Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:54, курсовая работа
Целью данной работы является на основе проведенного исследования охарактеризовать роль оборотных средств в деятельности предприятия, познать основы эффективного управления оборотными средствами в целом и в разрезе отдельных элементов оборотных средств, выявить факторы, влияющие на эффективность использования оборотных средств, и наметить основные пути повышения качества их использования, что, как правило, приводит к повышению эффективности деятельности предприятия в целом.
Введение
Глава 1. Понятие и формирование оборотного капитала
1.1. Экономическое содержание оборотного капитала и его классификация
1.2. Источники формирования оборотного капитала
Глава 2. Особенности управления оборотными средствами предприятия
2.1. Управление запасами предприятия
2.2. Управление дебиторской задолженностью
2.3. Управление денежными средствами и их эквивалентами
Глава 3. Анализ эффективности использования оборотных средств
3.1. Система показателей эффективности использования оборотных средств
3.2. Пути улучшения использования оборотных средств предприятия
Заключение
Список литературы
Применение коэффициента нарастания затрат объясняется тем, что материальные затраты поступают в производство в начале производственного цикла, а все остальные затраты (заработная плата и накладные расходы) – равномерно в течение всего производственного цикла. Естественно, что чем позже затраты вступают в производство, тем меньше они там находятся и тем, следовательно, меньше объем незавершенного производства. Коэффициент нарастания затрат всегда меньше единицы, и, следовательно, норма оборотных средств в незавершенном производстве всегда меньше длительности производственного цикла.
Коэффициент нарастания затрат определяется по формуле:
Кн.з = (М + 0,5Рп) ∕ С,
где М – плановые затраты на основные материалы; Рп – прочие элементы затрат; С – плановая себестоимость детали или изделия.
В расчет берется только половина прочих элементов затрат, так как они нарастают постепенно и относительно равномерно в течение всего производственного цикла. При большой номенклатуре деталей нормы оборотных средств рассчитываются по деталям – представителям, изделиям – представителям. В целом по цеху норма оборотных средств определяется как средневзвешенная величина.
Потребность в оборотных средствах как сумма потребностей отдельных цехов является нормативом оборотных средств в незавершенном производстве на планируемый год в целом по предприятию. Норма оборотных средств в целом по предприятию определяется путем деления полученного норматива на однодневный плановый выпуск продукции по производственной себестоимости в том же году и предназначена для расчета норматива оборотных средств при годовом планировании в течение ряда лет.
При массовом производстве норматив оборотных средств на незавершенное производство исчисляется как сумма рассчитанных в количественном и денежном выражении заделов деталей и узлов на всех стадиях производственного цикла. Размеры заделов в каждом цехе в натуральном выражении устанавливаются производственным отделом предприятия. Потребность в оборотных средствах на незавершенное производство в цехах определяется путем умножения плановой себестоимости деталей, узлов и изделий на величину их задела в натуральном выражении.
При единичном и мелкосерийном производстве потребность в оборотных средствах рассчитывается путем умножения однодневного выпуска продукции по производственной себестоимости на норму незавершенного производства в днях.
Норма оборотных средств определяется так же, как при серийном производстве, т.е. путем умножения длительности производственного цикла изделия на коэффициент нарастания затрат. При этом расчет ведется по изделиям, а не по деталям. При большой номенклатуре изделий расчет проводится по изделиям-представителям.
Нормирование оборотных средств в запасах готовой продукции. К готовой продукции относятся законченные изготовлением и принятые отделом технического контроля изделия. Норматив оборотных средств по готовой продукции рассчитывается как произведение однодневного выпуска продукции по производственной себестоимости и нормы оборотных средств в днях. Норма оборотных средств включает время, необходимое для подготовки готовой продукции к реализации и определяется количеством дней с момента приемки продукции на склад до сдачи платежных документов в банк или до ее оплаты. Время подготовки готовой продукции к реализации зависит от ряда факторов, основными из которых являются: комплектация продукции по заказам; взвешивание и упаковка готовой продукции; накопление готовой продукции в объеме транзитной нормы (вместимость одного железнодорожного вагона или контейнера); приемка представителем заказчика; время на неподачу железнодорожных вагонов; погрузка готовой продукции; выписка платежных документов и сдача их в банк.
Норму оборотных средств можно определить как сумму всех вышеперечисленных факторов или как среднее время нахождения готовой продукции на складе между двумя отгрузками.
Например, предприятие в IV квартале текущего года отгружало продукцию своим потребителям 10 раз. Следовательно, норма оборотных средств будет равна 9 дням (90:10). При однодневном выпуске готовой продукции на сумму 32 тыс. руб. норматив оборотных средств по ним будет равен 288 тыс. руб. (32 тыс. руб. ∙ 9).
При большой номенклатуре выпускаемой продукции расчетом должно быть охвачено не менее 70-80% планируемого выпуска готовой продукции. Полученная средневзвешенная норма оборотных средств распространяется на всю готовую продукцию. [9, с. 115-120]
В управлении запасами часто прибегают к объемно-стоимостному анализу, т.е. разделению номенклатуры на группы в соответствии с объемами реализации по позициям. В большинстве случаев объемно-стоимостной анализ показывает, что основной объем реализации (70-80%) обеспечивается весьма немногими номенклатурными позициями (10-20%). Соответственно издержки управления запасами в основном зависят от динамики по этой ограниченной номенклатуре.
Это свойство запасов позволяет применять при управлении ими принцип Парето: в первую очередь подлежат контролю позиции, обладающие наибольшим объемом реализации, или наибольшей рублевой активностью. При проведении объемно-стоимостного анализа вся номенклатура запасов делится на две группы: запасы с высокой рублевой активностью, т.е. обеспечивающие основной объем реализации, и запасы с низкой рублевой активностью. Если желательно подразделить запасы более чем на две классификационные группы, то прибегают к системе АВС-анализа. По этой системе запасы подразделяются на три группы: «А», «В» и «С».
Группа «А» включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов, которые требуют постоянного и скрупулезного учета и контроля (возможно даже ежедневного). Для этих ресурсов обязателен расчет оптимального размера заказа.
Группа «В» составлена из тех видов товарно-материальных запасов, которые в меньшей степени важны для организации и которые оцениваются и проверяются при ежемесячной инвентаризации; для товарно-материальных запасов этой группы, как и группы «А», приемлемы методики определения оптимального размера заказа.
Группа «С» включает широкий ассортимент оставшихся малоценных видов товарно-материальных запасов, закупаемых обычно в большом количестве.
Классификация АВС-анализа позволяет сосредоточиться на контроле только за наиболее важными видами товарно-материальных ценностей (группы «А» и «В») и тем самым сэкономить время, ресурсы и повысить эффективность управления. [11, с. 50-52]
2.2. Управление дебиторской задолженностью
Управление дебиторской задолженностью предполагает:
определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции;
анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
контроль расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности;
определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов;
определение условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.
Получение платежей от дебиторов является одним из основных источников поступления средств на предприятие. [5, с. 196]
Средства в дебиторской задолженности свидетельствуют о временном отвлечении средств из оборота предприятия, что вызывает дополнительную потребность в ресурсах и может привести к напряженному финансовому состоянию.
Дебиторская задолженность может быть допустимой, т.е. обусловленной действующей системой расчетов, и недопустимой, свидетельствующей о недостатках в финансово хозяйственной деятельности. В целях предотвращения потерь и признания предприятия несостоятельным каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к всемерному сокращению дебиторской задолженности.
Существуют различные виды дебиторской задолженности: товары отгруженные; расчеты с дебиторами за товары и услуги; расчеты по полученным векселям; расчеты с дочерними предприятиями, с бюджетом, с персоналом по прочим операциям; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам; задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал; расчеты с прочими дебиторами. [3, с. 128-129]
Дефицит денежных средств в экономике заставил предприятия изменить условия реализации своей продукции, что в свою очередь изменило существовавшие ранее отношения с покупателями и практику получения денег и потребовало от предприятий выработки новой политики предоставления кредита и инкассации.
Неоднородное влияние инфляции на различные группы товаров усложнило координацию политики в области закупок и политики продаж, что повысило значимость внедрения эффективных процедур инкассации.
Учет реальных издержек или выгод от принимаемых кредитных решений может использоваться как инструмент расширения продаж и повышения оборачиваемости текущих активов.
Перечислим основные приемы управления дебиторской задолженностью:
учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности;
АВС-анализ в отношении дебиторов;
анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров;
оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;
уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;
контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
определение конкретных размеров скидок по досрочной оплате;
оценка возможности факторинга – продажи дебиторской задолженности.
Предприятие реализует свою продукцию, предоставляя отсрочку покупателям не более 30 дней. На практике нередки задержки платежей сверх этого срока.
Реальное представление о погашении счетов дебиторов дает взвешенное старение дебиторской задолженности. Из-за просроченной дебиторской задолженности средний реальный срок оплаты счетов дебиторами больше установленного на 38 дней.
Анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения:
позволяет оценить эффективность и сбалансированность политики кредита и предоставления скидок;
определяет области, в которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов;
дает базу для создания резерва по сомнительным долгам;
позволяет сделать прогноз поступлений средств.
Чтобы иметь более реальную оценку средств, которые в перспективе сможет получить предприятие от дебиторов, нужно попытаться оценить вероятность безнадежных долгов в группах по срокам возникновения задолженности. Оценку можно сделать на основе экспертных данных либо используя накопленную статистику. По сомнительным долгам должен быть сформирован резерв.
В целях максимизации притока денежных средств предприятию следует разработать системы договоров с гибкими условиями относительно сроков и форм оплаты:
предоплата обычно предполагает наличие скидки;
частичная предоплата сочетает предоплату и продажу в кредит;
передача на реализацию предусматривает, что предприятие сохраняет права собственности на товары, пока не будет получена оплата за них;
выставление промежуточного счета эффективно при долгосрочных контрактах и обеспечивает регулярный приток денежных средств по мере выполнения отдельных этапов работы;
банковская гарантия предполагает, что банк будет возмещать необходимую сумму в случае неисполнения обязательств дебитором;
гибкое ценообразование используется для защиты предприятия от инфляционных убытков.
Скидки в контрактах целесообразны в случаях:
если они приводят к увеличению объема продаж и более высокой общей прибыли;
если предприятие испытывает дефицит денежных средств (скидки могут быть предоставлены в целях увеличения притока денег, даже когда в отдаленной перспективе общий финансовый результат от конкретной сделки будет отрицательным);
ранней оплаты. При прочих равных условиях таким скидкам должно отдаваться предпочтение перед штрафами за просроченную плату. Это связано с тем, что более высокая прибыль ведет к повышению налогов, а скидки приведут к снижению налогооблагаемой базы.
Скидки целесообразны почти во всех случаях: поощрение действует лучше, чем штраф.
В условиях инфляции любая отсрочка платежа ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции. Попытаемся оценить возможность предоставления скидок при досрочной оплате.
Предположим, предприятие вынуждено компенсировать увеличение дебиторской задолженности за счет краткосрочных кредитов банков.
При поиске равновесия между дебиторской и кредиторской задолженностью необходимо оценивать условия кредита поставщиков сырья и материалов с точки зрения уменьшения издержек или увеличения выгоды, получаемой предприятием.
Коэффициент инкассации (Кi) выражает процент денежных поступлений, ожидаемых от продаж в соответствующем интервале времени от момента реализации:
Кi = Изменение дебиторской задолженности в интервале i / Продажи месяца j,
где j – месяц отгрузки;
i – интервал времени от момента реализации (соответствующий месяц или месяцы).
Информация о работе Управление оборотными средствами предприятия