Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 17:40, курсовая работа
цель курсовой работы: раскрыть социально-экномиекую сущность финансов и рассмотреть особенности развития финансовой системы в РФ на современном этапе. Для решения данной цели выделены следующие задачи: раскрыть понятие финансов; проанализировать их эволюцию и функции; рассмотреть особенности развития финансовой системы России на современном этапе; показать экономическую и социальную значимость финансов в экономике России.
Введение 2
1 Социально экономическая сущность финансов 4
1.1 Понятие финансов 4
1.2 Эволюция финансов 8
1.3 Функции финансов 13
2 Особенности развития финансовой системы в России на
современном этапе 16
2.1 Экономические условия формирования новой финансовой системы 16
2.2 Проблемы и трудности становления финансовой системы 21
2.3 Социальная значимость финансов, финансовой системы в экономике России 29
Заключение 34
Литература 35
В числе причин массовой неплатежеспособности можно выделить те, которые создали ситуацию цепной реакции распространенности этого явления на все сферы российской экономики:
«шоковая терапия» - неплатежеспособность вследствие резкого роста цен при блокировании формирования оборотных средств и банковского кредитования;
монетарный курс денежно-кредитной политики с ориентацией на денежную эмиссию;
бюджетно-налоговая политика и механизм ее реализации, когда при составлении проекта бюджета не закладываются в бюджет суммы, соответствующие объективным потребностям экономики, в результате резко ограничен круг отраслей производственной сферы - получателей бюджетных средств; резкое снижение (с 1992 г.) банковского кредитования реального сектора и переориентация банков на финансовые рынки и рынок МБК, что привело к ухудшению финансового состояния предприятий, повышению рисков кредитования реального сектора, дальнейшему снижению объемов кредитования предприятий;
создание ситуации массового занижения стоимости приватизированных предприятий и финансовых результатов их работы в целях занижения цены предприятия;.
нарастающее ограничение платежеспособности конечного потребителя (до 70-80% населения вынуждено ограничивать спрос) при скачкообразном росте цен на продукцию базовых отраслей и, следовательно, создание ситуации: с одной стороны, предел повышению цен, с другой - рост затрат.18
Немалое влияние на массовую неплатежеспособность оказывают обстоятельства, связанные с широким введением в действие «серых» схем: фиктивная убыточность в действительности прибыльных предприятий с ориентацией на вывоз национального капитала за пределы внутреннего рынка; создание массового слоя посредников, поглощающих существенную часть прибыли непосредственных производителей.
Таким
образом, тенденция оживления отечественного
производства, связанного с девальвацией
рубля в августе 1998 г. и относительным
падением импорта продукции широкого
потребления, явно не имеет перспективы.
Отсутствие фундаментальных условий расширения
конъюнктуры внутреннего рынка и платежеспособного
спроса, кредитования и многих других
приведет в ближайшее время к «восстановлению»
ситуации стагнации отечественного производства
и снижению конкурентоспособности национальной
продукции на внутреннем рынке. Поэтому
нельзя не отметить шаткость ориентации
федерального бюджета и денежно-кредитной
политики на 2001 г. на предопределяемый
рост производства, притом, что базовые
условия развития экономики по спектру
элементов финансово-денежной системы,
включая платежно-расчетный механизм,
остаются практически без изменения. Несмотря
на видимость улучшения макроэкономической
ситуации, провозглашаемую финансовой
и денежной властями, зависимость финансово-денежной
системы от западного капитала не только
не снижается, но становится необратимой.
Это четко прослеживается по ряду позиций,
начиная от настоятельности платежей
по внешним долгам, явно неадекватным
по своим масштабам реальному финансовому
потенциалу национальной экономики. Глубокие
деформации в экономике не только не преодолеваются,
но остаются за пределами экономической
стратегии и тем более экономической политики.19
2.3.
Социальная значимость
С
возникновением товарно-денежных отношений
и денег как всеобщего
Проф. A.M. Бирман уже в 1968 г. отмечал наличие различных фондов денежных средств, которые образуются за счет определенных доходов. Эти доходы в ряде случаев нельзя складывать и объединять в единый фонд денежных средств. Автор указывал, что «тот факт, что деньги всеобщий эквивалент не только не устраняет необходимость образования специальных целевых фондов, но, напротив, делает эту задачу более актуальной, чем при использовании материальных ценностей. Обособляя определенные суммы денежных средств в виде различных фондов, государство и предприятия получают возможность решать ряд важных экономических задач».20
Не вдаваясь в глубокий экономический и финансовый анализ обоснования раздельного образования, перераспределения и использования фондов денежных средств, тем не менее можно сделать следующий вывод: экономическая и финансовая наука диктует необходимость разделения общей денежной массы (совокупного денежного фонда) на части, именуемые фондами денежных средств. Эти правила, в равной степени относятся как к частным финансам, так и государственным финансам, несмотря на все различия, которые выделяют специалисты в области финансового права.21
Известно, что категория "финансы" традиционно рассматривается с двух позиций, а именно: с одной стороны (в материальном смысле) как совокупность фондов (централизованных и децентрализованных), а с другой стороны, как совокупность общественных отношений по образованию, распределению и использованию централизованных фондов. Учитывая тот факт, что всякая совокупность складывается в систему, можно сделать вывод о том, что финансы следует рассматривать как систему, имеющую определенную структуру расположения соответствующих элементов в двух взаимообусловленных направлениях: совокупность фондов в материальном смысле и совокупность общественных отношений, связанных с их образованием, распределением и использованием.
Следовательно,
финансы — это система
Становление финансовых отношений происходит одновременно с развитием товарно-денежных отношений в целях обслуживания потребностей государства в организации экономической и культурной жизни, содержании аппарата управления, армии, здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.
Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает в себя бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды. В рамках элементов финансовой системы формируются финансовые ресурсы как количественно определенная и специально предназначенная сумма денежных средств.
Чем более развиты рыночные отношения, чем сложнее и многообразнее экономические связи в государстве, тем сложнее финансовая система и тем больше ее финансовые ресурсы. Развитость и размер финансовых ресурсов обеспечивают более широкую маневренность государства в выполнении внутренних и внешних экономических функций.
Различают финансы хозяйствующих субъектов, населения и государства. Финансы хозяйствующих субъектов — это совокупность финансовых связей между юридическими лицами (между предприятиями), юридическими лицами и государством, юридическими лицами и физическими лицами (населением). Экономическая или финансовая возможность этих финансовых отношений определяется через счета прибыли и убытков, через возможности взаиморасчетов, исключающих бартерные сделки.
Доходную часть финансов населения образуют доходы семей, расходную — различные виды расходов и сбережения населения. Сбережения образуют как бы отложенный спрос населения. Хранятся они в банках и образуют важный внутренний инвестиционный ресурс.
Государственные финансы формируют сложную структурную часть финансовой системы. Ведущим звеном финансов государства выступает государственный бюджет доходов и расходов. Полнота, структура и наполняемость доходной части бюджета — показатель экономических возможностей и устойчивости государства. Используя бюджет, государство оказывает влияние на формирование межотраслевых, территориальных и социальных пропорций, осуществляет распределение и перераспределение ВВП, экономически обеспечивает выполнение целевых комплексных программ НТП и национальных планов экономического роста.
Расширяя
объем государственных
Государственные финансы обеспечивают обороноспособность и защиту. В свою очередь военные расходы выступают импульсом к развитию многих отраслей промышленности, и прежде всего точного машиностроения, оптики, производства космических средств связи и слежения.
Однако надо заметить, что длительная гонка вооружений и отраслевая милитаризация приводят к деструктуризации производства, появлению дефицита потребительских благ, истощению экономики и т. д. А последующая перестройка производства с военного производства на изготовление мирной потребительской продукции требует от общества колоссальных прямых и косвенных затрат.
К концу XX столетия в большинстве стран государственные финансы стали активно использоваться для достижения результатов стабильного роста — повышения конкурентной способности национальной экономики, ускорения НТП, преодоления региональной неравномерности в распределении и использовании ресурсного и трудового потенциала.
В финансовой литературе просматривается различный подход к трактованию финансовой системы государства. Например, в учебнике «Финансовое право» (под ред. проф. Е.А. Ровинского) говорится, что «под финансовой системой СССР понимают: 1) совокупность финансовых институтов, каждый из которых объединяет определенные финансовые отношения, направленные на образование и использование соответствующих фондов денежных средств и 2) совокупность органов государства и учреждений, а также организаций, осуществляющих финансовую деятельность».
В учебнике «Финансовое право» (под ред. проф. Г. С. Гуревича) финансовая система рассматривается только как «совокупность различных звеньев финансовых отношений (финансовых институтов), посредством которых Советское государство планомерно образует, распределяет и использует соответствующие фонды денежных средств». Очевидно, что в приведенном определении отсутствует институциональный подход к финансовой системе, как совокупности органов, осуществляющих финансовую деятельность в пределах своей компетенции.
В современной литературе просматривается как первая точка зрения,23 так и вторая.24
Следовательно, с одной стороны, финансы как совокупный фонд денежных средств в материальном смысле являются системой взаимосвязанных элементов, таких как различные целевые фонды, с другой стороны финансы - это система экономических отношений, которая также состоит из соответствующих элементов.25
Финансовая система в материальном смысле в настоящее время традиционно представляется следующим образом (имеет следующую структуру):
бюджетная система (федеральный бюджет, бюджеты субъектов федераций, бюджеты местного самоуправления);
внебюджетные централизованные целевые фонды;
внебюджетные децентрализованные целевые фонды, (фонды экономического стимулирования, фонды развития производства на предприятиях);
финансы
хозяйствующих субъектов и
имущественное и личное страхование;
кредит (государственный, банковский).26
Финансовую систему следует рассматривать как совокупность органов, наделяемых государством общей или специальной компетенцией для осуществления отдельных направлений финансовой деятельности.
Такая точка зрения представляется обоснованной и является традиционной для отечественной науки финансового права, хотя следует отметить, что такие ученые, как С.Д. Цыпкин и В.В. Бесчеревных,27 придерживались другой точки зрения, а именно: рассматривали финансовою систему только как совокупность входящих в нее звеньев.
Вместе с тем, поскольку государство не может осуществлять финансовую деятельность непосредственно, институциональный механизм несомненно должен быть рассмотрен, систематизирован и представлен как финансовая система государства. В этой связи под финансовой системой можно также понимать совокупность органов (юридических лиц), принимающих участие в финансовой деятельности государства связанной с эмиссией, образованием, накоплением, распределением и использованием денежных средств. В этой деятельности участвуют органы и агенты государства, что следует из Конституции РФ.
Совокупность государственных мер по оптимизации развития экономических и социальных условий с использованием централизованных денежных ресурсов образует финансовую политику государства. Она различна в различных национальных образованиях, но общая тенденция в ее проведении для разных государств состоит в материальном обеспечении национальных концепций по социализации жизни: использовании научных достижений, повышении производительности труда, росте качества жизни людей. В целом финансовая политика призвана осуществлять распределительные и контрольные функции. Это предполагает активное участие государственных финансов в распределении и перераспределении ВВП и контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного продукта обществом.