Сущность налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:24, курсовая работа

Описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Налогообложение как фактор развития экономики 4
1.1. Понятие налога, характерные признаки 4
1.2. Функции налогов 6
2. Система налогов РФ 9
2.1. Структура и элементы налога 9
2.2. Принципы налогообложения 14
2.3. Классификация налогов 16
3. Перспективы развития налоговой сферы 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНСЫ.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

Предмет налогообложения - это реальная материальная вещь (земля, автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели и т.п.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Объектами налогообложения являются:

  1. операции по реализации товаров (работ, услуг);
  2. имущество;
  3. прибыль;
  4. доход;
  5. стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  6. иной объект.

Масштаб налога - это установленная  законом характеристика (параметр) измерения предмета налога.

Единица налога как дополнительный элемент налога тесно связана с его масштабом и используется для количественного выражения налоговой базы. Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба: при обложении налогом земель - это гектар, квадратный метр; при налогообложении добавленной стоимости - рубль; при исчислении налога с владельцев автотранспортных средств - лошадиная сила.

Налоговая база (налогооблагаемая база) - это основной (обязательный) элемент налога. Налоговая база представляет собой количественное выражение  объекта налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

Другой основной элемент  налогообложения - налоговый период, т.е. срок, в течение которого формируется  налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства.

Основным элементом  налога, без которого налоговое обязательство  и порядок его исполнения не могут  считаться определенными, является ставка налога - размер налога на единицу  налогообложения. Следовательно, ставка налога представляет собой норму налогового обложения.

Налоговые льготы относятся  к факультативным элементам налогообложения 

Льготами по налогам  и сборам признаются предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные  законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов

В зависимости от того, на изменение какого из элементов налогообложения направлены налоговые льготы, они подразделяются, натри вида: изъятия, скидки, налоговые кредиты.

Порядок и способы  исчисления и уплаты налога

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот [НК РФ, ст.52] (например, налог на прибыль организаций). Обязанность по определению суммы налога также может быть возложена на налоговый орган (в случае расчета налога на землю для физических лиц) или третье лицо - налогового агента, например, при исчислении налога на доходы с физических лиц.

Подтверждением данных налогового учета являются: первичные  учетные документы (включая справку  бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой  базы. Существуют две системы исчисления налога [8, стр. 212]:

  1. некумулятивная система (обложение налоговой базы предусматривается по частям);
  2. кумулятивная система (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода);

Основными способами  уплаты налога являются [8, стр. 234]:

  1. уплата налога по декларации (на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах - налоговую декларацию);
  2. уплата налога у источника дохода (моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога, это как бы автоматическое удержание, безналичный способ);
  3. кадастровый способ уплаты налога (налог взимается на основании внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества; в этом случае устанавливаются фиксированные сроки взноса налогового платежа);
  4. уплата налога в момент расходования доходов (характерно для косвенного налогообложения, когда налог входит в цену товара);
  5. уплата налога в процессе потребления или использования имущества (движимого и недвижимого) - налог взимается из дохода налогоплательщика ежегодно в установленном порядке.

Порядок уплаты налога - это способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Налоговый оклад- это сумма, вносимая плательщиком в государственную  казну по одному налогу. Бюджет - это  основной элемент правильной уплаты налога. В случае поступления налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют это как недоимку. [10, стр. 115]

Порядок уплаты налога, являясь  существенным элементом налогообложения, предполагает решение следующих  вопросов:

направление платежа (бюджет или внебюджетный фонд);

средства уплаты налога (в рублевых средствах, валюте);

механизм платежа (в  безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);

особенности контроля уплаты налога.

Сроки уплаты налога определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Со срочностью налоговых платежей связано понятие «недоимка» - сумма налога, не внесенного в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установленных сроков.

В ходе применения российского  законодательства следует иметь в виду то, что срок уплаты налога устанавливается и изменяется только актами законодательства о налогах и сборах.

 

2.2. Принципы налогообложения

 

Впервые принципы налогообложения  сформулировал в конце XVIII века Адам Смит. Он выделил пять принципов, названных  впоследствии "Декларацией прав плательщика"[7, стр.129]:

  1. Налоги не должны быть чрезмерно обременительны.
  2. Они должны быть понятны налогоплательщикам.
  3. Каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и в какой срок он должен оплатить и почему.
  4. Налоги должны быть справедливыми, и при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны платить примерно одинаковые налоги.
  5. Государство должно уметь собирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства.
  6. Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.

Новая налоговая система  России формируется на следующих основных экономических началах:

1) Принцип всеобщности налогообложения: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Данный принцип провозглашен Конституцией РФ.

2) Принцип равенства налогообложения: налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3) Принцип платежеспособности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, то есть сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов плательщика.

4) Принцип защиты экономических интересов РФ во внешней торговле: допускается установление особых видов пошлин (например, защитных пошлин - специальных, антидемпинговых, компенсационных) либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Налоговым кодексом и Таможенным законодательством РФ.

5) Принцип наличия экономического основания для взимания налогов и сборов: налоги и сборы не могут быть произвольными, они должны взиматься только при условии установления экономически оправданной налоговой базы.

6) Принцип единства экономического пространства России: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

7. Принцип федерализма  и законности в установлении  и изменении налогов: федеральные  налоги и сборы устанавливаются,  изменяются или отменяются Налоговым кодексом. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено кодексом.

8. Принцип презумпции  правоты налогоплательщика: при  установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения. Акты законодательства  о налогах и сборах необходимо  формировать таким образом, чтобы  каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

 

2.3. Классификация налогов

 

Классификация налогов - это система их группировки по определенным признакам. Классификация налогов имеет не только научный аспект, но, прежде всего, практическую направленность.

Анализ многих работ  экономистов, занимающихся проблемой  налогообложения, свидетельствует, что  в вопросах классификации налогов  лежат разные подходы. Однако, обобщая их, можно выделить ряд характерных признаков, которые наиболее полно раскрывают систему налогообложения и характеризуют налоги как элементы системы.

В качестве признаков, характеризующих  налоги, можно выбрать следующие:

- иерархию уровня власти или уровень управления и власти;

- объект обложения  или среду изъятия;

- полноту прав использования  налоговых сумм;

- источник уплаты налога;

- субъект уплаты налога;

- способ изъятия дохода;

- метод обложения (по  ставке);

- способ обложения;

- назначение (функция)  налога;

- характер построения  налоговых ставок и т.д.

По иерархии уровня власти или принадлежности к уровню управления и власти налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги. Они  устанавливаются федеральным законодательством и обязательны к уплате на всей территории РФ. Федеральные налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней а также в государственные внебюджетные фонды.

К федеральным налогам  и сборам относятся [НК РФ, ст.13]:

    1. налог на добавленную стоимость;
    2. акцизы;
    3. налог на доходы физических лиц;
    4. налог на прибыль организаций;
    5. налог на добычу полезных ископаемых;
    6. водный налог;
    7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
    8. государственная пошлина.

Региональный налог. Налоги, которые устанавливаются федеральным  законодательством и вводятся в  действия законами субъектов РФ, после  чего становятся обязательными к  уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Органы власти субъектов федерации в праве вводить эти налоги, регулировать налоговые ставки в определённых налоговым кодексом пределе, а также устанавливать налоговые льготы и порядок взимания этих налогов.

К региональным налогам  относятся [НК, ст.14]:

    1. налог на имущество организаций;
    2. налог на игорный бизнес;
    3. транспортный налог.

Местные налоги. Налоги, которые устанавливаются федеральным  законодательством, производные действия решения местных органов управления, после чего они становятся обязательными  к уплате на территории соответствующего муниципального образования.

К местным налогам  относятся [НК РФ, ст.15]:

    1. земельный налог;
    2. налог на имущество физических лиц.

По объекту обложения  или сфере изъятия налоги можно  подразделить на налоги, изымаемые  с имущества, земли, ренты, капитала, работ, услуг, товаров, средств потребления и т.д.

Информация о работе Сущность налогов