Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:19, реферат
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присуща контрольная функция. Посредством этой функции финансы предупреждают о складывающихся пропорциях распределения, соотношения фондов, источниках их формирования, использования. Контрольная функция финансов создает возможность воздействия со стороны общества, и прежде всего государства, на процесс производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Но эта возможность превращается в действительность только в общественных отношениях при участии людей, наличии определенных условий: создании особых органов контроля; укомплектовании их квалифицированными специалистами; регламентации прав этих органов.
Сущность и значение финансового контроля.
В литературе выделяют множество
определений понятия «
Дробозина Л.А дает следующее определение: «Финансовый контроль – это элемент системы управления финансами: особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий и организаций), соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью произведенных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций».
По мнению Мельникова В.Д: «Финансовый контроль представляет собой специфическую деятельность, направленную на проверку обоснованности стоимостного распределения валового общественного продукта по соответствующим фондам денежных средств и их расходование на определенные цели».
Исходя из этих определений можно сказать, что «Финансовый контроль – это совокупность действий по проверке финансовых и хозяйственных вопросов деятельности субъекта с применением специфических форм и методов его организации».
Термин «контроль» является производным от латинского выражения «контра рутулус», что означает «противопоставление» (намеченного, предполагаемого процесса, явления и происходящего или свершившегося, фактического).
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присуща контрольная функция. Посредством этой функции финансы предупреждают о складывающихся пропорциях распределения, соотношения фондов, источниках их формирования, использования. Контрольная функция финансов создает возможность воздействия со стороны общества, и прежде всего государства, на процесс производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Но эта возможность превращается в действительность только в общественных отношениях при участии людей, наличии определенных условий: создании особых органов контроля; укомплектовании их квалифицированными специалистами; регламентации прав этих органов.
Таким образом, контрольная
функция создает объективные
условия для использования
Специфика финансового контроля
состоит в том, что он осуществляется
в денежной форме. Его непосредственным
объектом являются процессы формирования
доходов и накоплений, создание и
использование денежных фондов. Однако
действие финансового контроля распространяется
на более широкий круг денежных отношений,
поскольку финансы тесно
Сфера действия финансового контроля часто может совпадать с другими видами контроля: административным, правовым, социальным, техническим. Поскольку финансовая сторона деятельности хозорганов тесно связана с хозяйственной, бывает затруднительно, а иногда и невозможно отделить финансовый контроль от хозяйственного, так как в большинстве финансовых операций отражаются другие элементы хозяйственной деятельности.
Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели (прибыль, доход, рентабельность, НДС).
Сферой финансового контроля являются практически все операции совершаемые с использованием денег, а также бартерные сделки.
Основными принципами осуществления контроля являются:
· превентивность контроля означает
предупреждение возможных нарушений.
· регулярность контроля означает, что проверки хозяйственно-финансовой деятельности должны проводиться систематически через определенный промежуток времени.
· всеобщность контроля выражает
повсеместность его проведения, а также
наибольшую широту охвата сторон деятельности
проверяемых организаций.
· четкое обособление объектов
контроля по формам собственности и источникам
финансирования.
· объективность – непредвзятое выполнение контрольных функций и правдивое освещение результатов проверки.
· плановость – выполнение контрольных функций в соответствии с заранее разработанным и утвержденным планом.
· разделение субъектов контроля
на государственный, общественный, аудиторский
и внутрихозяйственный.
· научность – применение достижений науки и передового опыта в осуществлении контроля.
· экономичность – осуществление контроля с минимальными затратами (с минимальной численностью работников, владеющих научными методами организации труда), использование специалистов и компьютерной техники.
· повсеместность, универсальность контроля;
· действенность, реальность,
гласность, которые могут быть достигнуты
только при правильной организации контрольной
работы, применении обоснованной методики,
тщательном изучении дела, внесении конкретных
предложений;
· независимость работников контрольных органов.
Основные задачи финансового контроля, в которых раскрывается его содержание, состоят в следующем:
1. проверка выполнения финансовых обязанностей перед государством, организациями и населением.
2. Проверка правильности использования предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их распоряжении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных средств)
3. Проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.
4. Выявление внутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, ускорения оборачиваемости оборотных средств, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств.
5. Устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. Финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, его предприятиями и организациями.
Тема 2. Классификация финансового контроля.
Классификация основана на различиях в субъектах, времени проведения контрольных действий, приемах (способах) проведения контроля. Исходя из этих признаков, финансовый контроль подразделяется по трем направлениям: видам, формам, методам его осуществления.
В зависимости от субъектов (органов или организаций, осуществляющих контроль) выделяются следующие виды финансового контроля:
* государственный – статусом которого могут обладать контрольные органы, функционирующие в непосредственном подчинении законодательной власти;
* ведомственный осуществляется при органах, обладающих хозяйственными функциями и осуществляющих их;
* аудиторский – осуществляется независимыми аудиорами и аудиторскими компаниями.
По сферам управления выделяют:
1) общий, который осуществляется Мажилисом РК;
2) специализированный – Министерствами, а также ведомственными вышестоящими органами.
По источникам данных для контроля выделяют:
1)документальный контроль, который заключается в установлении достоверности и законности хозяйственных операций по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности;
2)фактический заключается в установлении действительного состояния объекта путем пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и т.д.
Источниками информации для документального контроля служат: первичные документы, регистры бухгалтерского учета, данные оперативно-технического учета, статистическая отчетность, нормативная и проектно-конструкторская, технологическая и прочая документация.
К основным способам документального контроля относятся:
1. формальная – устанавливает правильность заполнения требуемых реквизитов, наличие не оговоренных исправлений, подчисток, дописок текста и цифр, подлинность подписей должностных лиц;
2. арифметическая – выясняется правильность таксировки и подсчетов в документах;
3. юридическая оценка – цель ее определить соответствие отраженных в документах операций существующему законодательству и экономическую целесообразность. Хозяйственная операция считается законной, если ее содержание не противоречит действующим законам и изданным на их основе подзаконным актам;
4. логическая проверка представляет собой изучение объективной возможности документально оформленных хозяйственных операций посредством различных сопоставлений взаимосвязанных производственных и финансовых показателей;
5. встречная проверка представляет собой сличение первичных документов и учетных записей проверяемого хозяйствующего субъекта с одноименными и взаимосвязанными данными у предприятия с которыми проверяемый субъект имеет хозяйственные связи.
Приемы фактического контроля можно подразделить на три группы:
1. Инвентаризация
2. Экспертная оценка представляет собой способ фактического контроля, основанный на проведении квалифицированными специалистами экспертизы, действительных объемов и качество выполняемых работ и обоснованности их установленным нормам и нормативам.
3. Визуальное наблюдение – способ фактического контроля, включает обследование на месте для изучения организации труда на рабочих местах, проверка хранения товарно-материальных запасов, обеспечение контроля за ввозом и вывозом готовой продукции, обеспечение контроля за правильностью формирования себестоимости продукции и исчисление затрат по выпуску продукции и выполняемых работ, услуг.
По времени осуществления контроль бывает:
1. предварительный – осуществляется перед выполнением хозяйственной операции с целью предупреждения нерациональных расходов, незаконченных действий и различных потерь;
2. текущий – осуществляется в процессе совершения хозяйственной операции и его основная задача состоит в выявлении отклонений в текущей финансово-хозяйственной деятельности с целью принятия мер по их устранению;
3. последующий – проводится после совершения хозяйственной операции, его осуществляют все органы, которые контролируют финансовую деятельность предприятия. Основной его задачей является проверка правильности совершенных хозяйственных операций, выявление недостатков, а также разработка мероприятий по устранению отличительных нарушений.
По объектам контроля в зависимости от сложности делят на простые и сложные.
К простым относятся объекты, содержащие несколько элементов (производство продукции, элементы: объем производства, качество, амортизация).
К сложным относятся объекты с неопределенной структурой, которую надо исследовать, а затем описывать по составляющим элементам (внедрение новой техники: затраты по закупке, по установке (монтаж)).
Тема 3. Характеристика форм контроля.
Контрольно-ревизионная работа – совокупность трудовых процессов, связанных с выполнением контрольно-ревизионных процедур, а также создание условий, необходимых для их осуществления.
Контрольные службы министерств
и управлений представляют собой
самостоятельные структурные
Форма организации контрольной работы может быть: централизованной и децентрализованной.
При централизованной форме работы, она сосредоточена в вышестоящих звеньях управления. Ее преимуществом является лучшее использование вычислительной техники в процессе выполнения контрольных процедур. Недостаток состоит в удаленности контрольного органа от проверяемых субъектов, что в ряде случаев снижает эффективность и оперативность контроля и нередко приводит к увеличению командировочных и других расходов.
Информация о работе Сущность и значение финансового контроля