Условия образования бюджетного профицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 12:01, реферат

Описание

Бюджетный профицит представляет собой положительное сальдо бюджета. Положительное сальдо бюджета – это превышение доходов государственного бюджета над его расходами, используется как инструмент фискальной политики для понижения уровня совокупного спроса.

Работа состоит из  1 файл

Условия образования бюджетного профицита.docx

— 23.88 Кб (Скачать документ)

 

 

 Условия образования бюджетного профицита

Бюджетный профицит представляет собой  положительное сальдо бюджета. Положительное сальдо бюджета – это превышение доходов государственного бюджета над его расходами,  используется как инструмент фискальной политики для понижения уровня совокупного спроса. 

 Возможно три состояния  бюджетного фонда – дефицитное, профицитное и сбалансированное. Они отражают соотношение доходной и расходной частей бюджета. 

 Когда расходы превышают  его доходы, образуется отрицательное  бюджетное сальдо, или дефицит  бюджета. При сбалансированном  бюджете государственные доходы  равняются расходам. В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета.

В теории и практике бюджетирования различают два вида профицита:

· первичный профицит – как разница между всей суммой доходов бюджета и непроцентными расходами, т.е. всеми расходами без выплаты и обслуживания внутреннего и внешнего государственного долга;

· конечный профицит – как разница между всей суммой доходов бюджета и всей, включая оплату и обслуживание долга, суммой расходов.

В отношении доходов и  расходов к бюджету применима  такая характеристика, как устойчивость. Устойчивость бюджета, по мнению  Ю.Г. Щвецова, О.В. Бутаковой можно представить 4 типами его состояния:

· абсолютно устойчивым;

· нормальным;

· неустойчивым;

· кризисным 

Абсолютно устойчивое состояние  бюджета возможно при условии, если значение минимальных расходов меньше значения собственных доходов бюджета.

Нормальное состояние  бюджета характеризуется равными  значениями минимальных расходов и  собственных доходов бюджета.

Неустойчивое состояние  бюджета характеризуется тем, что  для покрытия минимальных расходов дополнительно к собственным  доходам бюджета привлекаются средства федерального бюджета и другие финансовые ресурсы (свободные остатки собственных  средств). 

 Кризисное состояние  бюджета возникает при условии,  если абсолютное значение минимальных  расходов больше значения консолидированных  доходов бюджета.

Существует три концепции  балансирования государственного бюджета.

Первая концепция базируется на том, что бюджет  должен  быть  ежегодно сбалансирован.  Но, ежегодно балансируемый бюджет   углубляет   колебания экономического цикла.  Например, допустим, что экономика сталкивается с  длительным  периодом безработицы.  Доходы  населения  падают, налоговые  поступления  в бюджет автоматически  сокращаются.  Стремясь  непременно сбалансировать бюджет, правительство  должно  либо  повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух  мер.  Однако следствием всех этих мероприятий будет еще  большее  сокращение  совокупного спроса. 

На другом примере можно  показать, как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать  инфляцию.  В  условиях  инфляции,  при  повышении денежных доходов  автоматически  увеличиваются  налоговые  поступления.  Для предотвращения предстоящего превышения доходов над  расходами  правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов,  либо  увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер.  Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике.

Вторая  концепция  базируется  на  том, что бюджет должен быть

сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год.  Например,  наступает  инфляция,  правительство повышает налоги  и правительственные расходы. Возникающее на этой основе  положительное  сальдо бюджета может быть использовано  на  покрытие  долга,  возникшего  в  период спада.  Таким  образом,  правительство  проводит  позитивную  антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а  за период в несколько лет. Но в данной концепции  бюджета  существует  ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в  экономическом  цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.

Третья  концепция  связана  с  идеей, так  называемых, функциональных

финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета - на ежегодной или на  циклической  основе  -  второстепенный.  Первоначальной целью  федеральных  финансов  является  обеспечение  неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета.

Вторая  и  третья  концепции  лежат  в  основе  финансовой политики,

ориентированной на бюджетный  дефицит и опирающейся  на  потенциал  денежного хозяйства страны. 

 Представляется несомненным,  что нормальным состоянием всех  видов бюджетов является равенство  доходов. Об этом мы  можем  судить,  скажем,  по  бюджету отдельного человека или семьи. 

Доходы бюджета формируются  в соответствии с бюджетным законодательством  Российской Федерации, законодательством  о налогах и сборах и законодательством  об иных обязательных платежах. 

 В соответствии с  Бюджетным Кодексом Российской  Федерации к доходам бюджета  относятся налоговые доходы, неналоговые  доходы и безвозмездные поступления .

Бюджетный профицит, как мы уже отмечали, возникает при условии, что доходы государства значительно превысили его расходы. Данное положение может возникнуть по различным причинам: как внешним, так и внутренним. Следует отметить, что возникновение бюджетного профицита в России было связано не только с развитием экономики, сколько с внешними причинами. Основной причиной появления профицита государственного бюджета стал рост цен на различные виды энергоносителей (том числе на нефть и газ) на мировых рынках. 

 Согласно Федеральному  закону от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О  федеральном бюджете на 2008 год  и на плановый период 2009 и 2010 годов", произведено разделение  доходов на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы . Данное разделение доходов является адекватным методом управления бюджетными рисками в условиях экономической непредсказуемости, связанной с высокой конъюнктурой мировых цен на сырьевые энергоносители. 

 В России бюджетный профицит формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета. В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации к нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

· налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

· вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

· вывозных таможенных пошлин на газ природный;

· вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти . 

 Таким образом, мировые  изменения цен на некоторые  виды товаров и услуг могут  дать стране дополнительную прибыль,  исходя из которой образуется  бюджетный профицит.   

 С нефтегазовыми доходами  федерального бюджета связано  такое понятие, как ненефтегазовый дефицит федерального бюджета. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета. В свою очередь, нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов и средств Резервного фонда. Размер нефтегазового трансферта ограничен величиной, равной 3,7% ВВП. Следует подчеркнуть, что эти нормы вступают в силу лишь с 1 января 2011 г. На период 2008–2010 гг.предельный размер нефтегазового трансферта равен 6,1% ВВП в 2008 г.5,5% – в2009 г. и 4,5% – в 2010 г [1].

Теоретически профицит бюджета может использоваться:

· на сокращение привлечения доходов от продажи государственного или муниципального имущества;

· на погашение дополнительных обязательств;

· на увеличение расходов, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней;

· на снижение налоговых доходов путем внесения изменений в налоговое законодательство.

Одним из основополагающих принципов функционирования бюджетной  системы является сбалансированность доходов и расходов. Этот принцип  всегда соблюдался в советской бюджетной  практике. Начиная с первой пятилетки, доходы полностью покрывались расходами, в процессе исполнения бюджетов поступления  доходов превышали предусмотренные  расходы, но значительный профицит не планировался никогда.  В СССР в 1928-1933 гг. доходы составляли 91,3 млрд. руб., расходы 90,2 млрд. руб. Превышение доходов над расходами всего лишь 1,21% к сумме расходов. В 1933-1937 гг. доходы достигли 383,5 млрд. руб., расходы 369,8 млрд. руб. Профицит сформировался на уровне 3,7% к расходам. На завершающей стадии экономического подъема, в 1985г. доходы союзного бюджета достигли уровня 390,6 млрд. руб., а расходы – 386,5 млрд. руб. Фактический профицит, как видно был очень незначительный – 1,06% суммы расходов. Важным требованием к составлению союзного бюджета было требование его бездефицитности.

Начиная с 2001 года, в России наблюдается стабильный профицит федерального бюджета, который в среднем составил более 2% ВВП. Средства профицита использовались для погашения внешнего долга. С экономической точки зрения наличие профицита бюджета не является признаком эффективного управления государственными финансами. Действительно, если доходы превышают расходы, то, наверное, разумно либо увеличить расходы, либо сократить налоговую нагрузку, снизив, тем самым, доходы.

Процесс использования профицита бюджета является сложным, поскольку вопрос направления дополнительных средств весьма сложен. Обычно государство использует профицит для создания финансового резерва. Попытка создать аналог финансового механизма, позволяющего накапливать дополнительные доходы бюджета, вызванные благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, была реализована в законодательстве о бюджете в 2002-2003 гг. путем создания финансового резерва. Особенность его формирования состояла 1.2 Механизм распределения профицита федерального бюджета

В целях совершенствования  механизма формирования и использования  средств, аккумулированных в бюджете  в результате благоприятной внешнеэкономической  конъюнктуры, а также снижения зависимости  бюджета от изменения мировых  цен на нефть в 2004 г., был создан Стабилизационный фонд как новый  финансовый инструмент, обеспечивающий устойчивость бюджета в среднесрочной  перспективе. 

 Стабилизационный фонд  Российской Федерации — часть  средств федерального бюджета,  образующаяся за счет превышения  цены на нефть над базовой  ценой на нефть, подлежащая  обособленному учету, управлению  и использованию в целях обеспечения  сбалансированности федерального  бюджета при снижении цены  на нефть ниже базовой. Под  ценой на нефть понимается  цена на нефть сырую марки  «Юралс», определяемая в порядке,  предусмотренном для установления  ставки вывозной таможенной пошлины  на нефть сырую. Создание стабилизационного  фонда продиктовано чрезмерной  зависимостью экономики Российской  Федерации от мировых цен на  нефть и нефтепродукты, необходимостью  нейтрализации воздействия внешнеэкономической  конъюнктуры на состояние финансов, бюджета, денежно-кредитной политики.

Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", федеральный бюджет впервые сформирован на три года. В нем произведено разделение доходов на нефтегазовые и ненефтегазовые, выделены в общем объеме расходов федерального бюджета на 2009 и 2010 годы условно утвержденные расходы, утвержден общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств и объем нефтегазового трансферта, на базе Стабилизационного фонда Российской Федерации сформирован Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Таким образом, с  1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд прекратил свое существование и был разделен на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, при этом Резервный фонд должен страховать экономику на случай падения цен на нефть, а Фонд национального благосостояния будет покрывать постоянно растущий дефицит пенсионной системы. Общий объем средств, которые будут зачисляться на счет нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта (ВВП): на 2008г. – 6,1% ВВП, 2009г. – 5,5%, на 2010г. – 4,5%.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному  учету и управлению в целях  осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения  указанного трансферта.

Нормативная величина Резервного фонда устанавливается на уровне, равном 10% ВВП. Резервный фонд формируется  за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем  утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта, при условии, что накопленный  объем средств Резервного фонда  не превышает его нормативной  величины; а также за счет доходов  от управления средствами Резервного фонда. 

Информация о работе Условия образования бюджетного профицита