Сущность и функции финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание

Рассмотрение вопросов сущности и необходимости финансов, их специфических признаков, функций и дискуссионных вопросов сущности и функций финансов, является главной целью данной работы.
Для более подробного описания поставленной цели, еобходимо решить следующие задачи :
- дать основную характеристику финансам как экономической категории;
- описать специфические признаки, присущие только финансам, как экономической категории;
- рассмотреть функции, которые выполняют финансы;
- изучить вопросы, возникающие в связи с различным толкованием термина «финансы» разными экономистами;

Содержание

Введение
Сущность финансов как экономической категории
Проявление экономической сущности финансов через их функции
Теоретические проблемы сущности и функций финансов
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Сущность и функции финансов.docx

— 74.80 Кб (Скачать документ)

В дальнейшем объективно возникает  потребность в перераспределении  национального дохода, которая вызывается:

  • наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (государственное управление, образование, здравоохранение, социальное обеспечение), но без которой производство не может быть эффективным;
  • необходимостью обеспечения социального развития;
  • важностью создания благоприятных условий для предпринимательства, что требует предоставления дотаций, субсидий.

Следовательно, национальный доход распределяется на фонд накопления и фонд потребления, а затем перераспределяется между производственной и непроизводственной сферами, а также по регионам.

Подавляющая часть перераспределительных отношений между территориями государства, производственной и непроизводственной сферами осуществляется через государственный бюджет (федеральный, региональные и местные бюджеты государства)[7, с. 25].

Распределительная функция  финансов проявляется при распределении  национального дохода, когда происходит структурная перестройка народного хозяйства, выделение приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика). Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, укреплении государства, достижении высокого качества жизни широких слоев населения.

Финансы, связанные с движением  стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и в нефондовой формах, составляет основу контрольной функции финансов.

Поскольку финансы ”пронизывают”  все общественное производство, все  его сферы и подразделения, все  уровни хозяйствования, они выступают  универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта.

Благодаря контрольной функции  финансов, общество знает о том, как  складываются пропорции в распределении  денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т. д.

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов  и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная  функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Благодаря контрольной функции  финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Одна из важных задач финансового  контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются[7, с. 26].

Распределительная и контрольная  функции – это две стороны  одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает  финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

К числу дискуссионных  относится вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции – распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т. д. [7, с. 27].

Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

Помимо распределительной  и контрольной функции, по мнению некоторых экономистов, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения  обслуживаются разными экономическими категориями.

Но сторонники распределительной  функции отнюдь не считают, что она  порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают  ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы.

В условиях рыночных отношений  финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством Республики Беларусь как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту[8, с. 31].

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.

 

3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СУЩНОСТИ И ФУНКЦИЙ ФИНАНСОВ

Несмотря на длительную историю  существования финансов как научного понятия, их сущность до конца не раскрыта. Задача более полного познания сущности финансов осложняется тем, что она  глубоко скрыта за внешними формами  ее проявления, в которых различные  финансовые явления предстают на поверхности общественной жизни.

При изучении сущности финансов первостепенное значение имеет правильное понимание фундаментальных теоретических проблем и категорий.

Исследованию проблем  сущности финансов уделяли внимание такие ученые и экономисты как В. П. Дьяченко, А. М. Александров, Э. А. Вознесенский. В период перехода Республики Беларусь и Российской Федерации к рыночной экономике исследованиями теоретических проблем в области финансов занимаются такие ученые и экономисты как В. М. Родионова, Л. А. Дробозина, М. В.Романовский.

Изучение и правильное понимание важнейших финансовых категорий затрудняется наличием в финансово-экономической литературе множества различных, иногда противоположных точек зрения по вопросам их необходимости, сущности, содержания и назначения.

В теории финансов одним  из проблемных вопросов является вопрос о необходимости финансов вообще. Изучением финансов занимались очень мало и поверхностно.

Имел место упрощенный, формальный подход к решению этой проблемы. Так профессоры и А. М. Бирман считали, что основным условием возникновения и функционирования финансов является государство [17, с. 31].

Большинство экономистов  обуславливали объективную необходимость  финансов наличием государства и  товарно-денежных отношений без  основательного обоснования этого положения применительно к категории финансы.

«Вне государства финансы  не существуют», считает Э. А. Вознесенский [10, с. 12].

Но это слишком упрощенный подход к такой категории как  финансы. Профессор Родионова В. М. считает, что обусловленность  части финансовых отношений фактором существования государства не дает основание для того, чтобы считать  его деятельность причиной, порождающей  финансы. По ее мнению обязательным условием функционирования финансов, является наличие денег, а причиной, порождающей их появление, можно считать потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность[16, с. 25].

Однако есть еще один фактор, без которого финансы не могут  функционировать. Это общественное воспроизводство, с его непрерывно повторяющимися и взаимосвязанными циклами. В настоящее время практически все ученые-экономисты признают необходимость финансов и их важную роль в выполнении государством своих функций.

Однако до конца остается не выясненным вопрос сущности финансов и границы их распространения.

Некоторые экономисты финансами  считали совокупность денежных ресурсов или фондов, находящихся в распоряжении государства и предприятий. В пятидесятых годах утвердилось понимание финансов как денежных отношений, обеспечивающих распределение совокупного общественного продукта, национального дохода. Оно сохраняется до нашего времени.

Переход к рыночной экономике  происходит в условиях функционирования многообразных объективных стоимостных  категорий и денежных отношений, которые пронизывают все стороны  жизни, денежные отношения опосредствуют  куплю-продажу, оплату труда, сферу  приложения свободных денежных средств, разнообразные отношения с зарубежными  странами.

Здесь возникает вопрос –  все ли денежные отношения являются финансами или существуют, какая – то граница их распространения?

Экономисты А. М. Александров, Э. А. Вознесенский и другие исходили из того, что финансы и кредит, имея денежную форму и обеспечивая в общественном воспроизводстве распределительный процесс, представляют единую категорию «финансы в широком смысле слова».

Академик Чантландзе понимал финансы еще в более расширенном смысле, включая в их состав банки, цены на товары, фондовые биржи, денежные рынки, золото, банкноты, векселя, ценные бумаги. А в узком смысле к финансам он относил лишь бюджетные средства[7, с, 26].

Большинство же ученых-экономистов  считают, что финансы представляют особую область и лишь часть денежных отношений, имеющих свои определенные признаки. Главными признаками, определяющими категорию финансы, следует считать:

  1. Денежный характер финансовых отношений.
  2. Распределительный характер финансовых отношений.
  3. Финансовые отношения всегда связанны с формированием денежных фондов принимающих вид финансовых ресурсов.
  4. Безэквивалентность отношений распределения (это отличает финансы от отношений купли-продажи).
  5. Безвозвратность и бесплатность (это отличает финансы от кредита).

Информация о работе Сущность и функции финансов