Участие банков в создании финансово-промышленных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:54, контрольная работа

Описание

В современной российской экономике финансово – промышленные группы – это фактически основные формы кооперации и интеграции между банками и реальным сектором экономики в России. Одновременно это основные формы крупного российского бизнеса, через которые осуществляется его целенаправленное влияние на социальные и политические процессы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2
Раздел I. Понятие финансово – промышленной группы……………………….4
Раздел II. Внутренние и внешние источники финансирования финансово –
промышленной группы………………………………………………..5
Раздел III. Участие банков в создании финансово – промышленных групп….11
Заключение ……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы ………………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

ФПГ.doc

— 69.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ТУЙМАЗИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕЖД 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

УЧАСТИЕ БАНКОВ В СОЗДАНИИ

ФИНАНСОВО – ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              ПО  ПРЕДМЕТУ: ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

              ВЫПОЛНИЛ: ВАЛИЕВА Г.Г.

              СТУДЕНТ ГРУППЫ Ф (з) – 41

              ПРОВЕРИЛ: СУЛТАНОВА Р.П. 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

ТУЙМАЗЫ 2006

СОДЕРЖАНИЕ

 
 

Введение  ………………………………………………………………………….2 

Раздел  I. Понятие финансово – промышленной группы……………………….4 

Раздел  II. Внутренние и внешние источники финансирования финансово –  

                 промышленной группы………………………………………………..5 

Раздел  III. Участие банков в создании финансово – промышленных групп….11 

 Заключение ……………………………………………………………………….14 

Список  использованной литературы ………………………………………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Определяющую  роль в функционировании современных  экономических систем, повышении  эффективности производства, обеспечении  устойчивого экономического роста  играют крупные хозяйственные структуры  - финансово-промышленные группы (ФПГ). Россия в этом плане не является исключением. Это подтверждается пополнением рядов как официальных, внесенных в государственный реестр финансово – промышленных групп, так и существованием многочисленных  формальных ФПГ, оказывающих своими действиями активное и сознательное влияние  на экономическую ситуацию в стране на взаимодействующие с ними структуры. Потенциал воздействия ряда групп на экономические процессы, результаты их деятельности приводят к значимым последствиям на уровне как отраслей и секторов, так и народного хозяйства страны.

      Необходимость развития в российской экономике  крупных хозяйственных структур (финансово – промышленных групп) уже не отрицается. Вместе с тем, до сих пор не существует единой  точки зрения относительно последствий  формирования и развития ФПГ для национальной экономики.

      Мировая практика показала: ФПГ экономически целесообразны. Они обеспечивают своим  членам облегченный доступ к финансовым ресурсам и операциям с ценными  бумагами, контроль над использованием этих ресурсов, лучшее знание экономической конъюнктуры, координацию действий, соединение средств, помощь фирмам, оказавшимся в тяжелом положении.

      Одним из участников финансово – промышленной группы является банк. Банк обеспечивает финансовую поддержку в деятельности ФПГ. Банки, постоянно кредитующие предприятия одного воспроизводственного процесса или одной отрасли, постепенно сращиваются с этими промышленными и торговыми предприятиями. Они вкладывают свои средства в основные фонды предприятий, получают пакеты акций, приобретают  права собственности на активы предприятий, вкладывают деньги в инвестиционные проекты, дают долгосрочные кредиты. В результате чего у банков обычно возникают активы, связанные с данным воспроизводственным процессом, являющиеся важным фактором для продолжения интеграции банка с предприятиями данного воспроизводственного процесса.

      В современной российской экономике  финансово – промышленные группы – это фактически основные формы  кооперации и интеграции между банками  и реальным сектором экономики в  России. Одновременно это основные формы крупного российского бизнеса, через которые осуществляется его целенаправленное влияние на социальные и политические процессы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Раздел  I. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВО – ПРОМЫШЛЕННОЙ ГРУППЫ.

      Действующее законодательство исходит из понимания финансово-промышленной группы (ФПГ) как рыночного прототипа прежних производственных и научно-производственных объединений. Как известно, ранее существовала головная организация (НИИ, КБ, завод), которой административно подчинялись входящие в объединение производственные и обслуживающие их предприятия. В ФПГ же эти предприятия связаны экономически: отношениями собственности. При этом производство "разбавляется" финансистами (кредитно-финансовыми учреждениями, инвестиционными институтами и страховыми компаниями). Очевидно, что и финансово-промышленная группа изначально слилась как основная форма сохранения и рыночной трансформации хозяйственных структур советского периода. Косвенным подтверждением тому служит то, что подавляющая часть действовавшей ранее нормативной базы по регулированию деятельности ФПГ отводилась именно вопросам приватизации и порядку использования государственной собственности.

      «Финансово-промышленная группа – совокупность  юридических  лиц, действующих как основное и  дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных или иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест» (статья 2 Закона РФ «О создании финансово-промышленных групп").

        Таким образом, российское законодательство  исходит из двух основных форм  организации ФПГ: холдинга и  системы участия. При этом под  системой участия понимается  объединение капиталов.

      Холдинг, как форма организации финансово-промышленной группы, предполагает наличие материнской и дочерних компаний, где первая владеет (имеет в уставном капитале контрольные пакеты акций) вторыми. Такая ФПГ создается путем поглощения (скупки) или создания новых зависимых по собственности предприятий. На практике, однако, таких зарегистрированных ФПГ крайне мало.

      Дело  в том, что функционирующие в  стране финансово-промышленные группы можно разделить на два основных вида - формальные и реальные. Вторые - это те, которые являются ФПГ  де-факто. Им не требуется государственной  регистрации. Здесь основной принцип: не звание, а суть. Такие группы очень крупные, выросли они, как правило, из государственной собственности или банковских образований. Реальные ФПГ не нуждаются в определенной Законом государственной поддержке, эта поддержка у них есть изначально. Практически все реальные финансово-промышленные группы являются по организационной структуре холдингами. К ним можно отнести группу Мост, объединение Менатеп, РАО ЕЭС России и ОАО Газпром. В их названии понятие "ФПГ" не всегда присутствует, однако, с экономической точки зрения, именно в данном случае речь идет о такого рода объединении. 

Раздел  II. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО – ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП

      Роль  финансово – промышленных групп  далеко не исчерпывается привлечением инвестиций в производственную сферу, однако, именно такая задача ставится во главу угла как российским законодательством, так и инициаторами создания ФПГ. Правовая политика государства пытается создать наиболее благоприятные условия для стратегических инвесторов, видя в этом один из решающих факторов для развития такого рода конгломератов. При этом несмотря на широкий спектр льгот, предоставляемых участникам финансово – промышленных групп, правительству удавалось все же последовательно исключить наиболее дорогостоящие из предложений промышленников. Зачет задолженности предприятий – участников ФПГ в условиях инвестиционного конкурса, право самостоятельного определения сроков амортизации, управление государственными пакетами акций, государственные гарантии и инвестиционные кредиты – все или почти все это уже было в президентском Указе «О создании финансово – промышленных групп» (05.12.1993 г.). И сейчас можно уже считать доказанным, что такой «ассортимент» льгот не мог стать привлекательным настолько, насколько это нужно производящей части ФПГ. Другими словами, любая ФПГ – это прежде всего «штучный товар» и государство подходит и в дальнейшем будет подходит к предоставлению льгот финансово – промышленной группе только индивидуально.

      Внешнее Кредитование. Речь здесь идет, прежде всего, о коммерческом кредите банков. ФПГ или отдельный ее участник под гарантию банка группы, залог части своих активов или гарантирование со стороны третьих лиц способны получить такой кредит на условиях, отличающихся для любого иного заемщика. Льготная процентная ставка либо условия предоставления и возврата возможны лишь в случае, когда заемщиком выступает крупная финансово-промышленная структура, располагающая значительными производственными мощностями. Соответственно, риск невозврата кредита снижается: часть активов участников ФПГ при их продаже покроет любую дебиторскую задолженность. Кроме того, сам заемщик, именуемый "ФПГ", в силу своего наименования изначально может рассчитывать на приоритетное кредитование со стороны банковских организаций. А коль скоро сам процесс создания группы требует определенного лобби в органах государственной власти, то центральная компания или иной участник ФПГ вправе рассчитывать на определенную протекцию от них.

      С другой же стороны, следует иметь в виду то обстоятельство, что коммерческие банки до сих пор относятся к производителю как второсортному заемщику: низкая рентабельность деятельности при, как правило, сомнительных перспективах своевременной реализации продукции. Конкретным подтверждением плачевного опыта такого сотрудничества банка с промышленностью служат результаты деятельности Московского межрегионального коммерческого банка (ММКБ), являвшегося ранее отделением Промстройбанка. По всем рейтингам ММКБ входил в число двадцати крупнейших банков России. Кредитуя в приоритетном порядке оборонные предприятия, финансирование которых осуществляется Государством, банк летом 1996 г. был ликвидирован. Отсутствие в бюджете средств на расчеты по госзаказам привело к тому, что "оборонка" не смогла рассчитаться за полученные от банка кредиты. При этом, специально созданная ЦБР комиссия по выводу из кризиса ММКБ работала более года. Другими словами, в течение всего указанного срока государство так и не смогло рассчитаться со своими оборонными подрядчиками, а последние, соответственно, - с ММКБ.

      Внутреннее  кредитование и перераспределение  временно свободных  ресурсов участников группы. Внутреннее кредитование связано, прежде всего, с финансированием со стороны коммерческого банка или другого кредитно-финансового учреждения, входящих в состав группы. Помимо банковского кредита (как правило, льготного), безвозмездного финансирования и ссуд, а также спонсорской помощи, благотворительных акций и различного рода совместной деятельности, в рамках группы имеется и возможность использования такого инструмента, как перераспределение финансовых ресурсов между участниками. Такое "кредитование" временно свободными средствами организуется обычно центральной компанией и исходит либо от высокорентабельного производственного предприятия или посредством его дочерних фирм, либо от организаций типа инвестиционного фонда или страховых компаний.

      Однако, на практике такого рода внутреннее финансирование встречается крайне редко в силу трех основных причин. Во-первых, большинство ФПГ, как уже отмечалось, являются "формальными" и собственные интересы высокорентабельных участников превалируют над интересами остальных, а центральная компания никаких реальных рычагов управления капиталами не имеет. Во-вторых, отдельные участники ФПГ, располагающие свободными финансовыми активами, как правило, не имеют этих средств в объемах, требуемых для организации нормального инвестиционного процесса. В-третьих, инфраструктурные образования типа фонда или страховой компании, если они не являются зависимыми от другого участника ФПГ, вступают в группу прежде всего в целью получения гарантированной и стабильной прибыли от накопленного капитала. Соответственно, они изначально ориентируются на льготное инвестирование (им надо "отрабатывать" обещанные перед вкладчиками или предусмотренные нормами резерва средства).

      Использование ценных бумаг и  долговых обязательств. Выпуск и размещение ценных бумаг (акций, облигаций и пр.), а также вексельных и иных аналогичных обязательств, может быть эффективно только в том случае, если эмитентом их является ФПГ, имеющее в своем составе предприятия, "котируемые" на Западе: сырьевые производства и естественные монополисты.

      Консолидированная отчетность как форма  самофинансирования ФПГ. Определение принципов ведения консолидированного баланса ФПГ может иметь решающее значение для всей организации финансовой деятельности ФПГ. Установленная законом возможность признания участников ФПГ консолидированной группой налогоплательщиков, и как следствие - необходимость ведения сводного (консолидированного баланса, учета и отчетности), должна открывать перед ними значительные возможности по свободному маневрированию собственными капиталом и существенно снижать себестоимость конечного продукта. В чем же конкретно эти возможности выражаются? Сейчас основными факторами, увеличивающими себестоимость производства, можно назвать, во-первых, систематические неплатежи контрагентов и, во-вторых, значительные налоговые отчисления. Рассмотрим каждый из них отдельно. Объединение активов участников ФПГ и ведение консолидированного баланса должно оказать значительное содействие расшивке неплатежей как внутри ФПГ, так и по отношению группы к "внешним" контрагентам. Сводный баланс может позволить вести централизованный учет однородных капиталоемких расходов (на ГСМ, транспорт, энергетику) в объеме всей ФПГ в целом, что вместе с взаимозачетом неплатежей дает возможность избежать неэффективного распыления инвестиционных ресурсов. Второй фактор, увеличивающий себестоимость конечного продукта деятельности ФПГ - налоговые отчисления. Современная рыночная экономика остро ставит проблему рационального налогового планирования как одну из основных задач, от решения которой во многом зависит эффективность самого производства. Статус ФПГ как консолидированного налогоплательщика, имеющего сводный баланс, может оказаться действенным инструментом финансового менеджмента. Его последовательное использование способно сделать себестоимость производства в конечном итоге в значительной степени расчетной величиной. В чем конкретно, это выражается? Прежде всего, согласно ст. 15 Закона «О создании ФПГ» в качестве одной из государственной поддержки их деятельности предусмотрена возможность предоставления участникам права самостоятельного определять сроки амортизационных отчислений с направлением "сэкономленных" средств на развитие ФПГ. О том, каким образом определение сроков амортизации оборудования влияет на себестоимость конечной продукции, говорилось уже достаточно много. В данном случае хотелось бы лишь подчеркнуть неоспоримую важность того факта, что проведение подобной процедуры последовательно на всех стадиях производства может иметь гораздо больший кумулятивный эффект по сравнению с тем результатом, который дает проведение этой процедуры на отдельном предприятии. Этот эффект выражается следующим образом – статус  консолидированного налогоплательщика позволяет центральной компании ФПГ, прежде всего, беспрепятственно перераспределять собственные и привлекаемые ресурсы в соответствии с возникающими потребностями в деятельности ФПГ. Эта свобода перемещения активов внутри ФПГ выражается в том, что перераспределение собственных средств в рамках группы может происходить между формально различными юридическими лицами. При этом такое перемещение средств не должно сопровождаться соответствующими изъятиями в бюджет налога на прибыль и на добавленную стоимость. Вне ФПГ любое перемещение средств от одного юридического лица к другому без налогового обложения, если только это не банковская ссуда, обязано оформляется либо как авансовый платеж, либо как временная финансовая помощь. Однако в обоих случаях все это требует отчисление в бюджет и НДС, и налога на прибыль. Исключение составляет перемещение средств в соответствии с договором о совместной деятельности, но возможности использования такого рода договоров весьма ограничены. Это связано с множеством формальных условий применения договоров о совместной деятельности, при нарушении которых указанные налоги взыскиваются с начислением штрафных санкций.

Информация о работе Участие банков в создании финансово-промышленных групп