Свободные экономические зоны в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:42, реферат

Описание

Целью данной работы является, во-первых, определение основных понятий, таких как, «свободные экономические зоны», «оффшорная юрисдикция», «оффшорная зона» и т.д., без правильной трактовки которых невозможно повествование; во-вторых, характеристика основных оффшорных зон по четырём регионам мира: Европа, Азия, Латинская Америка и Африка, а также характеристика оффшорных центров, расположенных на территории Российской Федерации и Казахстана; и, наконец, в-третьих, охарактеризовать деятельность развитых стран по регулированию международного оффшорного бизнеса.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность оффшорных зон
2. Оффшорные зоны в Европе.
3.Оффшорные зоны в Азии
4.Оффшорные зоны в Латинской Америке
5.Оффшорные зоны в Африке
6. Свободные экономические зоны в Республике Казахстан.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

СЭЗ.docx

— 82.27 Кб (Скачать документ)

            СЭС морпорт Актау

     Расположена на территории морского торгового порта, а также на части территории в  пределах административно-территориальных  границ города Актау Мангистауской  области.

     Создана Указом Президента Республики Казахстан  от 26 апреля 2002 года № 853 «О создании специальной  экономической зоны «Морпорт Актау». Также был издан Указ Президента Республики Казахстан № 1624 от 1 августа 2005 года «О внесении изменений в  Указ Президента Республики Казахстан  № 853 от 26 апреля 2002 года».

     Направлена  на ускоренное развитие региона для  активизации вхождения экономики  республики в систему мировых  хозяйственных связей, создания высокоэффективных, в том числе высокотехнологичных  и экспортоориентированных производств, освоения выпусков новых видов продукции, привлечения инвестиций, совершенствования правовых норм рыночных отношений, внедрения современных методов управления и хозяйствования, а также решения социальных проблем. правление СЭЗ осуществляется ГУ «Департамент предпринимательства и промышленного развития» акимата города Актау Мангистауской области.

     Первоначально площадь СЭЗ составляла 227 га; в  последующем расширилась до 982,3 га. На дополнительных площадях планируется создать 4 специализированные структуры:

  • «Индустриальный город «Aktau Industries»
  • центр по освоению инфраструктуры шельфа Каспия
  • центр приграничной торговли «AktauFreeTrade»;
  • «Мультимодальный транспортно-логистический центр16».

     Для СЭЗ разработаны многочисленные и детальные рекомендации по обеспечению благоприятных условий для привлечения новых технологий, стимулирования внешней торговли. 
Первоначальный срок действия СЭЗ был установлен до января 2007 года, однако Указом Президента Республики Казахстан от 1 августа 2005 года № 1624 срок продлен до 2015 года.

           СЭС Онтустик

     Специальная экономическая зона «Онтустік» (далее  – СЭЗ «Онтустік») создана Указом Президента Республики Казахстан от 6 июля 2005 года № 1605, в целях развития хлопково-текстильного кластера в Южно-Казахстанской  области Республики Казахстан и  привлечения инвесторов в текстильный  сектор, который перспективный для  региона и в целом для Казахстана. Расположена в Сайрамском районе Южно-Казахстанской области. Направлена на устойчивый экономический рост за счет реструктуризации и модернизации текстильной промышленности; привлечение  мировых брендов для производства готовой текстильной продукции; повышение конкурентоспособности  продукции за счет улучшения качества и ассортимента, снижения издержек производства; повышение конкурентоспособности  национальной экономики и интеграции ее в мировую экономику. Срок действия СЭЗ был установлен до 2015 года. Целью создания СЭЗ «Онтустик» является развитие текстильной промышленности и повышение ее конкурентоспособности, позволяющих создать предпосылки для вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.

Основными задачами СЭЗ «Онтустик» являются:

 ▪  строительство подводящих инженерных  сетей способствующих эффективному  использованию ресурсов (электроэнергии, газа, воды) текстильными предприятиями  на территории; 
строительство, реконструкция коммуникационной инфраструктуры (автомобильной дороги, железной дороги, телефонных сетей); 
▪ проведение презентационных и иных рекламных мероприятий направленных на ознакомления потенциальными инвесторами возможностей и преимуществ СЭЗ "Онтустик"; 
▪ формирование критериев отбора инвестиционных проектов, отвечающих целям создания СЭЗ  
▪ обеспечение строительства на территории СЭЗ "Онтустик" вертикально интегрированных, высокотехнологичных к экспортоориентированных производств; 
▪ содействие продвижению отечественных текстильных товаров произведенных на территории СЭЗ "Онтустик" на мировые товарные рынки; 
▪ осуществление мер направленных на поддержку текстильных предприятий на территории  
▪ организация системы подготовки и переподготовки кадров.
 

     СЭЗ «Парк информационных технологий»

     Специальная экономическая зона «Парк информационных технологий» (далее – СЭЗ ПИТ) создана Указом Президента Республики Казахстан от 18 августа 2003 года № 1166. Срок действия СЭЗ ПИТ был установлен до 2013 года. Расположена в п. Алатау Медеуского района г. Алматы. Направлена на создание высокоэффективных, в том  числе высокотехнологичных и  экспортоориентированных производств  новых информационных технологий, освоения выпусков новых видов продукции  информационных технологий, привлечения  инвестиций.

     Управление  СЭЗ осуществляется ГУ «Дирекция  специальной экономической зоны «Парк информационных технологий»  Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан. В целях организации  эффективной деятельности по технологическому наполнению и созданию бизнес-условий  для реализации проектов в области  информационных технологий, формированию и обеспечению нормального функционирования всей системы жизнеобеспечения СЭЗ  ПИТ создано ТОО «Alatau IT City Management». Деятельность ТОО «Alatau IT City Management» определена утвержденным уполномоченным органом Уставом17.

     Министерством индустрии и торговли сформирована нормативная правовая база, необходимая  для полноценного функционирования СЭЗ ПИТ:

     Приказом  Министра индустрии и торговли Республики Казахстан от 24 февраля 2006 года № 68 утверждены Правила организации  деятельности на территории СЭЗ ПИТ  и Правила регистрации юридических  лиц в качестве участников СЭЗ  ПИТ. Приказ зарегистрирован в Реестре  государственной регистрации нормативных  правовых актов (№ 4127 от 20 марта 2006 года). В данных правилах описан весь механизм от подачи заявки на участие в ПИТ  до реализации проектов.  
постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2006 года № 415 утвержден Перечень товаров, работ и услуг по видам деятельности, соответствующим целям создания СЭЗ ПИТ.

     Постановлением  Правительства Республики Казахстан  от 18 июля 2005 года № 737 утверждена номенклатура товаров, необходимых для достижения цели создания СЭЗ ПИТ. Постановлением Правительства Республики Казахстан  от 3 августа 2006 года № 734 в номенклатуру товаров внесены дополнения позициями, необходимыми для реализации проектов на территории СЭЗ ПИТ.

     Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 сентября 2006 года № 889 утвержден Перечень товаров, реализуемых на территорию СЭЗ ПИТ, потребляемых в процессе осуществления на территории специальной экономической зоны видов деятельности, обороты по реализации которых освобождены от налога на добавленную стоимость;  
приказом Министра индустрии и торговли Республики Казахстан от 21 февраля 2007 года № 64 утверждены Правила выдачи справки-подтверждения участникам СЭЗ ПИТ. Приказ зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов (№ 4566 от 11 марта 2007 года). Приказ опубликован в газете «Бюллетень нормативных правовых актов».

     В рамках реализации пункта 3.1 Сетевого графика ТОО «Проектная академия «КAZGOR» разработан «Градостроительный проект планировки СЭЗ ПИТ», расположенный  в Медеуском районе г.Алматы и  его пригородной зоне», который  утвержден Приказом Комитета по делам  строительства и жилищно-коммунального  хозяйства Министерства индустрии  и торговли Республики Казахстан  от 21 августа 2006 года № 326-ПИР. Дальнейшее строительство инфраструктуры будет производиться в соответствии с данным проектом планировки.

     Территория СЭЗ ПИТ занимает 342,9 гектар. Объекты первой очереди введены в эксплуатацию в соответствии с актом государственной приемочной комиссии от 31 августа 2006 года, утвержденным приказом Министра индустрии и торговли Республики Казахстан от 26 сентября 2006 год.

     В соответствии с Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый  кодекс) Участникам СЭЗ предусмотрены  льготы по корпоративному подоходному  налогу, земельному налогу и налогу на имущество.

     Эти льготы в соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан от 26 января 1996 года № 2823 «О специальных экономических  зонах в Республике Казахстан, в  случае изменения правового режима СЭЗ или ее досрочного упразднения, включая изменение границ ее территории, хозяйствующим субъектам, осуществляющим инвестиционную деятельность на ее территории, гарантируется право продолжения  такой деятельности на условиях, соответствующих  моменту вложения инвестиций, до окончания  срока, на который создается СЭЗ, но не более десяти лет. Срок исчисляется  со дня отмены или изменения правового  режима СЭЗ.

     Эти гарантии, также распространяются на изменения в законодательстве Республики Казахстан по вопросам таможенного  регулирования в отношении ввоза  товаров, предназначенных для переработки (за исключением спирта) в соответствии с критериями достаточной переработки  товаров, установленными таможенным законодательством  Республики Казахстан, а также оборудования.

     ТОО «Alatau IT City Management» проводится работа по технологическому наполнению СЭЗ  ПИТ: поиск проектов и подготовка их к реализации в СЭЗ ПИТ. Спектр их интересов распространяется от производства программно-аппаратного обеспечения  до консалтинга и обучения в области  информационных технологий. 

     СЭЗ «Бурабай»

     Специальная экономическая зона «Бурабай» (далее - СЭЗ) расположена на территории Щучинского района Акмолинской области. Территория СЭЗ составляет 370 гектаров. Срок действия определен до 2017 года18.

     Постановлением  Правительства Республики Казахстан  от 17 июля 2008 года № 639 уполномоченным органом по управлению СЭЗ «Бурабай»  определено Министерство туризма и  спорта Республики Казахстан.

     СЭЗ создана в целях:

  • создания высокоэффективной и конкурентоспособной туристской инфраструктуры, способной обеспечить и удовлетворить потребности прибывающих казахстанских и зарубежных туристов;
  • создания благоприятного инвестиционного климата и привлечения отечественных и зарубежных инвестиций для реализации инвестиционных проектов.

     Деятельность  СЭЗ регулируется Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан  от 6 июля 2007 года «О специальных экономических  зонах в Республике Казахстан», настоящим  положением и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

     Приоритетными видами деятельности на территории СЭЗ  являются:  
1) организация и развитие культурно-познавательного, оздоровительного, экологического, делового, спортивного и других видов туризма;  
2) оказание разнообразных туристских услуг, соответствующих международным стандартам, в том числе в области оздоровления, развлечения, организации питания, предоставления транспортных, гостиничных, экскурсионных, информационных услуг;  
3) организация производств по изготовлению и выпуску разнообразной сувенирной продукции, в том числе по национальной тематике.

     Налогообложение организаций, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ, осуществляется в  соответствии с налоговым законодательством  Республики Казахстан.

     Территория  СЭЗ является частью таможенной территории Республики Казахстан, на которой действует  таможенный  
режим свободной таможенной зоны в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

     Осуществление деятельности в СЭЗ основано на рациональном и эффективном использовании  природных ресурсов посредством  создания условий для перехода к  устойчивому развитию и охране окружающей среды на основе баланса экономических, социальных и экологических аспектов повышения качества жизни. 

Заключение

     Цели, преследуемые другими странами при  создании СЭЗ, преимущественно не отличаются друг от друга. Специальные экономические  зоны могут служить:

    1. Фактором вовлечения экономики в МРТ через развитие экспортно-ориентированного или импортозамещающего производства;
    2. Стимулом развития отдельных регионов страны;
    3. Средством совершенствования специальных отраслевых производств;
    4. В качестве территории свободного производства, где апробируется особый механизм перехода к рынку;
    5. Способом косвенного модернизирующего воздействия на экономику через демонстрационные и обучающие эффекты, выходящие за пределы зональной территории;
    6. Методом образования в национальной экономике так называемых центов развития, или центров роста.

     Однако  все эти цели сразу не могут  быть достигнуты. Да и стремиться к  этому вовсе не обязательно. Казахстану, как и другим странам, находящимся на стадии перехода к рыночным отношениям, в настоящее время можно сконцентрировать свои усилия на достижении всего лишь нескольких приоритетных целей. Надо избирательно проводить определенные мероприятия, которые будут способствовать привлечению иностранного капитала в страну.

     Мне представляется, что на нынешнем этапе участия Казахстана в мировой экономике главной целью создания свободных экономических зон является глубокое включение республики в международное разделение труда посредством привлечения в эти зоны иностранного капитала. Хотя бы приближенное достижение этой цели предполагает решение многих важных экономических задач.

Информация о работе Свободные экономические зоны в Республике Казахстан