Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:08, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть политику привлечения заемных средств на предприятии и выявить пути совершенствования привлечения заемных средств.
Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:
Изучить стоимостную концепцию финансового менеджмента;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Содержание и структура заёмного капитала
1.2. Методы оптимизации структуры капитала
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ В ООО «МИКАН»
2.1. Технико-экономическая характеристика ООО «Микан»
2.2. Анализ использования финансовых ресурсов ООО «Микан»
2.3. Проблемы привлечения внешних финансовых ресурсов ООО «Микан»
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ В ООО «МИКАН»
3.1. Недостатки управления капиталом
3.2. Пути улучшения управления капиталом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анализ финансовой устойчивости предприятия позволяет оценить степень стабильности его финансового развития и уровень финансовых рисков, генерирующих угрозу его банкротства [2, c.235-237].
На третьей стадии анализа оценивается эффективность использования капитала в целом и отдельных его элементов. В процессе проведения такого анализа рассчитываются и рассматриваются в динамике следующие основные показатели:
а) период оборота капитала. Он характеризует число дней, в течение которых осуществляется один оборот собственных и заемных средств, а также капитала в целом. Чем меньше период оборота капитала, тем выше при прочих равных условиях эффективность его использования на предприятии, так как каждый оборот капитала генерирует определенную дополнительную сумму прибыли;
б) коэффициент рентабельности всего используемого капитала. По своему численному значению он соответствует коэффициенту рентабельности совокупных активов, т.е. характеризует уровень экономической рентабельности;
в) коэффициент рентабельности собственного капитала. Этот показатель, характеризующий достигнутый уровень финансовой рентабельности предприятия, является одним из наиболее важных, так как он служит одним из критериев формирования оптимальной структуры капитала.
г) капиталоотдача. Этот показатель характеризует объем реализации продукции, приходящейся на единицу капитала, т.е. в определенной мере служит измерителем эффективности операционной деятельности предприятия;
д) капиталоемкость реализации продукции. Он показывает, какой объем капитала задействован для обеспечения выпуска единицы продукции и является базовым для моделирования потребности в капитале в предстоящем периоде с учетом отраслевых особенностей операционной деятельности.
2. Существует ряд объективных и субъективных факторов, учет которых позволяет целенаправленно формировать структуру капитала, обеспечивая условия наиболее эффективного его использования на каждом конкретном предприятии. Основными из этих факторов являются:
• Отраслевые особенности операционной деятельности предприятия. Характер этих особенностей определяет структуру активов предприятия, их ликвидность. Предприятия с высоким уровнем фондоемкости производства продукции в силу высокой доли внеоборотных активов, имеют обычно более низкий кредитный рейтинг и вынуждены ориентироваться в своей деятельности на использование собственного капитала. Кроме того, характер отраслевых особенностей определяет различную продолжительность операционного цикла. Чем ниже период операционного цикла, тем в большей степени (при прочих равных условиях) может быть использован предприятием заемный капитал.
• Стадия жизненного цикла предприятия. Растущие предприятия, находящиеся на ранних стадиях своего жизненного цикла и имеющие конкурентоспособную продукцию, могут привлекать для своего развития большую долю заемного капитала, хотя для таких предприятий стоимость этого капитала может быть выше среднерыночной (на предприятиях, находящихся на ранних стадиях своего жизненного цикла, уровень финансовых рисков более высокий, что учитывается их кредиторами). В то же время предприятия, находящиеся в стадии зрелости, в большей мере должны использовать собственный капитал.
• Конъюнктура товарного рынка. Чем стабильней конъюнктура этого рынка, а соответственно и стабильней спрос на продукцию предприятия, тем выше и безопасней становится использование заемного капитала. И наоборот — в условиях неблагоприятной конъюнктуры и сокращения объема реализации продукции использование заемного капитала ускоренно генерирует снижение уровня прибыли и риск потери платежеспособности; в этих условиях необходимо оперативно снижать коэффициент финансового левериджа за счет уменьшения объема использования заемного капитала [2, c.237-239].
• Конъюнктура финансового рынка. В зависимости от состояния этой конъюнктуры возрастает или снижается стоимость заемного капитала. При существенном возрастании этой стоимости дифференциал финансового левериджа может достичь отрицательного значения. В свою очередь, при существенном снижении этой стоимости резко снижается эффективность использования долгосрочного заемного капитала (если кредитными условиями не оговорена соответствующая корректировка ставки процента за кредит). Наконец, конъюнктура финансового рынка оказывает влияние на стоимость привлечения собственного капитала из внешних источников — при возрастании уровня ссудного процента возрастают и требования инвесторов к норме прибыли на вложенный капитал.
• Уровень рентабельности операционной деятельности. При высоком значении этого показателя кредитный рейтинг предприятия возрастает и оно расширяет потенциал возможного использования заемного капитала. Однако в практических условиях этот потенциал часто остается невостребованным в связи с тем, что при высоком уровне рентабельности предприятие имеет возможность удовлетворять дополнительную потребность в капитале за счет более высокого уровня капитализации полученной прибыли. В этом случае собственники предпочитают инвестировать полученную прибыль в собственное предприятие, обеспечивающее высокий уровень отдачи капитала, что при прочих равных условиях снижает удельный вес использования заемных средств.
• Коэффициент операционного левериджа. Рост прибыли предприятия обеспечивается совместным проявлением эффекта операционного и финансового левериджа. Поэтому предприятия с растущим объемом реализации продукции, но имеющие в силу отраслевых особенностей ее производства низкий коэффициент операционного левериджа, могут в гораздо большей степени (при прочих равных условиях) увеличивать коэффициент финансового левериджа, т.е. использовать большую долю заемных средств в общей сумме капитала.
• Отношение кредиторов к предприятию. Как правило, кредиторы при оценке кредитного рейтинга предприятия руководствуется своими критериями, не совпадающими иногда с критериями оценки собственной кредитоспособности предприятием. В ряде случаев, несмотря на высокую финансовую устойчивость предприятия, кредиторы могут руководствоваться и иными критериями, которые формируют негативный его имидж, а соответственно снижают и его кредитный рейтинг. Это оказывает соответствующее отрицательное влияние на возможность привлечения предприятием заемного капитала, снижает его финансовую гибкость, т.е. возможность оперативно формировать капитал за счет внешних источников [15, c.176].
• Уровень налогообложения прибыли. В условиях низких ставок налога на прибыль или использования предприятием налоговых льгот по прибыли, разница в стоимости собственного и заемного капитала, привлекаемого из внешних источников, снижается. Это связано с тем, что эффект налогового корректора при использовании заемных средств уменьшается. В этих условиях более предпочтительным является формирование капитала из внешних источников за счет эмиссии акций (привлечения дополнительного паевого капитала). В то же время при высокой ставке налогообложения прибыли существенно повышается эффективность привлечения заемного капитала.
• Финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия. Неприятие высоких уровней рисков формирует консервативный подход собственников и менеджеров к финансированию развития предприятия, при котором его основу составляет собственный капитал. И наоборот, стремление получить высокую прибыль на собственный капитал, невзирая на высокий уровень рисков, формирует агрессивный подход к финансированию развития предприятия, при котором заемный капитал используется в максимально возможном размере.
• Уровень концентрации собственного капитала. Для того, чтобы сохранить финансовый контроль за управлением предприятием (контрольный пакет акций или контрольный объем паевого вклада), владельцам предприятия не хочется привлекать дополнительный собственный капитал из внешних источников, даже, несмотря на благоприятные к этому предпосылки. Задача сохранения финансового контроля за управлением предприятием в этом случае является критерием формирования дополнительного капитала за счет заемных средств. С учетом этих факторов управление структурой капитала на предприятии сводится к двум основным направлениям — 1) установлению оптимальных для данного предприятия пропорций использования собственного и заемного капитала; 2) обеспечению привлечения на предприятие необходимых видов и объемов капитала для достижения расчетных показателей его структуры.
3. Оптимизация структуры капитала по критерию максимизации уровня финансовой рентабельности. Для проведения таких оптимизационных расчетов используется механизм финансового левериджа.
4. Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации его стоимости. Процесс этой оптимизации основан на предварительной оценке стоимости собственного и заемного капитала при разных условиях его привлечения и осуществлении многовариантных расчетов средневзвешенной стоимости капитала.
5. Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации уровня финансовых рисков. Учет фактора риска в процессе управления капитала предприятия сопровождает подготовку практически всех управленческих решений. Концепция учета фактора риска состоит в объективной оценке его уровня с целью обеспечения формирования необходимого уровня доходности финансовых операций, связанных с использованием капитала, и разработки системы мероприятий, минимизирующих его негативные финансовые последствия для хозяйственной деятельности предприятия [2, c.242-243].
6. Формирование показателя целевой структуры капитала. Процесс оптимизации предполагает установление целевой структуры капитала. Под целевой структурой капитала понимается соотношение собственных и заемных финансовых средств предприятия, которое позволяет в полной мере обеспечить достижение избранного критерия ее оптимизации. Конкретная целевая структура капитала обеспечивает заданный уровень доходности и риска в деятельности предприятия, минимизирует средневзвешенную его стоимость или максимизирует рыночную стоимость предприятия. Показатель целевой структуры капитала предприятия отражает финансовую идеологию его собственников или менеджеров и входит в систему стратегических целевых нормативов его развития.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Микан», именуемое в дальнейшем «Общество», создано на основании Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и зарегистрированного Городской управой г. Калуги 23.12.2002г.
Общество осуществляет свою деятельность на основании Устава и в полном соответствии законодательством РФ.
ООО «Микан» является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Общество действует на принципах самофинансирования, имеет свои оборотные средства. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права. Нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде.
ООО «Микан» имеет самостоятельность баланс, печать со своим полным фирменным наименованием, бланки, штампы, удостоверения, товарный знак, счета в банковских учреждениях.
Предметом деятельности Общества является выполнение работ, оказание услуг физическим и юридическим лицам в различных сферах хозяйственной деятельности, таких как сдача в наем помещений для временного проживания граждан. В связи с этим организация взаимодействует с: ОАО «Калужская сбытовая компания» (электроэнергия), ООО «Калужский областной водоканал» (водоснабжение и канализация), МУП «Калугатеплосеть» (теплоэнергия), ООО «Спецавтохозяйство» (вывоз ТБО), МУП «Полигон ТБО), ЗАО «Химчистка» (стирка белья), ООО «Касби ПТД» (обслуживание ККМ), ОАО «Центртелеком» и ОАО «Ростелеком» (связь и телефон). Потребителями в этой сфере услуг являются: ООО «Центр дорожно-мостового проектирования «Магистраль» (г. Воронеж), ГУ «Центр занятости населения Жиздренского района», ГУ «Центр занятости населения Ульяновского района», ГУ «Центр занятости населения Сухиничского района», ГУ Тульской области «Центр занятости населения города Суворова»
Состояние и изменение собственного и заемного капитала, а также структуры заемного капитала имеет большое значение для инвесторов. Динамика источников имущества предприятия представлена в таблице 2.
Как показывают данные таблицы 2 в структуре источников финансирования организации за три года произошли некоторые изменения. В 2008 году резко увеличилась доля заемного капитала в совокупном капитале организации (с 18,76% до 40,48% или на 21,72 процентных пункта). Соответственно, на столько же снизилась доля собственного капитала. Это произошло в результате значительного увеличения суммы краткосрочных обязательств на 50502 тыс. руб., а они возросли за счет увеличения суммы кредиторской задолженности. Все вышесказанное характеризует отрицательную тенденцию 2008 года. Положительным моментом в этом периоде можно назвать увеличение собственного капитала на 33850 тыс. руб. за счет прибыли отчетного года, и соответствующее увеличение ее доли в собственном капитале на 30,61%.
За 2009 год доля собственного капитала увеличилась на 8,11%. Соответственно, на столько же снизилась доля заемного капитала. Это снижение произошло за счет уменьшения краткосрочных обязательств на 27726 тыс. руб., а они снизились за счет суммы кредиторской задолженности на 70,95% (38448 тыс. руб.). В составе заемных средств обозначились прочие обязательства, но они не повлияли на увеличение заемного капитала.
Величина собственного капитала уменьшилась на 17936 тыс. руб. Это произошло в результате снижения нераспределенной прибыли в 2009 году. Темпы роста источников финансирования в 2008 году превышают темпы роста источников финансирования в 2009 году. В анализируемом периоде произошел перелом в соотношении собственного и заемного капитала в пользу собственного (81,12%).
Информация о работе Управление заемным капиталом предприятия