Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример , когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Это проблема теневой экономики , которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
При разгуле экономической преступности и в коррумпированном государстве не может быть жизнеспособной общественной системы, а рыночное хозяйство теряет экономическую эффективность. В такой ситуации утрачивают всякий смысл и рыночные реформы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. -2-
Глава 1. Определение теневой экономики и формы её проявления………………………………………………………………… - 3-
Глава 2. Криминальное государство……………………………….стр. 9
Глава 3. Проблемы ослабления теневой экономики……....……..стр. 20
Заключение…….……………………………………………………….стр. 30
Список используемой литературы…………...………………….….стр. 31

Работа состоит из  1 файл

Теневая экономика России и проблемы её ослабления.doc

— 1.17 Мб (Скачать документ)

          Как показывает отечественная  практика, банки преимущественно  сотрудничают отнюдь не с правоохранительными органами, а с клиентами, чей капитал сомнительного или откровенно преступного происхождения.

          Создается впечатление, что в  новом российском государстве  абсолютно все занимаются “проблемами  борьбы с теневой экономикой”. Борьба с проявлениями теневой экономики возложена на ряд государственных органов: МВД, ФСБ, Госналогслужбу, ФСНП. Практически все государственные ведомства на федеральном и региональном уровне, начиная с ЦБ и Министерства юстиции и заканчивая Министерством труда, в той или иной степени соприкасаются с проблемами теневой экономики. Однако сложилась парадоксальная ситуация: множество ведомств занимаются этими проблемами, а она продолжает развиваться. Несогласованность действий ведомств, дублирование управленческих функций ведет именно к образованию “управленческого вакуума” и позволяет теневикам безнаказанно продолжать свою преступную деятельность.

          В сложных схемах уклонения  от налогообложения всегда присутствуют  фиктивные фирмы. Однако из-за того что признаки объективной стороны налогового преступления при этом не усматриваются, расследование уголовного дела по факту незаконного предпринимательства приходится передавать в конечном счете в МВД России. Разрывается логическая цепочка сложного преступления. Две части, по сути, одного преступления вынужденно могут расследоваться двумя правоохранительными органами, что препятствует полному и всестороннему его раскрытию.

         Подобная же картина наблюдается  в случае с выявлением нарушения  валютного законодательства, связанного с невозвращением валюты из-за рубежа. Как правило, здесь применяются сложные схемы по выводу денежных средств из легального оборота, связанные с нарушениями уголовного, налогового, валютного и банковского законодательства, а значит, с точки зрения эффективности и полноты выявления и расследования преступления эту работу должно координировать единое ведомство. Необходимость передавать материалы другим органам для принятия решения и уголовные дела по последовательности не позволяет полностью “раскрутить” всю цепочку преступлений.

         Так, проводя следствие о незаконном  предпринимательстве, сотрудники  МВД не обращают внимания на  возможные связи данного преступления  с налоговыми преступлениями  других лиц, так как это не  входит в их компетенцию; в лучшем случае появившиеся материалы сразу направляются в органы налоговой полиции. Отсутствие прав по борьбе с налоговой преступностью и необходимых подразделений не позволяет органам МВД России осуществлять эффективную борьбу с теневой экономикой в целом. В то же время придание ему подобных функций означало бы фактическую ликвидацию ФСНП России как самостоятельного органа.

         Сосредоточение у ФСНП полномочий  по борьбе с теневой экономикой, в том числе и через выявление  и пресечение “организованных налоговых преступлений”, повысило бы статус федеральных органов налоговой полиции в системе правоохранительных органов и позволило бы более эффективно выполнять данную работу.

          Для борьбы с теневыми операциями  создана комплексная система контроля за экономикой, построенная по принципу сбора и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц с последующим обменом ею между заинтересованными государственными органами. Установление действенного и постоянного декларативного контроля за доходами и расходами граждан должно осуществляться государственными органами, а не коммерческими банками. МВД России как головному правоохранительному органу бесспорно должна принадлежать роль общего координатора деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью в целом как единым явлением.

          При сложившейся ситуации между  центром и регионами особую  значимость приобретает правоохранительная  структура, подчиненная только  центральной власти, то есть некий аналог Федерального бюро расследований. Российский аналог ФБР должен заниматься расследованиями сложных преступлений, в том числе экономических и связанных с коррупцией в государственных органах.

          Однако если наконец встанет  вопрос о создании “отечественного ФБР”, то можно не сомневаться – против этого выступят весьма могущественные силы. И руководству страны, действительно озабоченному масштабами коррупции, желающему твердо, решительно пресечь разграбление казны, потребуется проявить политическую волю для обуздания государственного криминала, разрушающего экономику и власть.

          Важным направлением является  судебная реформа. Кстати, в России  до сих пор собственность –  на уровне закона – так и  не делится на федеральную,  региональную и муниципальную. В таких условиях особо важно, чтобы арбитражные суды были арбитрами в хозяйственных спорах, а не политической или экономической дубинкой в руках конкретных региональных лидеров.

          Если нынешняя центральная власть  сумеет выстроить грамотную систему арбитражных судов, от которых в немалой степени зависит обеспечение базовых гарантий неприкосновенности частной собственности в России, – только за одно это власть может считать свою миссию выполненной!

         Другим элементом судебной реформы стало создание административных судов. Верховный суд России инициировал создание фактически новой ветви судебной власти.

        Практика показывает, что из-за  несоответствия численности специалистов, обладающих необходимой компетенцией, количеству предприятий, подлежащих контролю, возникает серьезная проблема бесконтрольного отчуждения активов предприятий.

         Разумной альтернативой увеличению  штата чиновников могло бы  стать привлечение к процедурам  управления госсобственностью как  физических лиц, обладающих необходимой квалификацией и положительным опытом в управлении предприятиями, так и компаний, которые выступают на рынке в качестве консультантов по управлению.

         Особую проблему стала представлять  криминогенность в околотаможенной  среде. Каждый год происходит большое количество нарушений таможенных правил. К ним в первую очередь следует отнести незаконное перемещение важных товаров, алкогольной и табачной продукции, морепродуктов, валютных ценностей, легковых автомобилей, невозврат в Россию валютной выручки от экспортных операций. Растет масштабы контрабанды. Расследования, проведенные в таможенных органах, свидетельствуют, что практически к каждому второму нарушению прямо или косвенно причастны посредники-декларанты на основе договора, по вине которых федеральный бюджет ежегодно недополучает миллиарды рублей. Проблема заключается в том, что с таможней имеют дело десятки тысяч различных хозяйствующих субъектов, их непрофессиональных представителей и многочисленных посредников с сомнительной репутацией. Вероятно, назрела необходимость в создании института таможенных брокеров, который должен стать частью единой системы обеспечения экономической безопасности и развития внешнеэкономической деятельности России.

          Международное сотрудничество российских правоохранительных органов по борьбе с экономической преступностью выходит на новый уровень, и к этому процессу все чаще стали подключаться соответствующие ведомства на уровне регионов.

          Воздействие государства на теневую  экономику осуществляется на основе законодательства с помощью государственного аппарата. За последнее десятилетие общее число работников органов госуправления значительно возросло и к концу 90-х гг. превысило 1 млн. человек, причем более 970 тыс. – госчиновники, работающие в органах исполнительной власти. Одно из важнейших направлений административных реформ – реформирование корпуса госслужащих. Но эффективность государственного воздействия на теневую экономику определяется не численностью чиновников, а качественной стороной системы государственного управления, то-есть ее организационной структурой и профессионализмом корпуса госслужащих.

           Для борьбы с коррупцией и  взяточничеством необходимы более  глубокие преобразования. В первую  очередь, следует обратить внимание на то, что именно разрешительные и распределительные функции чиновника, унаследованные от советской эпохи, порождают процесс коррупции. Разрешительно-распределительные функции чиновничества должны быть сведены к минимуму. Современный чиновник должен быть прежде всего высокопрофессиональным технократом. Надо задуматься не только о том, что чиновнику следует платить больше, но и о том, за что ему платить.

           Применительно к теневой экономике  особенно актуальны усилия банковского  сообщества по борьбе с отмыванием денег. Одиннадцать крупнейших мировых банков затеяли новый поход против отмывания денег. Официальное объявление борьбы “грязным” деньгам и странам, замеченном в активном их отмывании, состоялось в Цюрихе, неофициальной столице мира номерных счетов и неприкосновенной доселе банковской тайны. Альянс банков, поставивших подписи под кодексом банковского поведения, выглядит так: DBS, Barclay’s, City-group, Deutsche Bank, HSBC, JP Morgan, Chase Manhattan, Societe Generale, Bankers Trust, Banco Santander Oedif Suisse. Именно эти банки определяют финансовый климат Европы и Америки, они управляют в сумме более чем половиной вкладов мира. Между тем объем “грязных денег”, вращающихся в мировой финансовой системе, по некоторым оценкам, составляет 590 млрд. долларов. А среди стран, замеченных в активном отмывании, значится и Россия. Последнее обстоятельство гарантирует российским капиталам, увы, пристрастное внимание. 

           “Общие правила противодействия  отмыванию денег”, выработанные  группой экспертов, собравшихся в швейцарском городе Вольфсберг на берегу Боденского озера, включают пять ключевых позиций: противодействие открытию номерных или именных счетов не установленным владельцам счета и владельцу средств на нем; клиенту из страны повышенного риска (Россия занимает одно из первых мест в этом “почетном” списке); открытие счетов офшорным компаниям, активам, деятельность которых одновременно могла бы быть использована для отмывания денег; открытию счетов лицам, которые занимают или занимали государственные должности, их родственникам и близким знакомым.

           Подозрительными будут считаться  движения денег по счетам, которые  не соответствуют первоначально  задекларированным намерениям владельца  счета и которые связаны с  наличными деньгами,–; своего рода сквозным операциям типа “пришли-ушли”.

           Для выявления “подозрительных  операций” используются наблюдения  движения по счету с помощью  специальных компьютерных программ  и контактов с клиентом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Заключение. 
 

     Приведенная информация позволяет понять насколько  сильно воздействует теневая экономика  на все сферы нашей жизни.

     Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той  абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.

 

             Тема криминальной теневой экономики  приобретает ныне исключительную  актуальность, если учесть, что в  стране складывается новая политическая  обстановка, повышается экономическая роль государства и его конкретная ответственность перед гражданами России, которые еще продолжают надеяться, что власть проявит волю в борьбе. 

              Я же считаю, что надо с оптимизмом  и надеждой смотреть в будущее,  на перспективы борьбы с криминальным бизнесом. Ведь у нас и России иного пути просто нет! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            Список используемой литературы. 
 
 

1)  Тимофеев  Л.М. “Теневая Россия: экономико-социальное  исследование” / Москва 2000 г

  1. А. В. Оболонский “Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия” / Москва 2002.
  2. А. А. Мухин “Российская организованная преступность и власть. История взаимоотношений” / Москва 2003.
  3. И. Я. Багданов “Экономическая безопасность России: теория и практика” / Москва 2001.
  4. Г. М. Гукасьян “Экономическая теория: проблемы новой экономики” / Москва 2002.
  5. М. Г. Делягин “Идеология возрождения. Как мы уйдем из нищеты и маразма” / Москва 2000.
  6. Обзор статей сайта  http://www.mvd-expo.ru

8)  Хинштейн А.Е.  “Какого цвета страх”  / Москва 2002.

Информация о работе Теневая экономика