Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 17:02, реферат
Исторически сложилось так, что в развитых странах деятельность оценщиков зача-стую не регламентируется государством. При этом высокий профессиональный уровень тщательно поддерживается профессиональными организациями оценщиков путем приня-тия и соблюдения соответствующих стандартов. Исключение составляют только Италия и Испания - страны, в которых существует определенное государственное регулирование, а также США, где в 1989 г. было введено государственное лицензирование оценщиков не-движимости.
Введение 2
Тенденции развития оценочной деятельности в России 3
Саморегулирование в оценочной деятельности 6
Рейтинг «50 наиболее стратегичных оценочных компаний России» 9
«Общество профессиональных экспертов и оценщиков» 11
«Российское общество оценщиков» 13
Заключение: 16
Список использованной литературы: 17
Приложение 1 18
Содержание:
За
прошедшее десятилетие
Оценочная деятельность все активней внедряется в систему государственного управления. Органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также власти многих российских регионов рассматривают в настоящее время проекты нормативных актов, предполагающих участие оценщиков в определении налогооблагаемой базы по налогу на имущество, расчете размера некоторых обязательных сборов и платежей, стоимости приватизируемых земельных участков, размеров арендной платы за государственное и муниципальное имущество и т.д. Все эти процедуры предполагают расходование бюджетных средств на проведение независимой рыночной оценки объектов собственности.
Это требует построения адекватного рынка оценочных услуг. В России за последние 10 лет было немало сделано для развития этого рынка. Формирование системы обучения оценщиков, разработка и принятие Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", создание системы лицензирования и контроля оценочной деятельности привели к определенным положительным сдвигам. Несмотря на это Правительство РФ обозначило направления реформы регулирования оценочной деятельности в России, основным мотивом которой является переход от государственного лицензирования оценочной деятельности к ее саморегулированию.
В
настоящее время в России, на мой взгляд,
уже сложилась достойная система образования
в области оценочной деятельности. Специалист
получает право проводить оценку объектов
собственности, если он получил специализированное
высшее образование или прошел профессиональную
переподготовку в объеме не менее 800 учебных
часов по программам, согласованным с
Министерством имущественных отношений
РФ и соответствующим требованиям Министерства
образования РФ. Эта система порой более
основательна и адаптирована к конкретным
экономическим условиям, чем предлагаемые
на российском образовательном рынке
зарубежные курсы подготовки оценщиков.
В качестве примера можно привести следующее:
на сайте Российского общества оценщиков
размещено объявление компании Ernst &
Young о проведении образовательных курсов
Американского общества оценщиков в Москве.
Предлагается двухнедельный оригинальный
учебный курс этого общества, ориентировочная
стоимость которого составляет 6 тыс. долл.
США за одного слушателя. По итогам занятий
выдается документ международного образца.
Очевидно, что за двухнедельный срок невозможно
познать специфику зарубежных отношений
собственности, изучить практические
ситуации на рынках иностранных государств,
а следовательно, основной объем знаний
остается за пределами образовательного
процесса и является предметом творчества
самого оценщика.
Исторически сложилось так, что в развитых странах деятельность оценщиков зачастую не регламентируется государством. При этом высокий профессиональный уровень тщательно поддерживается профессиональными организациями оценщиков путем принятия и соблюдения соответствующих стандартов. Исключение составляют только Италия и Испания - страны, в которых существует определенное государственное регулирование, а также США, где в 1989 г. было введено государственное лицензирование оценщиков недвижимости.
Примечательно, что в США до 1989 г. рынок оценочных услуг был саморегулируемым. Переход к государственному лицензированию был связан с кризисом недвижимости в США. Оценка стоимости недвижимости вышла из-под контроля государственных органов, что повлекло массовое проведение недостаточно объективных оценок при ипотечном кредитовании, размещении муниципальных заказов на строительство и в ряде других случаев. В последнее десятилетие аналогичная кризисная экономическая ситуация, связанная с завышением цен на недвижимость, наблюдалась и в Японии.
При сегодняшней нестабильности экономической ситуации в России необходимо очень осторожно подходить к реформе регулирования оценочной деятельности, в том числе и учитывая общепризнанные сейчас тенденции частого завышения цен на недвижимость, особенно в крупных городах.
В России в процессе работы над Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" весной 1995 г. серьезно столкнулись две противоположные концепции, связанные с регулированием оценочной деятельности: концепция тотального контроля над оценщиками со стороны государства и рыночная концепция, основанная на независимости оценщиков от государства, когда единственной формой контроля является разрешительная система на право заниматься оценочной деятельностью, основанная на традиционном для нашей страны институте лицензирования. Победила рыночная концепция развития оценки в России, в результате чего до введения процедуры лицензирования было подготовлено и сформировано профессиональное сообщество по всей стране, обеспечен престиж и международное признание российских оценщиков как профессионалов.
Особенно важным для развития в России рынка оценочных услуг явилось установление Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" независимости оценщика от лиц, осуществляющих распорядительные функции в отношении объектов оценки. Сохранение независимости оценщика при развитии системы государственного регулирования оценочной деятельности является залогом достоверности результатов проводимой оценки.
Закон создал правовую основу деятельности оценщиков на всей территории Российской Федерации. Законодательные акты, принимаемые субъектами РФ, должны соответствовать этому закону. Закон установил обязательность проведения оценки объектов, полностью или частично находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Возникновение института обязательной оценки породило определенные противоречия в межсубъектных отношениях Заказчик оценки-Оценщик-Потребитель оценки, связанные с изначальной неоднородностью интересов этих субъектов. Данные противоречия обусловили ускорение развития и нормативно-правового регулирования системы контроля оценочной деятельности. Так, в 1999 г. был определен уполномоченный орган по контролю за осуществлением оценочной деятельности - Минимущество России, в 2001 г. введено государственное лицензирование оценочной деятельности.
В процессе "обкатки" лицензирования оценщики получали лицензию сроком на 3 года, в настоящее время в связи с принятием новой редакции Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" - сроком на 5 лет. В настоящее время в Российской Федерации было выдано около 8000 лицензий на оценочную деятельность. В то же время Минимуществом России на 01.01.04 в ходе контрольных мероприятий в связи с выявлением нарушений было приостановлено действие 238 лицензий, были вынесены предупреждения в связи с различными нарушениями 213 лицензиатам.
Приведенная статистика показывает, что, несмотря на прошедшую десятилетнюю эволюцию оценочной деятельности в Российской Федерации, качество оценочных услуг далеко не идеально.
На Западе существуют крупные аудиторские и оценочные компании, которым доверяют оценку стратегически важных для государства предприятий, экономическую оценку ресурсного потенциала страны и на основании этого можно с уверенностью говорить о том, что деятельность по оценке собственности связана с экономической безопасностью не только отдельно взятых хозяйствующих субъектов, но и государства в целом.
В России, несмотря на прошедшую массовую приватизацию, значительная часть объектов собственности до настоящего времени принадлежит государству. Правительство РФ проводит политику, направленную на избавление от активов, несвойственных для государственной собственности. Это означает, что впереди новая волна приватизации, которая должна строиться на максимизации экономического эффекта. Наиболее остро в этой связи ставится вопрос о стоимости приватизируемого имущества. Здесь особая роль отводится оценочным организациям. На мой взгляд, в сегодняшних условиях (когда предстоит новый серьезный этап приватизации в стране) недопустимо в одночасье разрушать сложившуюся и развивающуюся систему лицензирования оценочной деятельности и контроля за оценочными организациями, и выстраивать совершенно новую, не определенную пока даже концептуально.
Фактически
сложившуюся систему
Рис. 1. Существующая система регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации (нажмите на ссылку, чтобы увидеть иллюстрацию).
В октябре 2003 г. Правительством РФ было определено направление на переход к саморегулированию оценочной деятельности. В средствах массовой информации была озвучена дата перехода - 01.10.04. Впоследствии появился соответствующий законопроект, по правде сказать, так и не дошедший до рассмотрения Правительства. Представляется сомнительным положительный эффект этого процесса в отношении качества оценочных услуг. Дело в том, что в Российской Федерации пока не сложилась конкурентная сеть и эффективная организация деятельности саморегулируемых организаций оценщиков. В настоящее время руководство российских саморегулируемых организаций оценщиков на 90% состоит из генеральных директоров оценочных фирм, многие из которых по понятным причинам не заинтересованы в развитии конкуренции на рынке оценочных услуг.
В связи с этим было проведено заседание Совета руководителей объединений оценщиков России, в результате которого принято обращение к Правительству РФ от 11.02.04 о перенесении срока введения саморегулирования оценочной деятельности, т.к. времени для реструктуризации рынка оценочных услуг явно недостаточно. В обращении, в частности, говорится: "Недостаточно подготовленный переход от лицензирования к саморегулированию может привести к правовым коллизиям и создать для отечественных оценщиков искусственные трудности при осуществлении оценочной деятельности на территории Российской Федерации. В этой связи мы считаем целесообразным установить переходный период от лицензирования к организации саморегулирования оценочной деятельности до 01.01.06. В течение этого периода необходимо законодательно разрешить все вопросы перехода к саморегулированию оценочной деятельности, а объединениям оценщиков произвести соответствующую реструктуризацию своей деятельности".
Правительство пошло навстречу оценщикам и согласилось перенести срок, что нашло отражение в последней редакции законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Это свидетельствует о четком понимании нормотворцев и практических работников, что рынок оценочных услуг еще не готов к переходу на саморегулирование.
О
том же свидетельствует и другой
факт. После обнародования информации
о переходе к саморегулированию оценочной
деятельности на сайте аppraiser.ru был проведен
опрос среди оценочных организаций по
вопросу: Как вы относитесь к передаче
функций по контролю за оценщиками от
Минимущества России к саморегулируемым
организациям?
Результаты опроса следующие:
отрицательно относятся 67% респондентов;
положительно - 25%;
безразлично
- 8%.
В голосовании приняло участие 1000 человек, что составляет заметную долю в численном составе всего оценочного сообщества.
Согласно
упомянутому ранее
Проводимая реформа федеральных органов исполнительной власти предполагает разделение функций органов, регулирующих рынок, создающих "правила игры", и органов, контролирующих данный рынок. При введении саморегулирования рынка чиновники по каким-то причинам не преследуют этот принцип, отдавая контроль за соблюдением законодательства об оценочной деятельности на откуп саморегулируемых организаций. Остается много вопросов и со статусом самих саморегулируемых организаций. Минимальное количество членов организации - 300 юридических и физических лиц-оценщиков. Если возникает ситуация, когда при минимальном количестве членов один или несколько из них нарушили законодательство об оценке, то, исключив их из своего состава, организация может потерять статус саморегулируемой и, тем самым, остальные члены этой организации не будут иметь права на осуществление деятельности. В данной ситуации организация заинтересована в сокрытии нарушений своих "провинившихся" членов. Порядок же контроля за саморегулируемыми организациями в проекте закона пока не прописан.
Действующая
редакция закона «Об оценочной деятельности»
имеет безусловную
В 2008 году оценке как профессиональному виду деятельности в РФ исполнится 15 лет.
Своим появлением оценочная деятельность (ОД) обязана частной инициативе узкого круга физических лиц. В 1993 году 17 оценщиков Москвы и Санкт-Петербурга на учредительном собрании приняли решение о создании профессиональной общественной организации — «Российского общества оценщиков» (РОО).
Информация о работе Тенденции развития оценочной деятельности в России