Сущность и значение финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:19, реферат

Описание

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присуща контрольная функция. Посредством этой функции финансы предупреждают о складывающихся пропорциях распределения, соотношения фондов, источниках их формирования, использования. Контрольная функция финансов создает возможность воздействия со стороны общества, и прежде всего государства, на процесс производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Но эта возможность превращается в действительность только в общественных отношениях при участии людей, наличии определенных условий: создании особых органов контроля; укомплектовании их квалифицированными специалистами; регламентации прав этих органов.

Работа состоит из  1 файл

аудит.docx

— 40.37 Кб (Скачать документ)

Сущность и  значение финансового контроля. 

 

В литературе выделяют множество  определений понятия «финансовый  контроль». Рассмотрим лишь определения предлагаемые отечественными и российскими авторами.

Дробозина Л.А дает следующее определение: «Финансовый контроль – это элемент системы управления финансами: особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий и организаций), соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью произведенных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций».

По мнению Мельникова В.Д: «Финансовый контроль представляет собой специфическую деятельность, направленную на проверку обоснованности стоимостного распределения валового общественного продукта по соответствующим фондам денежных средств и их расходование на определенные цели».

Исходя из этих определений  можно сказать, что «Финансовый контроль – это совокупность действий по проверке финансовых и хозяйственных вопросов деятельности субъекта с применением специфических форм и методов его организации».

Термин «контроль» является производным от латинского выражения «контра рутулус», что означает «противопоставление» (намеченного, предполагаемого процесса, явления и происходящего или свершившегося, фактического).

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что  финансам как экономической категории  присуща контрольная функция. Посредством  этой функции финансы предупреждают  о складывающихся пропорциях распределения, соотношения фондов, источниках их формирования, использования. Контрольная  функция финансов создает возможность  воздействия со стороны общества, и прежде всего государства, на процесс  производства, обмена, распределения  и потребления материальных благ. Но эта возможность превращается в действительность только в общественных отношениях при участии людей, наличии определенных условий: создании особых органов контроля; укомплектовании их квалифицированными специалистами; регламентации прав этих органов.

Таким образом, контрольная  функция создает объективные  условия для использования финансов в качестве инструмента контроля, а сознательное применение осуществляется в ходе функционирования финансов в  общественном производстве. Если финансы  выражают отношения экономического базиса, т.е. часть производственных отношений, то финансовый контроль как один из элементов управления финансами (наряду с планированием, учетом и анализом) является надстроечной категорией.

Специфика финансового контроля состоит в том, что он осуществляется в денежной форме. Его непосредственным объектом являются процессы формирования доходов и накоплений, создание и  использование денежных фондов. Однако действие финансового контроля распространяется на более широкий круг денежных отношений, поскольку финансы тесно связаны  с другими стоимостными категориями; оплатой труда, себестоимостью продукции, прибылью, производственными фондами (основными, оборотными), капитальными вложениями. А финансовый контроль за правильностью использования бюджетных ассигнований учреждениями и организациями затрагивает все стороны их деятельности – полноту развертывания сети и контингентов, соблюдение установленных норм расходования средств.

Сфера действия финансового  контроля часто может совпадать  с другими видами контроля: административным, правовым, социальным, техническим. Поскольку  финансовая сторона деятельности хозорганов тесно связана с хозяйственной, бывает затруднительно, а иногда и  невозможно отделить финансовый контроль от хозяйственного, так как в большинстве финансовых операций отражаются другие элементы хозяйственной деятельности.

Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели (прибыль, доход, рентабельность, НДС).

Сферой финансового контроля являются практически все операции совершаемые с использованием денег, а также бартерные сделки.

Основными принципами осуществления контроля являются:                     

· превентивность контроля означает предупреждение возможных нарушений.                     

· регулярность контроля означает, что проверки хозяйственно-финансовой деятельности должны проводиться систематически через определенный промежуток времени.                      

· всеобщность контроля выражает повсеместность его проведения, а также наибольшую широту охвата сторон деятельности проверяемых организаций.                     

· четкое обособление объектов контроля по формам собственности и источникам финансирования.                     

· объективность – непредвзятое выполнение контрольных функций и правдивое освещение результатов проверки.                     

· плановость – выполнение контрольных функций в соответствии с заранее разработанным и утвержденным планом.                     

· разделение субъектов контроля на государственный, общественный, аудиторский и внутрихозяйственный.                     

· научность – применение достижений науки и передового опыта в осуществлении контроля.                     

· экономичность – осуществление контроля с минимальными затратами (с минимальной численностью работников, владеющих научными методами организации труда), использование специалистов и компьютерной техники.                     

·  повсеместность, универсальность контроля;                     

· действенность, реальность, гласность, которые могут быть достигнуты только при правильной организации контрольной работы, применении обоснованной методики, тщательном изучении дела, внесении конкретных предложений;                     

· независимость работников контрольных органов.

Основные задачи финансового контроля, в которых раскрывается его содержание, состоят в следующем:

1.                        проверка выполнения финансовых обязанностей перед государством, организациями и населением.

2.                        Проверка правильности использования предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их распоряжении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных средств)

3.                        Проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

4.                        Выявление внутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, ускорения оборачиваемости оборотных средств, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств.

5.                        Устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. Финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, его предприятиями и организациями. 

 

Тема 2. Классификация  финансового контроля. 

 

Классификация основана на различиях в субъектах, времени  проведения контрольных действий, приемах (способах) проведения контроля. Исходя из этих признаков, финансовый контроль подразделяется по трем направлениям: видам, формам, методам его осуществления.

В зависимости  от субъектов (органов или организаций, осуществляющих контроль) выделяются следующие виды финансового контроля:

* государственный – статусом которого могут обладать контрольные органы, функционирующие в непосредственном подчинении законодательной власти;

* ведомственный осуществляется при органах, обладающих хозяйственными функциями и осуществляющих их;

* аудиторский – осуществляется независимыми аудиорами и аудиторскими компаниями.

По сферам управления выделяют:

1)                    общий, который осуществляется Мажилисом РК;

2)                    специализированный – Министерствами, а также ведомственными вышестоящими органами.

По источникам данных для контроля выделяют:

1)документальный контроль, который заключается в установлении достоверности и законности хозяйственных операций по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности;

2)фактический заключается в установлении действительного состояния объекта путем пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и т.д.

Источниками информации для  документального контроля служат: первичные  документы, регистры бухгалтерского учета, данные оперативно-технического учета, статистическая отчетность, нормативная  и проектно-конструкторская, технологическая  и прочая документация.

К основным способам документального  контроля относятся:

1.                    формальная – устанавливает правильность заполнения требуемых реквизитов, наличие не оговоренных исправлений, подчисток, дописок текста и цифр, подлинность подписей должностных лиц;

2.                    арифметическая – выясняется правильность таксировки и подсчетов в документах;

3.                    юридическая оценка – цель ее определить соответствие отраженных в документах операций существующему законодательству и экономическую целесообразность. Хозяйственная операция считается законной, если ее содержание не противоречит действующим законам и изданным на их основе подзаконным актам;

4.                    логическая проверка  представляет собой изучение объективной возможности документально оформленных хозяйственных операций посредством различных сопоставлений взаимосвязанных производственных и финансовых показателей;

5.                    встречная проверка представляет собой сличение первичных документов и учетных записей проверяемого хозяйствующего субъекта с одноименными и взаимосвязанными данными у предприятия с которыми проверяемый субъект имеет хозяйственные связи.

Приемы фактического контроля можно подразделить на три группы:

1.                    Инвентаризация

2.                    Экспертная оценка представляет собой способ фактического контроля, основанный на проведении квалифицированными специалистами экспертизы, действительных объемов и качество выполняемых работ и обоснованности их установленным нормам и нормативам.

3.                    Визуальное наблюдение – способ фактического контроля, включает обследование на месте для изучения организации труда на рабочих местах, проверка хранения товарно-материальных запасов, обеспечение контроля за ввозом и вывозом готовой продукции, обеспечение контроля за правильностью формирования себестоимости продукции и исчисление затрат по выпуску продукции и выполняемых работ, услуг.

По времени  осуществления контроль бывает:

1.                             предварительный – осуществляется перед выполнением хозяйственной операции с целью предупреждения нерациональных расходов, незаконченных действий и различных потерь;

2.                             текущий – осуществляется в процессе совершения хозяйственной операции и его основная задача состоит в выявлении отклонений в текущей финансово-хозяйственной деятельности с целью принятия мер по их устранению;

3.                             последующий – проводится после совершения хозяйственной операции, его осуществляют все органы, которые контролируют финансовую деятельность предприятия. Основной его задачей является проверка правильности совершенных хозяйственных операций, выявление недостатков, а также разработка мероприятий по устранению отличительных нарушений. 

 

По объектам контроля в  зависимости от сложности делят  на простые и сложные.

К простым относятся объекты, содержащие несколько элементов (производство продукции, элементы: объем производства, качество, амортизация).  

К сложным относятся объекты с неопределенной структурой, которую надо исследовать, а затем описывать по составляющим элементам (внедрение новой техники: затраты по закупке, по установке (монтаж)). 

 

Тема 3. Характеристика форм контроля. 

 

Контрольно-ревизионная  работа – совокупность трудовых процессов, связанных с выполнением контрольно-ревизионных процедур, а также создание условий, необходимых для их осуществления.

Контрольные службы министерств  и управлений представляют собой  самостоятельные структурные подразделения  и подчинены непосредственно  руководителям указанных органов.

Форма организации контрольной  работы может быть: централизованной и децентрализованной.

При централизованной форме работы, она сосредоточена в вышестоящих звеньях управления. Ее преимуществом является лучшее использование вычислительной техники в процессе выполнения контрольных процедур. Недостаток состоит в удаленности контрольного органа от проверяемых субъектов, что в ряде случаев снижает эффективность и оперативность контроля и нередко приводит к увеличению командировочных и других расходов.

Информация о работе Сущность и значение финансового контроля