Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:15, лекция
В современной банковской системе России расчеты являются одним из динамично развивающихся участков работы коммерческих банков. Причинами этого послужили укрепление хозяйственных связей между субъектами недавно сформировавшейся рыночной экономики, развитие в крупных холдинговых структурах новых современных технологий управленческого учета и бюджетирования.
УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ
В современной банковской
системе России расчеты являются
одним из динамично развивающихся
участков работы коммерческих банков.
Причинами этого послужили
В составе ключевых факторов формирования эффективной системы управления денежными средствами холдингов необходимо назвать следующие:
* использование новейших банковских продуктов (в том числе пулинга);
* централизация управления
казначейскими операциями
* сокращение числа
* качественное и своевременное
составление прогнозов
* автоматизация процессов казначейства;
* формализация процедур, разделение полномочий;
* улучшение систем отчетности.
Рассмотрим более подробно названные ключевые факторы.
Стандартного пакета банковских услуг, предлагаемых в настоящее время российскими банками, не существует. Условно, банковские продукты в области расчетно-информационных услуг можно разделить на три группы.
Первая группа – услуги финансового контроля – включает следующие основные сервисы:
1. Финансовый мониторинг
(или финансовое агрегирование)
2. Прямое управление денежными
средствами из головной
3. Предварительный контроль
(акцепт) расходных операций дочерних
предприятий со стороны
4. Контроль исполнения
бюджета является естественным
развитием услуги
Во вторую группу расчетно-информационных
услуг можно выделить услуги, предназначенные
для снижения операционных затрат клиентов
с большим количеством
В качестве примера можно
назвать услугу по сбору и предоставлению
клиенту дополнительной по сравнению
со стандартными банковскими* выписками
информации о входящих платежах на
счета клиента. В рамках такой
услуги может быть осуществлена интеграция
банковских приложений, выполняющих
формирование расширенных отчетов
о движении средств по счетам, с
внутрикорпоративными программными приложениями
клиента. Основная задача такого сервиса
– сокращение трудозатрат на сверку
поступлений на банковские счета
с внутренними документами
К настоящему времени среди российских банков сложилась практика реализации той или иной новой технологии расчетно-информационного обслуживания под заказ – реализация проекта для одного конкретного клиента. Разработка и ввод в эксплуатацию такой новой технологии проходят в виде совместной работы банка и его клиента. Постановщиком задачи выступает клиент, исполнителем – банк. Клиент является стратегическим партнером или доходным клиентом по другим операциям, кроме того, он контролирует значительную часть бизнеса банка.
Вместе с тем, работа с
одним клиентом порождает существенные
затраты на закупку и сопровождение
программно-технических
Все возрастающие потребности клиентов, обусловленные их экономическим развитием, послужили причиной создания банками нового вида банковского сервиса. Поэтому, к третьей группе, самой перспективной с точки зрения будущего развития, можно отнести банковский сервис, направленный на обеспечение головной компании клиента возможности оперативного, низкозатратного и высокодоходного использования денежных средств, распределенных по расчетным счетам предприятий, входящих в холдинг.
Эта услуга именуется в зарубежных источниках Cash Pooling. Название можно перевести как слияние денежных средств или пулинг, денежный пул.
Пулинг представляет собой структуру, включающую несколько счетов предприятий холдинга, открытых в банке, остатки на которых собираются совместно для целей оптимизации расчета получаемых/уплачиваемых процентов и для улучшения качества управления ликвидностью холдинга.
Пулинг основывается на договорах займа и дополнительных соглашениях к договорам расчетно-кассового обслуживания (РКО) с банком. Банк осуществляет автоматическое списание остатков денежных средств со счетов организаций холдинга на счета пул-лидера по состоянию на определенное время. В свою очередь, организации планируют движение и остаток денежных средств на конец дня; пул-лидер формирует позицию на день с учетом запланированных проходов от организаций холдинга и контролирует их фактическое поступление.
При этом задействован счет zero-balancing, на который перечисляются средства с других счетов пула, имеющих положительный остаток. Счет, с которого закрываются задолженности по счетам пула с отрицательным остатком, называют мастер-счетом. Остальные счета пула – счетами участников.
Реализация подобного механизма пулинга приведет к снижению до нуля или необходимого минимального уровня остатков денежных средств организаций холдинга, а также сокращение финансовых расходов до минимального уровня.
Кроме того, существует пулинг без перечисления средств (notional pooling). В этом случае никакого реального движения средств между счетами пула не происходит, но при расчете процентов и при исполнении платежей остатки на счетах, входящих в пул, рассматриваются совместно.
Механизм работы пулинга в компаниях холдингового типа представлен на рисунке.
Пулинг позволит предприятиям холдингового типа организовать эффективную систему управления денежными средствами. На взгляд авторов, условиями реализации данного банковского сервиса являются:
1. Составление скользящих
планов движения денежных
Как известно, эффективная
система управления денежными потоками
позволяет внести дополнительный вклад
в создание стоимости компании. Поэтому
применение скользящих прогнозов позволит
казначейству холдинга получать достаточно
точную информацию о денежных потоках,
принимать оперативные
Скользящие месячные планы рекомендуется формировать за три дня до начала отчетного месяца. При этом соответствующие корректировкрекомендуется производить:
* 11 числа каждого месяца – за период с 10 числа и далее продление прогноза на 10 дней вперед;
* 21 числа каждого месяца – за период с 20 числа и далее продление прогноза на 10 дней вперед.
2. Возложение обязанностей по реализации пулинга на казначейские центры. Выполнение условия предполагает централизацию управления казначейскими операциями холдинга на уровне центрального казначейства холдинга, в том числе, благодаря использованию представленных выше банковских услуг. Это позволит обеспечить:
* поддержание
* соответствие сроков
погашения кредитов и займов
срокам окупаемости
* централизацию долга;
* поддержание оптимального уровня ликвидности;
* соблюдение финансовых ковенантов;
* поддержание оптимального
соотношения между долгом в
различных валютах, долга с
фиксированной и плавающей
* сокращение средневзвешенной
стоимости капитала (WACC) за счет:
увеличения отношения долга к
капиталу; снижения премии за
риск и стоимости собственного
капитала за счет достижения
рекомендуемых финансовых
Также централизация казначейских операций позволяет решить следующие основные задачи:
* перераспределение денежных
остатков предприятий холдинга
в зависимости от текущей и
прогнозируемой платежной
* реализация оптимальных условий заключения сделок с банками;
* организовать мониторинг, контроль и снижение валютных и процентных рисков холдинга.
Денежные средства со счетов казначейских центров могут быть направлены следующим образом:
* погашение внешней
* финансирование потребности
организаций холдинга в
* размещение на денежных рынках;
* финансирование инвестиционной программы;
* выплата дивидендов.
3. Соблюдение перечня
локальных нормативных актов
в области внутреннего
* методика определения процентных ставок по займам между пул-лидером и предприятиями холдинга;
* положение о порядке
предоставления, получения займов
и выдачи поручительств
* положение о порядке размещения временно свободных денежных средств предприятий холдинга.
4. Автоматизация функции
казначейства. Поскольку рассматриваемая
служба обрабатывает большое
количество операций с
* возможность обработки
большого количества
* формирование сводной
отчетности по осуществляемым
платежам холдинга на основе
планов перспективной
* четкое распределение
функций сотрудников и их
* обеспечение прозрачности информационных потоков;
* повышение оперативности принятия решений;
* снижение операционных
рисков по осуществляемым
* оперативное составление
отчетов для принятия
Приведем несколько критериев, которым должна удовлетворять выстраиваемая система автоматизации:
* система должна быть
реализована на
* система должна обеспечивать
доступ в режиме реального
времени к информации и
* система должна быть
развиваемой, т.е. содержать
Существует еще ряд вопросов, требующих специальной проработки в рамках такого проекта:
* юридический;
* организационно-технологический (распределение ответственности и полномочий внутри организационной структуры банка);
* вопрос защиты информации
и конфиденциальности (как правило,
эти вопросы решаются
5. Критерий выбора обслуживающих банков.
Разветвленная региональная структура. Выполнение этого условия является необходимым, поскольку только многофилиальный банк, представленный в большом количестве регионов, имеет возможность наиболее полно удовлетворить потребности клиентов холдингового типа в банковском обслуживании: предоставить необходимый банковский сервис предприятиям холдинга в регионах их расположения (инкассация, стандартное РКО, депозиты, кредитование, пулинг и т.п.), а также обеспечить сбор, консолидацию и распределение информации о платежах и денежных средствах предприятий холдинга для удовлетворения запросов головной компании.
Централизованные структуры обработки платежей (расчетный центр) и управления ликвидностью (казначейство). Требование к централизации этих функций в банке естественным образом вытекает из потребностей холдинга в централизованном управлении финансовыми ресурсами.
Развитая информационно-