Свободные экономические зоны в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:42, реферат

Описание

Целью данной работы является, во-первых, определение основных понятий, таких как, «свободные экономические зоны», «оффшорная юрисдикция», «оффшорная зона» и т.д., без правильной трактовки которых невозможно повествование; во-вторых, характеристика основных оффшорных зон по четырём регионам мира: Европа, Азия, Латинская Америка и Африка, а также характеристика оффшорных центров, расположенных на территории Российской Федерации и Казахстана; и, наконец, в-третьих, охарактеризовать деятельность развитых стран по регулированию международного оффшорного бизнеса.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность оффшорных зон
2. Оффшорные зоны в Европе.
3.Оффшорные зоны в Азии
4.Оффшорные зоны в Латинской Америке
5.Оффшорные зоны в Африке
6. Свободные экономические зоны в Республике Казахстан.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

СЭЗ.docx

— 82.27 Кб (Скачать документ)

     В соответствии с Законом о мореплавании либерийский флаг может быть использован любой «либерийской нерезидентной компанией» и либерийским иностранным предприятием в сфере судоходства. Иностранное судоходное предприятие может быть зарегистрировано Министерством иностранных дел Либерии. На основании такой регистрации предприятия уплачивается взнос в размере 1525 долл. Ежегодный сбор составляет 500 долл. Дешевизна и простота регистрации судовладельческих предприятий, необременительность регистрационных процедур, высокие требования к конфиденциальности информации способствовали тому, что Либерия остаётся мировым лидером по общему тоннажу зарегистрированных судов.

     Последние десятилетия спектр услуг и налоговых  преимуществ Либерии постоянно  расширялся, и страна вошла в число  ведущих многоцелевых оффшорных  центров. Помимо регистрации судов, оффшорные компании Либерии широко используются для международного управления активами, налогового планирования для физических лиц, а также в схемах международной торговли.

     Расширению  сфер деятельности способствовали различные  льготы, действующие в зоне. В  соответствии с налоговым законодательством  Либерии зарегистрированные в стране корпорации не подлежат обложнеию подоходным налогом при одновременном соблюдении двух условий:

     -   если не менее 75% уставного капитала прямо или косвенно принадлежат нерезидентам.

     -   Если доход корпорации получен из источников за пределами Либерии.

     Кроме того, для компаний-нерезидентов отсутствует  необходимость раскрытия имён реальных владельцев, акционеров, директоров, не требуется предоставление ежегодных отчётов о деятельности компании, для оффшорных компаний нет необходимости иметь зарегистрированный офис в стране.

     Дополнительную  привлекательность Либерии придают  такие факторы, как отсутствие каких-либо валютных ограничений на деятельность нерезидентов, жёсткие требования к сохранению конфиденциальности, хождение американского доллара наравне с либерийским.

     Ежегодно  в оффшорном центре регистрируются 10-12 тыс. компаний, а всего в регистр зоны внесено около 337 тыс. компаний.

     Другим  оффшорным центром, созданном относительно недавно, но имеющим значительный потенциал роста, является Республика Маврикий. Это островное государство, расположенное на пересечении торговых путей, связывающих Европу, страны Африки и Юго-Восточной Азии, а также Индию, стало выполнять функции оффшорного центра с 1992 г. Экономическое положение в стране довольно благополучное. Маврикий придерживается преимущественно рыночных методов хозяйствования, на острове развита банковская система, а также финансовая сфера. По уровню технологической оснащённости телекоммуникационными сетями и доступу в Интернет, способствующих развитию финансовых услуг, Маврикий занимает одно из первых мест среди стран Африки и Южной Азии.

     Базовым нормативным актом для формирования оффшора на острове стал принятый в 1992 г. Закон об оффшорной деятельности на Маврикии, тогда же был учреждён правительственный орган – Управление по деловой активности в маврикийском оффшоре. Им была разработана система законодательных актов, регулирующих деятельность оффшорных компаний и банков, благодаря чему Маврикий по уровню развития данного законодательства можно сравнить с такими признанными оффшорными центрами, как Мальта и Багамы.

     На  Маврикии регистрируются различные  типы компаний, но главными среди них  являются международные компании, для  которых предусмотрены более  льготные условия, чем для прочих компаний. Международную компанию можно зарегистрировать в течение одного рабочего дня, однако для неё обязательно наличие зарегистрированного на острове офиса с почтовым адресом.

     В 2000 г. появилось существенное новшество  в корпоративном законодательстве Маврикия: вступил в силу Закон  о «сотовых» компаниях, своеобразие  которых заключается в том, что их уставных капитал разделён на доли, т.е. «соты», каждая из которых защищена от возможных требований кредиторов к другим сегментированным долям капитала. Поэтому риски банкротств и ответственности в таких компаниях сильно разграничены, их активы не смешиваются, и директора «сотовой» компании обязаны вести дела каждой ячейки отдельно.

     Другая  сфера деятельности оффшорного центра – регистрация судоходных компаний в маврикийском открытом судовом регистре. На Маврикии оффшорные судоходные компании свободны от валютного контроля в портах приписки их судов. Зарегистрированные в республике нерезидентные судоходные компании освобождаются от всех местных налогов, если они получают доходов от фрахта за пределами страны регистрации. Вместо этого они платят умеренные регистрационный и годовой сборы в зависимости от водоизмещения и назначения судов. Регистрируемые судна должны быть не старше 15 лет и соответствовать квалификации, утверждённой директором по судоходству. Временная регистрация производится на срок 6 месяцев, постоянная – на год с последующим продлением.

     В оффшорном центре осуществляется также  страховая деятельность. Оффшорные  страховые компании могут быть учреждены  как самостоятельные организации  в соответствии с Законом о компаниях 1984 г. или как филиалы других компаний. Регистрационный взнос составляет 500 долл., а ежегодная пошлина – 1, 5 тыс. долл15.

     Отличительной особенностью оффшорного центра Маврикий является его преимущественная ориентация на создание инвестиционных фондов для работы с индийскими акциями и прочими ценными бумагами Индии. По оценкам, через Маврикий в Индию ежегодно инвестируется ( в основном странами Юго-Восточной Азии) несколько миллиардов долларов, что составляет значительную долю прямых зарубежных инвестиций в эту страну. Таким образом, островное государство Маврикий играет значительную роль в капиталовложениях в экономику Индии.

     В последнее время Маврикий стремится  диверсифицировать направленность финансовых потоков в целях ослабления их ориентации на индийский рынок и расширения связей с рынками африканских стран, а также стран Ближнего и Среднего Востока. Основные инвестиционные фонды проявляют большую заинтересованность в выходе на рынки стран Персидского залива. А также Пакистана и Бангладеш.

     Конкурентоспособность оффшорного центра возрастает в связи  с низкой платой за предоставление услуг по регистрации и содержанию компаний. Так, стоимость регистрации компании, включая оплату за первый год, составляет 1990 долл., ежегодная плата за освобождение от налогов со второго года – 150 долл., сроки регистрации компании – до 7 дней. Стоимость предоставляемых оффшорных услуг на Маврикии значительно ниже, чем в известных европейских юрисдикциях – на островах Мэн и Кипр. По количеству оффшорных компаний Маврикий входит в десятку оффшорных центров в развивающемся мире.

     Оффшорный бизнес – важнейшая часть экономической  системы Маврикия. Он влияет на показатели экономического роста страны. В конце 1990-х гг. доля оффшорного сектора  в ВВП Маврикия составляла 24%. Можно  сказать, что, развивая оффшорный бизнес, это малое островное государство нашло свою нишу в мировой экономике, обеспечивающую ему стабильные доходы. 

     6. Свободные экономические зоны в Республике Казахстан.

     Первые  свободные экономические зоны в Казахстане появились в 1991 году: Жайрем-Атасуйская в Жезказганской области. Алакульская и Жаркентская в Талдыкорганской области, субзона на базе предприятия "Талдыкорганвнештранс" в Талдыкоргане, Лисаковская в Костанайской области и свободная торговая зона "Атакент" в г. Алматы. Еще ряд областей (Атырауская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Мангистауская) были объявлены свободными экономическими зонами. Однако первый опыт образования СЭЗ не достиг задуманных целей из-за несовершенного правового и организационного механизма функционирования, не было достаточной самостоятельности в решении финансовых, налоговых и других вопросов.

     Вновь создаваемые специальные экономические зоны представляют собой ограниченные территории РК, на которых действует особый правовой режим.

     Согласно статье 3 вышеназванного закона, СЭЗ «создаются в целях ускоренного развития регионов для активизации вхождения экономики республики в систему мировых хозяйственных связей, создания высокоэффективных экспортоориентированных производств, освоения выпуска новых видов продукции, привлечения инвестиций. отработки правовых норм рыночных отношений, внедрения современных методов управления и хозяйствования, а также решения социальных проблем».

     Реформирование  экономической системы привело в движение рыночные механизмы, что предполагает интеграцию в мировую экономику за счет разнообразных форм торгового и делового сотрудничества. СЭЗ, являясь инструментом ускорения регионального развития. оказывают положительное воздействие на экономику, что и показывает опыт других стран. На международной конференции в Бишкеке (октябрь, 1997 г.), посвященной проблемам развития свободных экономических зон, СЭЗ рассматривались как точки экономического роста и интеграции стран и регионов.

     Показатели  экономического роста Лисаковской специальной экономической зоны свидетельствуют о стабилизации экономического положения в регионе. Со дня образования Лисаковской СЭЗ в 1993 г. объем промышленного производства увеличился в 22,9 раза, рост производства в 1997 г. составил 74%. Объем розничного товарооборота в том же году к уровню 1996 г. составил 129,5%. Сохранились действующие предприятия, созданы десятки новых в легкой и пищевой промышленности, что позволило расширить ассортимент выпускаемой продукции. Динамичное развитие получили хозяйствующие субъекты малого и среднего предпринимательства, удельный вес которых в общей сумме доходов бюджета значительно увеличился (59.8%). Административный совет получил возможность вовремя и в полном объеме финансировать проекты, осуществлять текущие платежи по выплате заработной платы и пенсий.

     Первый  год работы Акмолинской СЭЗ характеризуется оживлением и оздоровлением промышленных предприятий, наблюдается ежемесячный рост объемов выпускаемой продукции на 1,5-2%. Средства фонда экономического и социального развития были направлены на реализацию программы СЭЗ, обустройство и расширение новой столицы.

     Придание  статуса специальной экономической зоны городу Кызылорде позволило осуществить мероприятия по возобновлению работы длительно простаивающих предприятий, освоению новых производств, оказанию поддержки малому и среднему предпринимательству, привлечению инвестиций.

     В 1997 г. объем продукции в нефтедобывающей  промышленности увеличился на 3.0%. а легкой -в 3.4 раза и пищевой промышленности – на 57,8%. Производство сельскохозяйственных жаток возросло в 23 раза. запасных частей к сельхозмашинам - в 4 раза. бумаги - в 2.3 раза, нефти - на 2,7%, швейных изделий - на 34%. хлеба и хлебобулочных изделий - на 31,4%, кондитерских изделий - в 4.1 раза. Предприятиями города освоен выпуск оконных жалюзи (ТОО "Ансар", ТОО "Темирхан"), муки пшеничной (ДТОО "Айдан Агро"), фруктовых соков (АО "Сыр-Шарабы"). Возобновлено производство нетканых материалов в ДТОО "Айдан ФНМ". обуви - в ДТОО "Айдан-обувь', яиц. мяса птицы - в ДТОО "Айдан-Аккус". Малые предприятия увеличили объем производства в 3.1 раза.

     В регионе действуют 7 совместных предприятий, из них 4 - по разработке нефтегазовых месторождений. В течение 1997 г. в развитие Кызылординской СЭЗ было вложено и освоено 1,8 млрд. тенге (23.8 млн. долл. США) иностранных инвестиций, на стадии рассмотрения находятся проекты на сумму 62.5 млрд. тенге (821.8 млн. долл. США).

     Таким образом, создание и становление  СЭЗ в Казахстане позволяет осуществлять экономические реформы в регионах: развивать производство промышленных товаров, привлекать инвестиции, создавать дополнительные рабочие места и обеспечивать занятость населения, расширять поставки на внутренний рынок конкурентоспособных товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения.

     Правовой  режим СЭЗ в РК предусматривает  особые условия функционирования для  финансовой и банковской деятельности. налогообложения, таможенного регулирования. государственной регистрации юридических лиц, лицензирования. пребывания иностранных граждан.

     На  сегодняшний день в Республике Казахстан  действует 5 СЭЗ:

     СЭЗ «Астана — новый  город» создана в целях ускоренного развития левобережья реки Ишим новой столицы Казахстана. Первоначально ее территория составляла 1053 га; в последующем была расширена до 5440 га. За период 2001-2006 гг. объем инвестиций на территории СЭЗ «Астана — новый город» превысил 718 млрд тенге, из них не мене 60% — частныеинвестиции.

Исполнительным  органом СЭЗ является генеральная дирекция, которая осуществляет ряд функций, в том числе разрабатывает и осуществляет программы развития, а также обеспечивает взаимодействие государственных органов и частных компаний на территории СЭЗ 
Согласно расчетам японских специалистов, внутренняя норма рентабельности инвестиционных вложений составляет 10-11%, что соответствует границе приемлемости, устанавливаемой международными финансовыми институтами, в частности ЕБРР и АБР. В целом льготы и преференции обусловливают себестоимость строительства объектов на 15-20% ниже стоимости аналогичных объектов, построенных в обычном режиме. 
Кроме налоговых и таможенных преференций, для потенциальных инвесторов на территории СЭЗ создаются благоприятные технические условия для строительства объектов. Речь идет об инженерном обустройстве, которое осуществляется за счет средств государственного бюджета и включает в себя строительство магистральных сетей водопровода, канализации и теплоснабжения, дренажа и ливневой канализации, электрических сетей и подстанций и др.
 

Информация о работе Свободные экономические зоны в Республике Казахстан