Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:44, реферат
Целью данной работы является сущность и значение государственного бюджета.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Раскрыть сущность бюджета;
Описать бюджетную систему и ее принципы;
Дать характеристику доходов и расходов бюджета;
ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА 4
1.1. Определение бюджета 4
1.2. Функции и роль бюджета государства 4
2. БЮДЖЕТЕАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ПРИНЦИПЫ 7
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА 10
4. ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА 17
4.1. Общие принципы исполнения бюджета 17
4.2. Казначейское исполнение бюджета 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.СУЩНОСТЬ
БЮДЖЕТА
1.1.
Определение бюджета
1.2.
Функции и роль бюджета
2. БЮДЖЕТЕАЯ
СИСТЕМА И ЕЕ ПРИНЦИПЫ
3. ДОХОДЫ
И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
4. ИСПОЛНЕНИЕ
БЮДЖЕТА
4.1.
Общие принципы исполнения
4.2.
Казначейское исполнение бюджета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую,
определяющую роль в формировании и
развитии экономической структуры
любого современного общества играет
государственное регулирование, осуществляемое
в рамках избранной властью
Актуальность темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности. Государство с помощью государственного бюджета регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов. И в связи с этим государство может ускорять или сдерживать темпы производства, усиливать или ослаблять рост капиталов и сбережений, изменять структуру спроса и предложения.
Целью данной работы является сущность и значение государственного бюджета.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА
Определение бюджета
Государственный
бюджет – это централизованный фонд
денежных ресурсов, которым располагает
правительство страны для финансирования
государственного аппарата, вооруженных
сил, выполнение необходимых социально-
По мере развития финансовых отношений у государства появляются новые виды этих отношений, которые непосредственно не связаны с бюджетом. Это:
1. Формирование и использование финансовых ресурсов государственных предприятий.
2. По мере развития бюджетных отношений начинают формироваться государственные денежные фонды, которые независимы, автономны от бюджета.
Бюджетные
отношения в современных
Бюджет
государства как экономическая
категория это совокупность экономических
отношений, возникающих в процессе
образования и использования
общегосударственных и
Функции и роль бюджета государства
Сущность
государственного бюджета как экономической
категории реализуется через
его функции: распределительную, контрольную
и функцию по обеспечению существования
государства.
Проявление распределительной функции обусловлено тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного распределения и перераспределения является чистый доход, получаемый в обществе. Между тем, это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта (подоходный налог с граждан), а иногда и национального богатства. Благодаря распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей. Распределение и перераспределение денежных средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения, между некоторыми видами услуг. В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов ¾ государственного и местных бюджетов, фондов социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости населения, фондов социальной защиты, инновационного фонда.
Распределительная
функция бюджета используется также
для вмешательства государства
в процесс общественного
Существенно, что содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых средств между различными подразделениями общественного производства и слоями населения. Важно отметить, что ни одно из звеньев финансовой системы не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (республиканский, областной, городской бюджет и др.) перераспределения денежных средств, как бюджет.
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно ¾ через формирование и использование денежных средств государства ¾ отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.
Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением совокупного общественного продукта и национального дохода, за пропорциями, складывающимся в процессе перераспределения национального дохода.
Функция обеспечения существования государства ставит своей задачей создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы.
Роль Бюджета:
1. Фискальная роль. При помощи бюджетного распределения государство обеспечивает себя необходимым количеством финансовых ресурсов.
2.
Регулирующая роль. При помощи бюджета
происходит регулирование различных экономических
процессов.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ
Бюджетная
система представляет собой внутреннюю
совокупность бюджетов, виды и принципы
взаимной связи которых определяются
национально-государственным и административно-
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты городских и сельских поселений.
В РФ применяется также термин консолидированный бюджет. Различают консолидированный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты субъектов РФ включают в себя региональные бюджеты и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ.
В таком виде консолидированный бюджет субъекта РФ подлежит составлению и исполнению. Консолидированный бюджет РФ – это свод показателей федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Этот бюджет отражает совокупность всех бюджетных ресурсов, находящихся в распоряжении государственных и местных органов и направления расходования этих ресурсов. Консолидированный бюджет РФ не является нормативным документом, не утверждается и не исполняется. Показатели этого бюджета используются только в аналитических и плановых целях.
Бюджетная система
1. Принцип единства бюджетной системы. Он предполагает единство правовой основы бюджетных отношений, единство денежной системы РФ, единство форм бюджетной документации и принципов организации бюджетного процесса. Кроме того, принцип означает единый порядок финансирования расходов всех бюджетов и единые правила ведения бухгалтерского учета всех видов бюджета.
2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета между бюджетами бюджетной системы РФ. Он предполагает закрепление доходов полностью или частично за соответствующим бюджетом и определение полномочий по осуществлению расходов федеральными, региональными и местными органами власти.
3. Принцип самостоятельности бюджетов. Включает в себя право органов государственной и местной власти на самостоятельное осуществление бюджетного процесса, наличие собственных доходов у каждого бюджета и закрепление регулирующих доходов, поступающих из вышестоящего уровня бюджетной системы. Предполагает право государственной и местной власти на самостоятельное определение направлений расходов бюджетов и источников финансирования бюджетного дефицита. Предполагает недопустимость изъятия доходов и сумм экономии по расходам, полученных в процессе исполнения бюджета, а также компенсации за счет других бюджетов дополнительных расходов и потерь в доходах.
4. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета. Предполагает, что все доходы и расходы, установленные законодательством, подлежат включению в бюджет в обязательном порядке и в полном объеме. Не допускается финансирование бюджетных расходов за счет каких-то иных средств.
5. Принцип сбалансированность бюджетов. Означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен быть равен суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования дефицита.
6. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Означает, что при составлении и исполнении бюджетов, государственные и местные органы власти и бюджетополучатели должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием минимального объема средств или достижения наилучшего результата с использованием ограниченного объема бюджетных средств.