Валютное регулирование и валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:59, реферат

Описание

Актуальность исследования не вызывает сомнений, т.к. осуществляя регулирование внешнеэкономической деятельности, государственные органы обладают широкими контрольными полномочиями. Необходимость введения валютного контроля вызвана тем, что через таможенную границу РФ перемещаются такие особые категории товара, как валюта и валютные ценности. Денежные средства могут перевозиться физическими лицами (например, туристами), поступать на счета в кредитных организациях в форме оплаты за поставку экспортного товара, вывозиться для расчетов по импортным контрактам. В любом случае движение валюты должно происходить в рамках, установленных действующим законодательством.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 4
ГЛАВА 2. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ …………………………………...….………...12
2.1. Эффективность и границы валютного контроля…………………….......15
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………...……………..……………..17
3.1. Функции органов валютного контроля в РФ………...………………23
3.2. Меры воздействия за нарушения валютного законодательства………………….…………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………29

Работа состоит из  1 файл

ВАЛЮТ.РЕГУЛ.И ВАЛ.КОНТРОЛЬ РФ.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)
ext-align:justify">Мероприятиям по государственному регулированию экономиче­ских проблем противодействуют меры по стимулированию экономиче­ского роста. Иными словами, чем ниже степень регулируемости рын­ка (и соответственно чем выше степень либерализации), тем выше темпы экономического роста. Поскольку беспрепятственная работа рынка — наилучший вариант для обеспечения долгосрочного и эффек­тивного распределения ресурсов в экономике («невидимая рука», по терминологии А. Смита), постольку отсутствие мер валютного кон­троля — необходимое условие быстрого экономического роста.[5]

Сторонники данного подхода к системе государственного регули­рования указывают на ряд негативных факторов, связанных с валют­ным контролем.

. Во-первых, валютный контроль не дает возможность фиксировать реальные сигналы рынка и своевременно делать необходимую кор­ректировку экономической политики в целом- Другими словами, меры валютного контроля вызывают или увеличивают задержку в осуществлении насущных мер в других областях экономической по­литики. Это может привести, например, к ограничению масштаба мер по выходу из кризиса.

Во-вторых, меры валютного контроля не являются справедливы­ми и приводят к созданию неравных условий для разных компаний и секторов экономики. Надзором невозможно охватить всю экономи­ку, однако очевидно, что малый и большой бизнес, экспортеры и им­портеры сферы товаров и услуг, страховщики, фондовый рынок, ре­зиденты и нерезиденты находятся в разных условиях.

В-третьих, меры валютного контроля низкоэффективные. В на­стоящее время, в эру мобильного международного капитала и слож­ных финансовых институтов и рынков, любые меры контроля эф­фективны в лучшем случае в течение короткого промежутка време­ни, а затем все чаще их начинают обходить. Доказательством этого служат циклы очевидного занижения валютного курса, которые сме­няются его очевидным завышением, а также многочисленные сложные схемы экспортно-импортных операций D обход валютного кон­троля, основанные на векселях, бартере и взаимозачете.

В-четвертых, валютный контроль требует значительных затрат со стороны как предприятий, так и государства. Это влечет уменьшение объемов торговли с зарубежными странами и, как следствие, может вызвать ответные действия других стран.

Сторонники введения валютного контроля утверждают, что чем хуже экономическое положение страны, тем активнее осуществляется вывоз капитала из нее, а экономический кризис усугубляется. Происхо­дит лавинообразное бегство капитала, приводящее к еще более разру­шительным экономическим и политическим кризисам. Снятие валют­ных ограничений возможно только при устойчивом росте ВВП и дос­таточной степени диверсификации экспортных поступлений. То есть отсутствие валютного контроля — это не необходимость, а следствие ус­пешного завершения переходного или кризисного этапа в экономике.

По их мнению, валютный контроль есть инструмент создания предпосылок интеграции национальной экономики в международные хозяйственные системы — уменьшается желание играть на курсе ва­лют, сокращаются границы краткосрочных колебаний валютного курса,  национальная валюта стабилизируется и др.

Благодаря ограничительным мерам валютной политики происхо­дит защита доходов населения и товарной массы внутри страны. Значительно уменьшается вероятность устойчивого завышения реального валютного курса и понижения покупательной способности националь­ной валюты. При ориентации национального рынка на иностранную валюту искусственно завышен спрос на нее, а цена ее возрастает.

Валютный контроль позволяет защитить экономику от возмож­ных серьезных последствий значительного притока капитала, в част­ности криминализации экономики и ликвидации национальной про­мышленности путем скупки предприятий иностранцами.

Несомненен психологический эффект мер валютного контроля, поскольку они позволяют поддерживать общественное мнение о серьезности экономической ситуации и намерений государства.

Таким образом, в мерах валютного контроля есть и положитель­ные, и отрицательные стороны; они действуют с большей или мень­шей эффективностью, но регулирование движения капиталов и ва­лютный контроль необходимы для каждой страны. Даже если госу­дарство уверено в стабильности своей экономики, валютный контроль все же необходим как препятствие тому, чтобы страна не стала прибежищем криминального капитала.

 

 

 

2.1 Эффективность и границы валютного контроля.

 

Валютный кон­троль со своими положительными и отрицательными сторонами мо­жет по-разному влиять на экономику, а его применение может иметь больший пли меньший эффект в виде различных количественных характеристик, являющихся показателями степени достижения цели.

Как известно, существует два подхода к оценке эффективности: затратный и результативный.

Затратный подход предполагает оценку эффективности через от­ношение достигнутого результата к средствам, затраченным на его достижение. В качестве результата здесь выступают объем предот­вращенного нелегального вывоза и ввоза капитала, а формула коэф­фициента эффективности выглядит следующим образом:

где Опик — объем предотвращенного нелегального движения капита­ла; ЗцК — затраты на осуществление валютного контроля.

Чем выше объемы предотвращенного нелегального движения ка­питала и чем ниже затраты, тем выше эффективность.[6]

Результативный подход предполагает оценку эффективности че­рез отношение «достигнутого результата» к «поставленной цели». Применительно к валютному контролю это выражается следующим образом. Поставленная цель — предотвращение нелегального движе­ния капитала (вывоз и ввоз).

Достигнутый результат представляет собой общее движение капитала минус легальное, т. е. он характери­зуется объемом нелегального движения капитала. Таким образом, формула оценки эффективности валютного контроля «результатив­ным» методом имеет вид:

 

где О„_ объем легального движения капитала; ОцЛК — объем неле­гального движения капитала                                    

Любые меры контроля, в том числе и валютного, имеют свой предел. Выигрыш от валютного контроля государство получает, во-первых, за счет ограничения сроков платежей по текущим операциям и, во-вторых, за счет сокращения объема вывоза капитала, т. е. уменьшения зарубежных инвестиций и увеличения объема привле­ченных капиталовложений.

С течением времени эффективность мер валютного контроля уменьшается. Во-первых, падает эффективность ограничений по ка­питальным операциям, поскольку привлеченные займы и инвестиции от нерезидентов предполагают выплату процентов; во-вторых, уже­сточение требований сопровождается нахождением все новых спосо­бов обхода правил проведения валютных операций[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



24

 

17

 

 



24

 

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

Основными направлениями валютного контроля в России явля­ются:

(а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

(б) проверка выполнения резидентами обя­зательств в иностранной валюте перед государством, а также обяза­тельств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

(в) проверка обоснованности платежей в иностранной ва­люте;

(г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.[8]

В зависимости от времени совершения валютного контроля выде­ляют три его основные формы: предварительный, текущий и после­дующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, характеризуя не­прерывный процесс контроля. Под методами валютного контроля понимают приемы и способы его осуществления (наблюдение, про­верка, обследование, анализ, ревизия).

Созданный в России механизм валютного контроля имеет своей основной целью обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Россию, укрепление в целом фи­нансовой дисциплины. Система валютного контроля по экспорту уже дала свои ощутимые результаты. Утечка валюты за последние годы в среднем снизилась до 4% суммы сделок, что примерно соот­ветствует мировым показателям в этой области. В 1997—1999 гг. за­фиксировано снижение объемов и темпов вынужденного накопления активов в виде непоступления экспортной выручки с 5,6 до 1,7 млрд долл. США. В 1999 г. невозврат валютной выручки от экспорта то­варов, охваченного системой таможенно-банковского контроля, оце­нивался на самом минимальном за все годы контроля уровне — 3%'.

Технологически схема валютного контроля основана на возмож­ностях уполномоченных банков и таможенных органов, осуществ­ляющих функцию агентов валютного контроля в период таможенного оформления товаров и проведения банковских операции, произво­дить анализ и сопоставление двух автоматизированных потоков

 

Паспорт сдепки

Учетная карточка

Государственная таможенная декларация

Рис 1. Схема валютного контроля поступления валютной выручки

 

Со стороны уполномоченных банков и таможенных органов сле­дует выделить несколько этапов контроля поступления валютной выручки от экспорта:

• предварительный контроль правильности оформления паспорта сделки и таможенной декларации;

•   формирование в Государственном таможенном комитете (ГТК) учетной  карточки   (УК)   валютного   контроля  и   направление   ее   в уполномоченные банки для проведения идентификации поступившей валютной выручки с последующим обменом и анализом информации по учетной карточке;[9]

•   после зачисления соответствующих валютных средств уполно­моченный банк вносит в учетную карточку информацию о движении средств за данный товар;

•   при поступлении учетных карточек от уполномоченных банков в   Главном   научно-информационном   вычислительном   центре   ГТК России (ГНИВЦ) по истечении 90 дней со дня экспорта товара про­изводят их анализ с целью выявления нарушителей валютного зако­нодательства и применения к ним соответствующих санкций.

Таможенные органы принимают экспортируемые товары к оформлению только в случае предъявления паспорта сделки. Кроме этого, в рамках процедуры валютного контроля в ГТК рассматрива­ют внешнеторговый контракт, оригинал грузовой таможенной декла­рации (ГТД) и лицензию Банка России (в случае осуществления ва­лютных операций, связанных с движением капитала, а также зачис­ления валютных средств на счета в иностранных банках).

На основе учетных карточек в календарной последовательности оформляется реестр ожидаемого поступления на транзитные счета экспортеров валютной выручки.

Реестр содержит сгруппированную по уполномоченным банкам по признаку близости сроков информа­цию об отгрузке товаров на экспорт, а также о суммах и сроках по­ступления  валютной выручки.

Реестры направляются в уполномоченные банки в двух экземпля­рах, один из которых разделяется банком на учетные карточки, рас­пределяемые по досье клиентов, а второй экземпляр заполняется и отсылается обратно в таможенные органы. В течение десяти дней со дня выпуска товаров экспортер обязан представить в уполномочен­ный банк копию ГТД, заверенную таможенными органами.

Банк в свою очередь направляет в таможенные органы в течение трех банковских дней учетные карточки для идентификации сумм, поступающих на счет экспортера в данном банке, по отношению к конкретным отгрузкам, указанным в реестре.

Заполненная экспортером ксерокопия учетной карточки подписы­вается лицом, имеющим право первой подписи по счету, скрепляется печатью и представляется в уполномоченный банк, где она проверя­ется с точки зрения правильности сумм и дат.

Завершив работу с копиями учетных карточек, присланных экс­портерами, уполномоченный банк заполняет все графы реестра и на­правляет его не позднее контрольного срока возврата для дальней­шей обработки в ГНИВЦ с целью подготовки оперативных и стати­стических сведений, необходимых для осуществления валютного контроля.

От валютного контроля освобождаются сделки, предусматриваю­щие ввоз товаров по договорам лизинга, а также ввоз оборудования и материалов иностранными фирмами-нерезидентами по договорам подряда на капитальное строительство в России, когда условиями этих договоров стоимость ввозимых товарно-материальных ценно­стей не определена (в противном случае требуется оформление пас­порта импортной сделки).

Импортеры-резиденты, заключившие сделки, которые предусмат­ривают перевод из России иностранной валюты для приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме валютных средств, переведенных в их оплату, или обеспечить полный возврат валюты в сроки, установленные в контракте, но не позднее 90 календарных дней с даты перевода, если иное не разре­шено Банком России.

Расчеты по внешнеэкономическим сделкам российских импортеров осуществляются только через счета резидентов, заключивших сделки с нерезидентами. Оплата импортируемого товара может осуществлять­ся только со счета в банке импортера, т. е. в уполномоченном банке или его филиале, в котором открыты текущий и специальный тран­зитный валютный счета импортера и который по поручению послед­него осуществляет расчеты за импортируемые по данному контракту товары и оформляет по нему паспорт импортной сделки.

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль