развитие банковской системы. Трудности при использовании валютного таргетирования заключаются в выборе ориентира инфляции в среднесрочной перспективе, что в современных российских условиях является довольно тяжелой задачей, ввиду наличия некоторой неустойчивости отечественной экономики. [13][14]

Необходимо также отметить, что одним из препятствий является административное и государственное  регулирование цен – Центральный  банк должен оперативно корректировать инфляционный прогноз с учётом изменения  цен, величину которых частично определяет государство. Использование механизма  таргетиования в рамках долгосрочной перспективы будет наиболее эффективным  лишь в условиях стабильной рыночной экономики, уровня инфляции менее десяти процентов, отсутствия внешних долгов, эффективной системы налогообложения, развитой банковской системы, эффективного и устойчивого производства.

 

Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной  антиинфляционной политики государству  необходимы:

•   оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;

• разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного,    высокотехнологического    и    наукоемкого производства;

• усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;

•    изменение структуры  производственных фондов в целях  расширения производства товаров народного  потребления;

•    стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;

•    совершенствование  налоговой  системы,  обращая  особое внимание на регулирующую роль налогов;

•    формирование и  развитие единого общероссийского  рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т.д.;

•    восстановление  государственных  структур  управления  и контроля за ценами, доходами,  распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных  рыночных цен;

•    создание условий  для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного  назначения для национальной экономики;

•  изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно - денежных отношений;

•    стимулирование экспортной продукции, в том числе  вооружения, и проведение разумной протекционной политики.

Осуществление этих мероприятий  в комплексе потребует определенного  времени, но они неизбежно приведут к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы России в целом. Уже сегодня  наметились некоторые позитивные моменты  в экономике, а темпы инфляции приобрели, хотя и слабую, тенденцию  к затуханию.

Одним из направлений регулирования  инфляции являются ее внешние факторы, значение которых возросло в условиях либерализации внешнеэкономической  деятельности России. Курсовая политика Банка России, сглаживание резких колебаний курса рубля по отношению  к доллару и евро, ползучая девальвация в целях поощрения экспорта, т.е. политика "слабого" рубля снижает эффективность регулирования инфляции, направленного на укрепление рубля на внутреннем рынке. Это связано с зависимостью внутренних цен от валютного курса рубля в условиях значительной доли (до 50%) импортных товаров на российском потребительском рынке. Причем даже при временном повышении курса рубля к доллару цены не снижаются.

В условиях российской экономики  основным фактором наблюдаемой инфляции выступает покупка Банком России выручки в иностранной валюте, поступающей от экспортных операций. Это приводит к появлению избыточной денежной массы в экономике. Инфляционного  эффекта валютных интервенций можно  было бы избежать, используя такой  инструмент денежно-кредитного регулирования  как операции на открытом рынке, а  именно путем оперативной продажи  Банком России государственных ценных бумаг коммерческим банкам. В результате, поступающая в результате валютных интервенций дополнительная денежная масса оперативно изымается и, соответственно, инфляционного эффекта не возникает. Влияние валютных интервенций на уровень инфляции в России объясняется  между тем не столько невозможностью стерилизовать денежную массу, сколько  неумением её правильно трансформировать в форме интервенций в реальный сектор экономики. Следовательно, проблема заключается не в избытке денежной массы, а в неумении правильно  «канализировать» дополнительный её выпуск, в результате чего денежные средства аккумулируется на корреспондентских  счетах в коммерческих банках.

В связи с вышеизложенным, основная задача, стоящая в настоящее  время перед Банком России, заключается  в определении способов трансформации  денежной массы в реальный сектор экономики.

 

 

Заключение

Инфляция - один из самых  болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему  в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности  денег, она подрывает возможности  хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных  преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Отрицательные социально-экономические  последствия инфляции вынуждают  государства периодически проводить  денежные реформы - преобразования в  сфере денежного обращения для  упорядочения и укрепления денежной системы. Они осуществляются различными методами в зависимости от цели, экономической и политической ситуации в стране, темпа инфляции, степени  обесценения денег под влиянием инфляционных и иных факторов, соотношения  сил между ведущими экономическими субъектами рыночной экономики, политики государства и ее теоретической  основы, компетенции денежных властей.

Как свидетельствует мировой  опыт, для управления инфляционным процессом необходимо разумное сочетание  комплекса рыночных и государственных  методов.

Для эффективного регулирования  инфляции необходимы формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой  в этом направлении является активизация  инвестиций в основной капитал. Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней  и эффективный контроль за их исполнением. Налоги, составляющие основную часть  бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. В этом направлении  налоговая политика эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на развитие экономики  путем уменьшения налогового бремени  до приемлемого бюджетом уровня, на пресечение уклонения от уплаты налогов и на повышение их собираемости. Важным аспектом управления инфляцией является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета. Специфическое для России направление регулирования инфляции - преодоление неплатежей. Хотя их общая сумма снизилась, но задолженность по заработной плате сохраняется. Регулирование денежных факторов инфляции - эмиссии денег и скорости их обращения - непосредственно влияет на темп роста цен, если не противодействуют иные факторы. Однако ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к снижению коэффициента монетизации в России, выпуску денежных суррогатов, увеличению бартерных сделок. Одним из направлений регулирования инфляции является реструктуризация и модернизация банковской системы, ее реальная рекапитализация, увеличение кредитования производственного сектора экономики.

Для эффективного регулирования  инфляции требуются согласованные  действия Банка России и правительства, с учетом всех факторов, воздействующих на процесс обесценения денег. Появление  позитивных результатов возможно в  связи с переходом с 2003 г. Министерства РФ по антимонопольной политике и  поддержке предпринимательства  на американскую модель антимонопольного регулирования. Она ориентирована  не на качественные и цифровые показатели, а на оценку последствий на рынках с точки зрения положения потребителей. А главное, нужна прозрачная статистика инфляции, включающая не только индекс потребительских цен, который требует  уточнения с учетом критериев  качества жизни активного населения, но и другие показатели.

Таким образом, инфляция в  России должна стать регулируемым процессом. Это один из факторов социально-экономической  стабилизации страны.

 

Список использовавшихся источников.

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.07.2010)
  3. Аналитическая записка. Макроэкономика ВЭБ Инвест банк 02.09.2007
  4. Алклычев А.М. Регулирование цен в экономике переходного периода. М.:Институт экономики РАН, 2008.
  5. Вите О.Т., Афанасьев М.П. Инфляция издержек и финансовая стабилизация -  16 февраля 2007/Рабочий центр экономических реформ при Правительстве РФ
  6. Илларионов А. Инфляция денежное явление // Вопросы экономики, 2007, 12
  7. Казанцев С.В. Скрытая природа российской инфляции/Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, 2010
  8. Кизилов В., Гр.Сапов. Инфляция и её последствия / под ред. Е.Михайловской. М.: Центр «Панорама», 2008. 146 с. ISBN 5-94420-025-1
  9. Кравченко П.П. Причины инфляции в России Менеджмент в России и за рубежом 5/2009
  10. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд.-М.: ИНФРА-М, 2007.
  11. Семенихина В.А., Крючков С.А. Экономическая теория: макроэкономика: Учебное пособие. - Новосибирск: НГАСУ, 2008.
  12. Семёнов В.П. Инфляция: метрика причин и следствий. 1-е изд. М.: Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, 2007. 383 с. ISBN 5-94506-120-4
  13. Серебрякова Л.А., Шевцов В.А. Сущность инфляционного таргетирования и особенности применения в России/Материалы VII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука Северо-Кавказскому региону». Ставрополь: СевКавГТУ, 2008.
  14. Солодова О.А. Инфляционное таргетирование в системе антиинфляционного регулирования экономики //Финансы, денежное обращение и кредит: Науч. зап. / Отв. ред. А.Ю. Казак. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та. 2007.
  15. Шенаев В.И. К вопросу о преодолении инфляции в России//Деньги и кредит. - 2011. - N 11. - С.25-28.
  16. www.cbr.ru Официальный сайт Центрального банка России

Информация о работе Сущность и формы проявления инфляции; виды инфляции и ее причины