Сущность и функции государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:25, контрольная работа

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Работа состоит из  1 файл

контрольная финансы.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)


Сущность и функции государственного бюджета

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических от­ношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей. При этом государственный бюджет интегрирует все социально – экономические отношения, складывающиеся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного  фонда страны.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях.

Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции ¾ распределительная (перераспределительная) и контрольная.

С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей.

Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).

Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным институтом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства ¾ авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.

При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в доход бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует три основные цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Контрольная функция бюджет выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций.

Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются: 1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием фонда денежных средств.

 

 

 

Бюджетная классификация

Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и

расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и

используется для составления и исполнения бюджетов, обес­печивает

сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюд­жетной системы.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

1. Классификация доходов бюджетов — это группировка дохо­дов бюджетов

всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками их

формирования, установленными соответствую­щими законодательными

актами. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих

конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

2.      Функциональная классификация расходов бюджетов пред­ставляет собой

3.      группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление

бюджетных средств на выполнение ос­новных функций государства.

Первый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации — разделы, второй уровень подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов, третий уровень — целевые статьи расходов федерального бюджета, от­ражающие финансирование расходов по конкретным направле­ниям деятельности главных распорядителей средств в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюдже­тов, четвертый уровень — виды расходов федерального бюджета, детализирующие направление финансирования расходов по це­левым статьям.

Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов ут­верждаются федеральным законом о федеральном бюджете на оче­редной финансовый год.

3. Экономическая классификация расходов бюджетов — это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она включает текущие и капитальные статьи расходов. На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений.

4. Классификация источников финансирования дефицитов бюдже­тов является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Рис. 7.1

Бюджетная классификация


 

5. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным; распорядителям средств бюджетов субъектов РФ по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональ­ной   классификации   расходов   бюджетов,   группам   расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов эконо­мической классификации расходов бюджетов.

Ведомственная классификация расходов местных бюджетов представляет собой группировку расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов по разделам, подраз­делам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предмет­ным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов.

Перечни главных распорядителей средств бюджетов субъек­тов РФ и распорядителей средств местных бюджетов утвержда­ются соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Бюджетная классификация в части классификации доходов: бюджетов, функциональной классификации расходов бюджетов, экономической классификации расходов бюджетов, классифи­кации источников финансирования дефицитов бюджетов едина для бюджетов всех уровней бюджетной системы и утверждается федеральным законом.

Законодательные или представительные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут производить дальней­шую детализацию объектов бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

В бюджетной классификации приводится также перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Она включает целевые статьи расходов федерального бюджета, виды расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация утверждается в форме закона, в который вносятся изменения и дополнения одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Совершенствование бюджетной классифика­ции позволит повысить эффективность мобилизации и исполь­зования бюджетных средств, обеспечить прозрачность бюджетов всех уровней и оптимизировать учетную политику.

 

7.2. Бюджетная классификация доходов   и расходов бюджета

В составе бюджетной классификации доходов бюджетов выделя­ются следующие основные группы, подгруппы и статьи доходов.

I. Налоговые доходы:

•  налог на прибыль (доход) организаций;

•  налог на доходы от капитала;

•  подоходный налог с физических лиц;

1) налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы:

•   налог на добавленную стоимость;

•  акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдель­ным видам минерального сырья, производимым на тер­ритории РФ и ввозимым на территорию РФ;

•  федеральные, региональные и местные, лицензионные сборы;

• налог на покупку иностранных денежных знаков и пла­тежных документов, выраженных в иностранной валюте;

•  налог с продаж;

• единый налог на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства — вмененный налог на доходы;

2) налоги на имущество:

•   налог на имущество физических лиц;

•   налог на имущество организаций;

•   налог на недвижимость;

•   налог на наследование или дарение;

3) платежи на пользование природными ресурсами:

•платежи на пользование недрами;

• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

• сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

•  лесной налог; а    водный налог;

•  экологический налог;

•  земельный налог;

4) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции:

•  таможенная пошлина;

•  таможенные сборы;

1.      прочие налоги, пошлины и сборы:

•  государственная пошлина;

•  взносы   в   государственные фонды;

•  дорожный налог;

•  транспортный налог;

•  налог на игорный бизнес;

•  налог на рекламу;

II. Неналоговые доходы:

6) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности:

•доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

•  дивиденды по акциям, принадлежащим государству;

• доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности;

• проценты, полученные от размещения в кредитных организациях временно свободных средств бюджета;

• проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны;

•   доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;

•   перечисление прибыли Центрального банка РФ;

•   платежи от государственных и муниципальных организаций;

• плата за выделение квот вылова водных биологических ресурсов совместным предприятиям и иностранным юридическим лицам;

•   прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

7) доходы от продажи имущества, находящегося в государст­венной и муниципальной собственности:

Информация о работе Сущность и функции государственного бюджета