Сущность налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:24, курсовая работа

Описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Налогообложение как фактор развития экономики 4
1.1. Понятие налога, характерные признаки 4
1.2. Функции налогов 6
2. Система налогов РФ 9
2.1. Структура и элементы налога 9
2.2. Принципы налогообложения 14
2.3. Классификация налогов 16
3. Перспективы развития налоговой сферы 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНСЫ.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                   3

1. Налогообложение как фактор развития экономики             4

1.1. Понятие налога, характерные признаки             4

1.2. Функции налогов                 6

2. Система налогов РФ                  9

2.1. Структура и элементы налога               9

2.2.  Принципы налогообложения             14

2.3. Классификация налогов               16

3. Перспективы развития  налоговой сферы             22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                 26

Список использованной литературы             27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди множества экономических  рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов  является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов происходит перераспределение доходов и соответственно сглаживание социального неравенства в доходах.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

 

    1. Понятие налога, характерные признаки

 

Налоги — необходимое  звено экономических отношений  в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий  существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как  известно, налоги появились с разделением  общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого - минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рынка налоги становятся важным элементом бюджетных  отношений. В далеком прошлом  налоги взимались в натуральной форме, сегодня - преимущественно в денежной форме. Источником налога является валовой внутренний продукт, т.е. добавленная стоимость всего объема товаров и услуг во всех сферах экономики страны в течение определенного периода. Мобилизованная часть созданного ВВП помощью налогов становится собственностью государства, в результате налоги выступают инструментами перераспределения ВВП.

Как участник перераспеделительного  процесса налоги входят в систему  производственных отношений и выступают  в роли экономической категории. Как экономическая категория налоги объективны (существуют вне человеческого сознания) и представляют собой отчуждение доли собственности физических и юридических лиц в денежном выражении в пользу государственной власти. То же время субъективное начало налогов проявляется в возможностях властных структур изменять тяжесть налогов, приспосабливая их к своей финансовой политике. Это свидетельствует о том, что налоги являются финансовой категорией [4, стр.252].

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [ГК РФ, ст.8]

Для характеристики налога необходимо выделить те специфические признаки, которые позволяют определить условия  и порядок его существования  как категории. Так, налогам присущи  следующие характерные черты, которые закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в сфере налоговой деятельности государства [5, стр.43]:

  1. императивность, которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно внести часть своего дохода (согласно закону), а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;
  2. смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления), обезличивается и используется государством по своему усмотрению;
  3. безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит никаких прав, в том числе права на участие в распределении отданной части своего дохода;
  4. легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций.

 

1.2. Функции  налогов

 

Социально-экономическая  сущность налогов, их внутреннее содержание и общественное назначение раскрываются через их функции. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента самостоятельного распределения доходов.

Фискальная функция  — основная функция, характерная  для налоговых систем всех государств. С ее помощью образуются государственные  денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства. Именно фискальная функция подготавливает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части национального дохода в денежной форме, создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономику. Следовательно, она в значительной степени обусловливает регулирующую функцию.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов  оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством  налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. При этом представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех  или иных экономических процессов. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. стимулирование технического прогресса с помощью налогов. Это проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения.

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий  для развития каких-либо экономических  процессов, например, через реализацию государством своей протекционистской  экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.д.

Социальная функция  поддерживает социальное равновесие путем сглаживания неравенства в доходах, прибылях, приводящее к отрицательным последствиям. С этой целью государства во всем мире используют прогрессивное налогообложение, освобождение от некоторых налогов отдельных категорий субъектов (малоимущих, инвалидов, пенсионеров), низкое обложение социально значимых товаров и услуг (понижение ставок НДС) или повышение косвенных налогов на предметы роскоши. В России используются все указанные способы, кроме прогрессивной системы налогообложения.

Через налоги государство осуществляет контрольную функциию. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой, — в контроле над действенностью проводимой экономической политики государства. Так, в условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля над эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством. Одновременно с этим нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или в саму налоговую систему, или в социальную политику, или в бюджетную политику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ

 

2.1. Структура и элементы налога

 

Налог - это сложная  система отношений, включающая в  себя ряд взаимодействующих составляющих, каждое из которых имеет самостоятельное  юридическое значение. В теории права  эти составляющие именуются элементами налога, элементами налогового обязательства.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения [НК РФ, ст.3]. Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.

Неполнота, нечеткость или  двусмысленность закона о налоге могут привести к возможности  уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны  налоговых органов, т.е. к расширительному  толкованию положений закона. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имеет право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения [НК РФ, ст.17]:

  1. налогоплательщики;
  2. объект налогообложения;
  3. налоговая база;
  4. налоговая ставка;
  5. порядок исчисления налога;
  6. порядок уплаты налога;
  7. сроки уплаты налога.

Эти основные (обязательные) элементы налога составляют первую группу и всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налогового обязательства.

Во вторую группу входят факультативные элементы, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам.

Представительные органы власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги и сборы, определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения [НК РФ, ст.12]:

  1. налоговые льготы;
  2. налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом;
  3. порядок и сроки уплаты налога и сбора;
  4. форма отчетности по данному региональному или местному налогу.

Третью группу составляют дополнительные элементы налогов, которые  не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но в какой-либо форме должны или присутствуют при установлении налогового обязательства:

  1. предмет налога;
  2. масштаб налога;
  3. единица налога;
  4. источник налога;
  5. налоговый оклад;
  6. получатель налога.

Каждый из рассмотренных  в трех группах элемент несет  конкретную юридическую нагрузку и играет определенную роль для обеспечения возможности уплаты налога. Отсутствие хотя бы одного элемента может значительно затруднить или усложнить налоговое производство, сделать просто невозможным уплату налога. Поэтому идеальный вариант закона о налоге должен содержать всю совокупность элементов, а не только те, которые в настоящее время перечислены в ст. 17 НК РФ.

Субъект налогообложения (налогоплательщик) - это обязательный элемент налогообложения, характеризующий  лицо, на которое в соответствии с Кодексом «возложена обязанность уплачивать налоги (или сборы)» По российскому законодательству субъектами налогообложения выступают организации и физические лица.

Информация о работе Сущность налогов