Управление денежными средствами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:03, реферат

Описание

В данной работе представлен пример составления кассового плана. Также рассмотрены пути повышения эффективности управления наличными средствами, а именно:
 синхронизация потока денежных средств;
 использование флоута;
 план использования сейфов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… ………………3
1. Логическое обоснование денежных авуаров………………………….. ………………4
2. Кассовый план…………………………………………………………... ………………5
2.1 Составление кассового плана………………………………………. ………………5
2.2 Плановый кассовый остаток. Факторы, влияющие на плановый денежный остаток……………………………………………………………………………………………7
3. Повышение эффективности управления денежной наличностью…… ……………..11
3.1 Синхронизация потока денежных средств………………………… ……………..11
3.2 Использование флоута …………………………………………………………….11
3.3 План использования сейфов……………………………………………….............12
4. Отношения с банками…………………………………………………… ……………..14
4.1 Компенсационные остатки…………………………………………………………14
4.2 Системы овердрафта……………………………………………….... ……………..15
4.3 Счет с нулевыми остатками………………………………………… ……………..16
Заключение……………………………………………………………………… ……………..17
Список использованной литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по финансовому менеджменту Жусуповой М.Б..doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)


8

 

3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ

3.1 Синхронизация потока денежных средств.

 

Тщательно подготовленный кассовый план – это необходимая отправная точка. Но есть другие элементы, составляющие хорошую программу управления наличностью.

Синхронизированные потоки денежных средств – положение, при котором притоки совпадают с оттоками, тем самым, позволяя компании держать минимальные трансакционные остатки.

Совершенствуя свои прогнозы и организуя дело таким образом, чтобы полученные средства совпадали с оттоками денег, компании могут удерживать свои трансакционные остатки на минимальном уровне. Понимая это, некоторые компании организуют дело так, чтобы посылать счета клиентам и самим платить  по счетам регулярными «платежными циклами» в течение месяца.

 

3.2 Использование флоута

 

Флоут – чек в процессе инкассации. Он определяется как сумма денег, замороженная в чеках, которые любая компания (или частное лицо) выписала, но которые все еще находятся  в процессе обработки и не сняты  банком с текущего счета. Аналогичным образом, когда компания (или частное лицо) получает чек ей нужно время, чтобы депонировать его, а банку – чтобы обработать его и зачислить его на кредит ее счета; задержка в поступлении известна под названием инкассируемого флоута.

В любой данный момент у компании есть чеки, которые она выдала, но которые еще не списаны банком с ее счета (платежный флоут), а также чеки, которые она получила, но которые еще не записаны на кредит счета компании (инкассируемый флоут). Разница между платежным флоутом и инкассируемым флоутом называется чистым флоутом:

 

Чистый флоут = платежный флоут – инкассируемый флоут

 

Чистый флоут также можно было бы определить как разницу между остатком в чековой книжке компании (или частного лица) и остатком, показанным в банковских книгах.

Вообще, хорошо действовать, имея положительное значение чистого флоута. Это значит, что компания способна получать чеки, выписанные ей, и использовать деньги, заплаченные ей относительно быстро. Те, кому она выписывает чеки действуют при клиринге чеков относительно менее эффективно, тем самым, позволяя компании пользоваться своими средствами еще какое то время после того, как она выписала чеки.

В основном чистый флоут компании – это функция ее способности ускорять инкассацию полученных чеков и замедлять выплату денег по выписанным ею чекам. Эффективно действующие компании делают все возможное, чтобы ускорить обработку поступающих чеков тем самым заставляя деньги работать быстрее, и в то же время стараются растягивать свои собственные платежи как можно дольше.

Отметим также, что когда клиент выписывает и отправляет по почте чек, то это не значит, что получающая компания может сразу же воспользоваться этими деньгами. Должен быть произведен процесс клиринга чека. Клиринг чеков – процесс превращения выписанного и отправленного по почте чека в деньги на счету ремитента. Банк сначала должен убедиться в том, что депонированный чек доброкачественный, а затем получить деньги из банка клиента прежде чем выдать деньги для их расходования.

Необходимо отметить, требуется довольно много времени(5–8 рабочих дней), чтобы компания обработала поступающие чеки и получила право пользоваться этими чеками. Сначала чек должен быть доставлен по почте, а затем пройти клиринг банковской системы прежде чем деньги можно будет пустить в дело. Особенно подвержены задержкам чеки, полученные из отдаленных городов, из-за того, что на пересылку по почте тратиться много времени, а также из-за того, что в этом процессе больше участников.

 

3.3 План использования сейфов.

Чтобы сократить задержки на почте и при клиринге чеков, можно прибегнуть к плану использования сейфов.

План использования сейфов – процедура применяемая для ускорения инкассации и сокращения времени прохождения средств через использование сейфов в почтовых отделениях плательщиков.

Например, компания продает товар клиентам по всей стране. Она может сделать так, что ее клиенты будут посылать платежи в сейфы почтовых отделений своих районов. Местный банк будет собирать чеки, проверять их на месте, а затем телеграфом переводить деньги в банк данной компании. Так можно сократить время инкассации на несколько дней.

Главное достоинство системы сейфов заключается в том, что чеки быстрее кладутся на депозит в банке и быстрее становятся инкассированным остатком, чем в том случае, когда они обрабатываются компанией перед их депозитированием. Другими словами, уничтожается лаг между моментом получения компанией чеков и моментом внесения их на счет в банке.

Главный недостаток организации системы сейфов – это издержки. Банк предоставляет некоторые услуги в дополнение к обычному клирингу чеков и требует за них компенсацию, обычно предпочитая увеличение депозитов. Поскольку такие издержки почти прямо пропорциональны числу чеков, помещенных на счет, система сейфов, как правило,  нерентабельна, если средняя сумма переводов невелика. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ОТНОШЕНИЯ С БАНКАМИ

4.1 Компенсационные остатки

 

Банки оказывают очень много услуг компаниям – они проводят клиринг чеков, осуществляют планы обеспечения сейфами для хранения чеков, снабжают данными о кредитах  и т.д.  Поскольку эти услуги стоят банку денег, он должен получить компенсацию за их предоставление.

Банки получают большую часть своего дохода от предоставления кредитов под процент, а большую часть средств, которые они ссужают, образуют вклады.

Сначала банки определяют стоимость услуг, предоставляемых  своим наиболее крупным клиентам, а затем оценивают средние остатки на счетах, необходимые, чтобы обеспечить  поступление достаточного дохода для компенсации этих издержек. Компании могут вносить прямые платежи за эти услуги, но часто они считают, что дешевле сохранять компенсационные остатки, чтобы избежать внесения платы банку за услуги.

В периоды, когда предложение кредитов ограничено, а процентные ставки высоки, банки часто настаивают, чтобы на счетах заемщиков оставались суммы, равные средним оговоренным  долям от суммы займов, в качестве условия предоставления ссуды. Если остаток больше, чем сохраняла бы компания в ином случае, то фактическая стоимость займа повышается; излишком остатка якобы «компенсируется» банк за то, что он предоставил заем под процент ниже того, который банк мог бы установить на эти деньги, если бы они были вложены в другом месте.

Компенсационные остатки можно определить:

       как абсолютный минимум (100 000у.е.), ниже которого фактический остаток никогда не должен опускаться ;

       как минимальный средний остаток (возможно 100 000у.е.) на какой то период (месяц).

Абсолютный минимум – это значительно более ограничительное требование, потому что общая сумма наличных денег, вкладываемых на месяц, должна превышать 100 000у.е.  на величину трансакционных остатков компании. В таком случае, с точки зрения компании, эти 100 000у.е. – «неиспользуемые деньги». В случае же с минимальным средним остатком в один день счет может упасть до нуля, зато в какой то другой день  он достигнет  200 000у.е. при средних 100 000у.е. за месяц. В таком случае эти 100 000у.е. можно использовать в сделках.

 

4.2.   Системы овердрафта

Управленние денежными  потоками  и  финансовое  планирование как его составная часть, безусловно, способствуют сокращению числа ситуаций несоответствия графиков поступления средств и графиков выплат. Тем не менее  компания не в состоянии контролировать  окружающую  среду и  не  выполнение обязательств  контрагентов не должно повлечь  задержку платежа  компании за приобритаемые  товары/услуги. В подобных ситуациях одним из наиболее удобных и доступных финансовых инструментов является овердрафт. Овердрафт представляет собой краткосрочный банковский кредит предоставляемый под встречные платежи на пополнение оборотных средств компании  для финансирования текущих платежных  разрывов. Предоставление  овердрафта, как правило осуществляется в рамках установленного в банке на компанию  лимита овердрафта. Лимит действует 12 месяцев, в течении которых компания может в любое время обратится в банк с заявкой на предоставление овердрафта  и  получить необходимые  средства  в самые  короткие сроки не более часа. Размер  лимита  овердрафта определяется  банком на основании чистых среднемесячных кредитовых оборотов компании по банковским счетам. Лимит овердрафта является возобновляемым, то есть по мере погашения обязательств по предыдущим траншам овердрафта лимит высвобождается  и компания  вновь может  обратится  в банк с новой заявкой на овердрафт. Срок  действия самого овердрафта  ограничивается 15  календарными днями, что обусловленно средней длительностью кассовых разрывов.

За пользование овердрафтом компания уплачевает вознагрождение по конкурентным ставкам (от 13% в тенге) и комиссию за риск (0,2 -  0,4%) от суммы предоставленного овердрафта. Комиссия  за риск  взимается банком  в  день предоставления овердрафта и компания получает ресуры уже за выче-том комиссии.

Погашение овердрафта производится несколькими способами:

       в порядке безакцептного списания банком всех сумм, поступающих на  счета компании, в счет погашения задолженности по овердрафту.

       самостоятельное погашение компанией задолженности по овердрафту пу-тем  предоставленния платежного документа в банк.

Наличие  свободного лимита овердрафта в  банке позволяет компании своев-ременно осуществлять необходимые платежи, поддерживать имидж платеже-способного партнера.

 

4.3 Счет с нулевыми остатками

Крупные компании часто открывают счета для особых целей, например для выплаты дивидендов. Предположим, что компания планирует выплатить дивиденды в размере 1,25 у.е. на каждую из 600 млн. своих акций, или всего 750 млн. у.е. Она могла бы депонировать  750 млн. у.е. на счет, а затем выписывать чеки своих акционеров. Но поскольку некоторые акционеры, наверняка, затянут с получением денег по своим дивидендным чекам, колоссальная сумма денег лежала бы на счете мертвым грузом. Одним из вариантов решения данной проблемы заключается в том, что открывается счет с нулевым остатком на который:

1) выписывали бы дивидендные чеки;

2) каждый день банк уведомлял бы компанию к 11 часам утра об общей сумме денег по чекам, предъявленным к оплате в тот день;

3) компания депонировала бы до 16 часов деньги на покрытие этих чеков. Компания получала бы эти деньги, переводя их с какого-либо активного депозитного счета, путем продажи рыночных ценных или путем займа на рынке коммерческих бумаг. Данная компания даже могла бы договорится о займе необходимых средств у самого банка. Таким образом, к концу каждого дня на счету не оставалось бы никаких денег.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в ходе выполнения данной работы пришли к следующим выводам:

         несмотря на то, что наличные денежные средства являются «мертвым» грузом, не приносящим дохода, существуют три основных мотива, побуждающих компании держать наличность: трансакционный, предупредительный, спекулятивный;

         для управления наличностью необходимо составление кассового плана, показывающего движение наличности (поступления, платежи и чистые платежи наличными) компании за указанный период времени;

         однако кроме тщательно подготовленного кассового плана есть другие элементы, составляющие хорошую программу управления наличностью, а именно:

        синхронизация потока денежных средств;

         использование флоута;

         план использования сейфов.

         банки оказывают очень много услуг компаниям – они проводят клиринг чеков, осуществляют планы обеспечения сейфами для хранения чеков и т.д.  Поскольку эти услуги стоят банку денег, он должен получить компенсацию за их предоставление;

         хотя можно использовать ряд методов, чтобы ограничить требования о денежном остатке, претворение в жизнь этих методов влечет за собой определенные затраты. Как правило, компания должна нести эти затраты до тех пор, пока предельные доходы превышают предельные расходы. Необходимо отметить, что управление денежными средствами – это элемент деловых операций, в котором присутствует эффект масштаба.

 

 

 

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.       Дж.К. Ван Хорн Основы управления финансами.: Пер. с англ. / ГЛ. серии Я.В. Соколов.-М:Финансы и статистика, 1999.-800с.

 

2.       Поляков В. П., Московкина Л. А. Основы денежного обращения и кредита - М.: "Инфра-М". 2001. - 426с.;

3.       Хорин А. Н. Отчёт о движении денежных средств. // Бухгалтерский учёт. 2002;

 

4.       Крейнина Н.Н. Финансовый менеджмент : Учебное пособие.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Дело и сервис», 2001.-400с.

 

5.       Юджин Ф. Бригхэм Энциклопедия финансового менеджмента: Сокр. пер. с англ. /Ред. кол.: А.М. Емельянов, В.В. Воронов, В.И. Кушлин и др. –5-е изд. - М.:РАГС; ОАО «Изд-во Экономика», 1998. – 823 с.

 

6.       Акулов В. Б., Акулова О. В. Экономическая теория: Учебное пособие. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2002;

 

7.       Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 618с.;

8.       Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Перспектива, 1999. – 405с.;

9.       http://www.finanalis.ru/litra/finanalis/?leaf=dvdensr.htm;

10.   http://www.ef.wwww4.com/;

 

 

 

 

 



Информация о работе Управление денежными средствами