Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:19, реферат
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присуща контрольная функция. Посредством этой функции финансы предупреждают о складывающихся пропорциях распределения, соотношения фондов, источниках их формирования, использования. Контрольная функция финансов создает возможность воздействия со стороны общества, и прежде всего государства, на процесс производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Но эта возможность превращается в действительность только в общественных отношениях при участии людей, наличии определенных условий: создании особых органов контроля; укомплектовании их квалифицированными специалистами; регламентации прав этих органов.
· предприятия, на которые был подан иск в судебные органы по финансовым проблемам;
· акционерные общества закрытого и открытого типа;
· накопительные пенсионные фонды;
· страховые компании;
· инвестиционные фонды.
Тема 6. Организация финансового контроля.
Эффективность финансового контроля во многом определяется его рациональной организацией: четкое определение субъектов контроля, их прав и обязанностей, сочетание форм и методов проведения финансового контроля.
Контроль за исполнением республиканского и местного бюджетов осуществляют органы государственной власти и управления: Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета; ревизионные комиссии маслихатов, уполномоченные Правительством РК государственные органы, уполномоченные акимами государственные органы, службы внутреннего контроля государственных органов.
При контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов используются следующие типы контроля:
1. контроль на соответствие – оценка степени соответствия деятельности объекта контроля требованиям бюджетного законодательства РК;
2. контроль финансовой отчетности – оценка достоверности, обоснованности и своевременности составления и представления финансовой отчетности объектом контроля;
3. контроль эффективности – оценка исполнения объектом контроля бюджетной программы в соответствии с ее паспортом.
По результатам контроля государственные органы, его осуществляющие, вправе принимать следующие акты:
1. заключение – документ Счетного комитета по результатам контроля;
2. постановление Счетного комитета – нормативный правовой акт, принятый на заседании Счетного комитета. Постановление подтверждает действие всех его других актов по результатам контроля.
3. представление – документ Счетного комитета, направляемый в государственные органы, организации и должностным лицам, об устранении недостатков в работе по исполнению республиканского бюджета, в правоохранительные органы и суды – по вопросам привлечения к ответственности, предусмотренной законодательными актами РК;
4. решение маслихата по результатам контроля – документ, которым утверждаются решения по рассмотренным актам проведения контроля ревизионной комиссии маслихата или представленным уполномоченными Правительством РК государственными органами, уполномоченным акимом государственным органом;
5. предписание – документ установленной формы об устранении нарушений и недостатков в работе, принятый руководителем уполномоченного Правительством РК государственного органа, руководителем уполномоченного акимом государственного органа в пределах их компетенции и направленный для обязательного исполнения должностным лицам организаций;
6. акт проведения контроля – документ, составленный по результатам контроля, проведенного уполномоченным Правительством РК государственным органом, ревизионной комиссией маслихата, уполномоченным акимом государственным органом, службой внутреннего контроля государственного органа.
Государственным органом, осуществляющим внешний контроль за исполнением республиканского бюджета, является Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета. Государственными органами, осуществляющими внешний контроль за исполнением местных бюджетов, являются уполномоченные Правительством Республики Казахстан государственные органы, ревизионные комиссии маслихатов.
Внешний контроль – контроль за исполнением Правительством РК республиканского бюджета и местными исполнительными органами – местных бюджетов, осуществляемый независимыми по отношению к ним государственными органами, ревизионными комиссиями маслихатов.
Счетный комитет непосредственно подчинен и подотчетен Президенту Республики Казахстан.
Счетный комитет:
1. представляет ежеквартальную информацию Президенту РК о работе Счетного комитета;
2. выполняет поручения Президента РК по вопросам, связанным с анализом, итогами и результатами контроля исполнения республиканского бюджета, полнотой и своевременностью поступления в его доходы налогов и других обязательных платежей, целевым и эффективным использованием бюджетных средств;
3. представляет Парламенту РК не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, отчет об исполнении республиканского бюджета, который по своему содержанию является заключением по отчету Правительства РК об исполнении республиканского бюджета и после утверждения его Парламентом РК подлежит опубликованию в средствах массовой информации;
4. анализирует акты проведения контроля, представленные уполномоченными Правительством РК государственными органами, и дает рекомендации Правительству РК по повышению эффективности контроля за исполнением республиканского бюджета, осуществляемого этими органами;
5. передает материалы контроля в правоохранительные органы в случаях выявления признаков преступлений в действиях должностных лиц объектов контроля в использовании средств республиканского бюджета;
Счетный комитет вправе:
1. осуществлять контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства РК государственными учреждениями, содержащимися за счет республиканского бюджета; исполнением бюджетных программ и целевым использованием кредитов;
2. осуществлять контроль финансовой отчетности государственных учреждений, содержащихся за счет республиканского бюджета;
3. осуществлять контроль эффективности использования средств республиканского бюджета, в т.ч. полученных по государственному заказу;
4. запрашивать и получать от Правительства РК и объектов контроля необходимую документацию и информацию по вопросам, касающимся полноты поступления и использования средств республиканского бюджета;
5. давать оценку экономической эффективности и целесообразности утвержденных республиканских бюджетных программ (подпрограмм);
6. запрашивать и получать от Нацбанка РК сведения об итогах проверки банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в части поступления, перечисления, а также целевого использования средств республиканского бюджета по банковским счетам объекта.
7. заслушивать отчеты должностных лиц объектов контроля по вопросам исполнения республиканского бюджета;
8. привлекать к проведению контроля за исполнением республиканского бюджета соответствующих специалистов государственных органов;
9. осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством РК.
Государственными органами по внутреннему контролю за исполнением республиканского и местных бюджетов являются уполномоченные правительством РК, акимом государственные органы и службы внутреннего контроля государственных органов.
Уполномоченный Правительством РК государственный орган:
1. координирует деятельность служб внутреннего контроля центральных государственных органов в области контроля за исполнением республиканского бюджета;
2. дает рекомендации по повышению эффективности контроля, осуществляемого центральными государственными органами;
3. направляет в Счетный комитет акты проведения контроля, а также для информирования планы контроля за исполнением республиканского бюджета;
4. применяет меры по пресечению и недопущению нецелевого и неэффективного использования средств республиканского бюджета в соответствии с законодательством РК;
5. передает материалы контроля в правоохранительные органы в случаях выявления признаков преступлений в действиях должностных лиц объектов контроля в использовании средств республиканского бюджета;
6. организует повышение квалификации и переподготовку кадров в области контроля за исполнением республиканского бюджета.
Уполномоченный акимом государственный орган:
1. направляет в ревизионную комиссию маслихата акты проведения контроля, а также для информирования планы контроля за исполнением местного бюджета;
2. координирует деятельность служб внутреннего контроля местных исполнительных органов в области контроля за исполнением местных бюджетов;
3. передает материалы контроля в правоохранительные органы в случае выявления признаков преступлений в действиях должностных лиц объектов контроля в использовании средств местных бюджетов.
Представительные органы (маслихаты) всех ступеней осуществляют финансовый контроль в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении. То есть контроль осуществляется в двух формах: предварительный и последующий. Текущий контроль в их деятельности не является основным, хотя и имеет место. Основным методом контроля являются проверки. Объектом контроля выступают централизованные фонды денежных средств.
К органам, осуществляющим общегосударственный контроль, также относятся Министерство финансов, Национальный банк Республики Казахстан. Министерство финансов, Министерство государственных доходов, местные финансовые и налоговые органы осуществляют проверки во всех отраслях социально-экономической сферы в области финансов. Они контролируют соблюдение плановой, сметной и финансовой дисциплины, правильность исчисления, полноту и своевременность поступления доходов, законность и целесообразность расходования государственных средств, правильность постановки бухгалтерского и налогового учета и отчетности.
При Министерстве финансов
функционирует Комитет
Государственный контроль, в пределах своих полномочий, осуществляют органы Казначейства. В Положении о Казначействе Министерства финансов Республики Казахстан установлено, что одной из основных задач органов Казначейства являются организация, осуществление и контроль кассового исполнения республиканского бюджета. В целях исполнения основных задач и укрепления бюджетной дисциплины органы Казначейства имеют право производить в министерствах, на предприятиях, в организациях и учреждениях проверки денежных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием финансовых ресурсов правительства.
Контроль, проводимый финансовыми
органами, осуществляется во всех формах,
причем преимущественными являются
предварительный и текущий
Разнообразные общественные организации, в том числе политические партии, молодежные, организации массовых движений, творческих союзов, культурных и просветительных центров, научные, технические, природоохранные, спортивные, ветеранов войны и труда, благотворительные фонды проводят финансовый контроль своими силами (комиссиями или представителями аппарата), а также могут привлекать аудиторские фирмы. Объект контроля – проверка источников получения доходов и их использования в соответствии с уставными задачами.
Информация о работе Сущность и значение финансового контроля