Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 18:51, курсовая работа
Целью данной работы является разработка мероприятий по повышению финансовой устойчивости предприятия.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Содержание и основные понятия финансовой устойчивости 5
1.2. Основные приёмы оценки финансового состояния 9
1.3. Проблемы анализа финансового состояния предприятия 15
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
2.1. Оценка финансового состояния предприятия 19
2.2. Анализ финансовой устойчивости предприятия 22
2.3. Оценка структуры источников средств предприятия 30
3. УПРАВЛЕНИЕ ФННАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЭЛЕКТРОАГРЕГАТ») 34
3.1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 34
3.2. Оценка финансовой устойчивости предприятия 39
3.3. Выбор рациональной структуры источников средств предприятия 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Несмотря на растущее бремя процентов, из-за нарастания платежно-расчетного кризиса предприятие вынуждено вновь и вновь прибегать к помощи кредита (как банковского, так и коммерческого), в результате чего собственные источники формирования оборотных средств по существу почти полностью заменяются заемными. Следовательно, необходимо тщательнейшим образом подходить к вопросу целесообразности привлечения заемных средств [7, с.328].
Другая важнейшая проблема финансового управления, решению которой необходимо уделять особое внимание — формирование рациональной структуры источников средств предприятия. Достаточный объем собственных средств обеспечивает развитие предприятия и укрепляет его независимость, подпитывает доверие партнеров, поставщиков, клиентов и кредиторов. Но не следует занижать и роль заемных средств в жизни предприятия. При формировании рациональной структуры источников средств исходят обычно из общей целевой установки: найти такое соотношение между заемными и собственными средствами, при котором доходность предприятия будет наивысшей. Чрезвычайно высокий удельный вес заемных средств в пассивах свидетельствует о повышенном риске банкротства. Если же предприятие предпочитает обходиться собственными средствами, то риск банкротства ограничивается, но это наводит на мысль, что предприятие не преследует цели максимизации прибыли. Каково же должно быть оптимальное сочетание между собственными и привлеченными финансовыми ресурсами, как оно повлияет на прибыль? Эта взаимосвязь характеризуется категорией финансового рычага. Эффект финансового рычага — это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего. Предприятие, использующее только собственные средства, ограничивает их рентабельность экономической рентабельностью, «урезанной» на величину ставки налогообложения (СН):
РСС = (1 - СН) × ЭР, (17)
где РСС — рентабельность собственных средств;
ЭР — экономическая рентабельность активов предприятия.
Предприятие, использующее кредит, увеличивает либо уменьшает рентабельность собственных средств, в зависимости от соотношения собственных и заемных средств в пассиве и от величины процентной ставки. Тогда и возникает эффект финансового рычага (ЭФР):
РСС = (1 - СН) × ЭР + ЭФР,
Он возникает из-за расхождения
между экономической
СРСП = ФИ/ЗС, (19)
где ФИ - все фактические финансовые издержки по всем кредитам за анализируемый период;
ЗС - общая сумма заёмных средств, используемых в анализируемом периоде.
По действующему законодательству проценты по кредитам банков относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах устанавливаемого Центральным банком норматива, увеличенного на три процентных пункта, и поэтому не включаются в расчет СРСП. Остальная же часть процента, равно как и расходы по страхованию кредитов, а также проценты по займам, полученным от небанковских юридических лиц и граждан, относятся на счет прибыли после налогообложения, и увеличивает фактические финансовые издержки по заемным средствам.
Первая составляющая эффекта финансового рычага - дифференциал - разница между экономической рентабельностью активов и СРСП по заемным средствам (скорректированная на ставку налогообложения):
Дифференциал финансового=(1 - СН)×(ЭР - СРСП), (20)
рычага
Вторая составляющая - плечо финансового рычага - характеризует силу воздействия финансового рычага. Это соотношение между заемными средствами (ЗС) и собственными средствами (СС).
В совокупности эти составляющие представляют эффект финансового рычага (ЭФР):
Уровень ЭФР = (1 - СН)×(ЭР - СРСП)×ЗС/СС,
Этот способ открывает широкие возможности по определению безопасного объема заемных средств, расчету условий кредитования, а в сочетании с формулой (18) - и по облегчению налогового бремени для предприятия. Эффект финансового рычага будет тем больше, чем больше будет экономическая рентабельность инвестиций по сравнению со ставкой процентов по займу и чем больше будет соотношение заемных и собственных средств. Важно осознать глубокое противоречие и неразрывную связь между дифференциалом и плечом финансового рычага. При наращивании заемных средств финансовые издержки по «обслуживанию долга», как правило, утяжеляют среднюю расчетную ставку процента и это (при ЭР = const) ведет к сокращению дифференциала. Но несмотря на это, эффект финансового рычага может возрастать благодаря опоре на плечо финансового рычага. В связи с этим в финансовом менеджменте существуют следующие правила:
При этом не стоит увеличивать любой ценой плечо финансового рычага, а необходимо регулировать его в зависимости от дифференциала. В отдельные периоды жизни предприятия бывает целесообразно сначала прибегнуть к мощному воздействию на финансовый рычаг, а затем ослабить его; в других случаях следует соблюдать умеренность в наращивании заемных средств. А также следует иметь в виду, что предприятие вне экстремальных условий не должно полностью исчерпывать свою заемную способность. Всегда должен оставаться резерв «заемной силы», чтобы в случае необходимости покрыть недостаток средств кредитом без превращения дифференциала в отрицательную величину (использование заемных средств только тогда будет давать дополнительную выгоду, когда ЭР больше СРСП). Многие западные экономисты считают, что золотая середина близка к 30 - 50%, то есть что эффект финансового рычага оптимально должен быть равен одной трети - половине уровня экономической рентабельности активов. Тогда эффект финансового рычага способен как бы компенсировать налоговые изъятия и обеспечить собственным средствам достойную отдачу [2, с.61].
Таким образом, привлекая заёмные средства, предприятие может быстрее и масштабнее выполнять свои задачи по развитию в соответствии с поставленной целью, то есть осуществлять стратегическое управление. При этом проблема для финансового менеджера не в том, чтобы исключить все риски вообще, а в том, чтобы принять разумные, рассчитанные риски в пределах дифференциала.
3
Управление финансовой
3.1.Анализ финансово-
Открытое акционерное общество «Электроагрегат» – промышленное предприятие, специализирующееся на выпуске передвижных и стационарных источников энергоснабжения. Это производство является основным направлением деятельности предприятия, также предприятие выпускает товары народного потребления. ОАО имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный счета. Высшим органом акционерного общества является общее собрание акционеров.
Внутренняя
среда предприятия стабильна
и не создает никаких барьеров
в достижении целей предприятия:
организационная структура
Внешнюю
среду предприятия, как и у
других предприятий, из-за экономического
положения в стране можно считать
нестабильной. Из-за неплатежеспособности
других предприятий-покупателей
Любое предприятие, независимо от сферы его деятельности должно вести бухгалтерскую отчетность и проводить финансовый анализ результатов своей деятельности за различные периоды времени. Рассмотрим форму №1 предприятия за 2000 год (см. прил. А) и 2001 год (см. прил. Б). Для анализа данных баланса составим агрегированный баланс предприятия (Приложение 2).
Проанализировав агрегированный баланс предприятия в динамике за три года можно сделать вывод, что имущество предприятия к концу 2001 года по сравнению с 2000 годом увеличилось на 25185 тыс. руб. или на 21,7%. Рост имущества был вызван увеличением оборотных активов на 24666 тыс. руб. и внеоборотных активов на 519 тыс. руб.
Увеличение
стоимости оборотных активов
произошло за счёт всех их составляющих,
соответственно увеличилась доля оборотных
активов в имуществе
Источники финансирования предприятия в 2001 году увеличились на 25185 тыс. руб. или на 21,7%, их рост был вызван увеличением заёмного капитала. Собственный капитал предприятия увеличился в 2000 году на 6400 тыс. руб. или на 9,3%,в 2001 году на 9703 тыс. руб. или на 12,9%, но при этом уменьшилась доля собственных средств в источниках финансирования с 64,96% в 2000 году до 60,25% в 2001 году. Тем не менее, собственный капитал составляет более 50%. Заёмный капитал увеличился на 15482 тыс. руб., его рост связан в основном с увеличением кредиторской задолженности. Для предприятия это благоприятно, так как эти средства оно привлекает в свой оборот.
На 4522 тыс. руб. увеличилась статья краткосрочные кредиты и займы. Это неблагоприятно, так как краткосрочные кредиты самый дорогостоящий источник финансирования. Однако их увеличение не создаёт угрозы финансовой независимости предприятия, поскольку доля краткосрочных кредитов в 2000 году составила 13,35%, в 2001 году 14,17% от источников финансирования. У предприятия в 2000 - 2001 годах отсутствуют долгосрочные обязательства, что с одной стороны плохо, так как снижает возможность капитальных вложений, с другой стороны у предприятия достаточно собственных источников финансирования.
Для более точного анализа
Таблица 2
Анализ прибыли предприятия
ПОКАЗАТЕЛИ |
1999 год |
2000 год |
2001 год |
Абсолютное отклонение, (+, -) |
Темп роста, % | |||||
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
1999- 2000 |
2000- 2001 |
1999 2000 |
2000- 2001 | |
1.Выручка от реализации продукции |
87186 |
1446,8 |
177708 |
1473,3 |
247914 |
831,4 |
90522 |
70206 |
203,8 |
139,5 |
2.Себестои-мость |
78847 |
1308,4 |
158353 |
1312,8 |
205623 |
689,6 |
79506 |
47270 |
200,8 |
129,9 |
3.Коммерческие расходы |
1180 |
19,6 |
2340 |
19,4 |
5522 |
18,5 |
1160 |
3182 |
198,3 |
235,9 |
4.Управленчес-кие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5.Прибыль от продаж |
7159 |
118,8 |
17015 |
141,1 |
36769 |
123,3 |
9856 |
19754 |
237,6 |
216,1 |
6.% к получению |
16 |
0,27 |
49 |
0,41 |
42 |
0,14 |
33 |
-7 |
306,3 |
85,7 |
7.% к уплате |
- |
- |
1880 |
15,6 |
3807 |
12,8 |
1880 |
1927 |
- |
202,5 |
8.Доходы от участия в других организациях |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9.Прочие операционные доходы |
10 |
0,17 |
178 |
1,48 |
75 |
0,25 |
168 |
-103 |
1780 |
42,1 |
10.Прочие операционные расходы |
1642 |
27,3 |
3224 |
26,7 |
2696 |
9,0 |
1582 |
-528 |
196,3 |
83,6 |
11.Внереализа- ционные доходы |
948 |
15,7 |
232 |
1,9 |
159 |
0,53 |
-716 |
-73 |
24,5 |
68,5 |
12.Внереализа- ционные расходы |
465 |
7,7 |
308 |
2,6 |
724 |
2,4 |
-157 |
416 |
66,2 |
235,1 |
13.Прибыль до налогообло- жения |
6026 |
100 |
12062 |
100 |
29818 |
100 |
6036 |
17756 |
200,2 |
247,2 |
14.Чистая прибыль |
4410 |
73,2 |
7553 |
62,6 |
19259 |
64,6 |
3143 |
11706 |
171,3 |
254,9 |