Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:59, реферат
Актуальность исследования не вызывает сомнений, т.к. осуществляя регулирование внешнеэкономической деятельности, государственные органы обладают широкими контрольными полномочиями. Необходимость введения валютного контроля вызвана тем, что через таможенную границу РФ перемещаются такие особые категории товара, как валюта и валютные ценности. Денежные средства могут перевозиться физическими лицами (например, туристами), поступать на счета в кредитных организациях в форме оплаты за поставку экспортного товара, вывозиться для расчетов по импортным контрактам. В любом случае движение валюты должно происходить в рамках, установленных действующим законодательством.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 4
ГЛАВА 2. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ …………………………………...….………...12
2.1. Эффективность и границы валютного контроля…………………….......15
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………...……………..……………..17
3.1. Функции органов валютного контроля в РФ………...………………23
3.2. Меры воздействия за нарушения валютного законодательства………………….…………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………29
Сторонники данного подхода к системе государственного регулирования указывают на ряд негативных факторов, связанных с валютным контролем.
. Во-первых, валютный контроль не дает возможность фиксировать реальные сигналы рынка и своевременно делать необходимую корректировку экономической политики в целом- Другими словами, меры валютного контроля вызывают или увеличивают задержку в осуществлении насущных мер в других областях экономической политики. Это может привести, например, к ограничению масштаба мер по выходу из кризиса.
Во-вторых, меры валютного контроля не являются справедливыми и приводят к созданию неравных условий для разных компаний и секторов экономики. Надзором невозможно охватить всю экономику, однако очевидно, что малый и большой бизнес, экспортеры и импортеры сферы товаров и услуг, страховщики, фондовый рынок, резиденты и нерезиденты находятся в разных условиях.
В-третьих, меры валютного контроля низкоэффективные. В настоящее время, в эру мобильного международного капитала и сложных финансовых институтов и рынков, любые меры контроля эффективны в лучшем случае в течение короткого промежутка времени, а затем все чаще их начинают обходить. Доказательством этого служат циклы очевидного занижения валютного курса, которые сменяются его очевидным завышением, а также многочисленные сложные схемы экспортно-импортных операций D обход валютного контроля, основанные на векселях, бартере и взаимозачете.
В-четвертых, валютный контроль требует значительных затрат со стороны как предприятий, так и государства. Это влечет уменьшение объемов торговли с зарубежными странами и, как следствие, может вызвать ответные действия других стран.
Сторонники введения валютного контроля утверждают, что чем хуже экономическое положение страны, тем активнее осуществляется вывоз капитала из нее, а экономический кризис усугубляется. Происходит лавинообразное бегство капитала, приводящее к еще более разрушительным экономическим и политическим кризисам. Снятие валютных ограничений возможно только при устойчивом росте ВВП и достаточной степени диверсификации экспортных поступлений. То есть отсутствие валютного контроля — это не необходимость, а следствие успешного завершения переходного или кризисного этапа в экономике.
По их мнению, валютный контроль есть инструмент создания предпосылок интеграции национальной экономики в международные хозяйственные системы — уменьшается желание играть на курсе валют, сокращаются границы краткосрочных колебаний валютного курса, национальная валюта стабилизируется и др.
Благодаря ограничительным мерам валютной политики происходит защита доходов населения и товарной массы внутри страны. Значительно уменьшается вероятность устойчивого завышения реального валютного курса и понижения покупательной способности национальной валюты. При ориентации национального рынка на иностранную валюту искусственно завышен спрос на нее, а цена ее возрастает.
Валютный контроль позволяет защитить экономику от возможных серьезных последствий значительного притока капитала, в частности криминализации экономики и ликвидации национальной промышленности путем скупки предприятий иностранцами.
Несомненен психологический эффект мер валютного контроля, поскольку они позволяют поддерживать общественное мнение о серьезности экономической ситуации и намерений государства.
Таким образом, в мерах валютного контроля есть и положительные, и отрицательные стороны; они действуют с большей или меньшей эффективностью, но регулирование движения капиталов и валютный контроль необходимы для каждой страны. Даже если государство уверено в стабильности своей экономики, валютный контроль все же необходим как препятствие тому, чтобы страна не стала прибежищем криминального капитала.
2.1 Эффективность и границы валютного контроля.
Валютный контроль со своими положительными и отрицательными сторонами может по-разному влиять на экономику, а его применение может иметь больший пли меньший эффект в виде различных количественных характеристик, являющихся показателями степени достижения цели.
Как известно, существует два подхода к оценке эффективности: затратный и результативный.
Затратный подход предполагает оценку эффективности через отношение достигнутого результата к средствам, затраченным на его достижение. В качестве результата здесь выступают объем предотвращенного нелегального вывоза и ввоза капитала, а формула коэффициента эффективности выглядит следующим образом:
где Опик — объем предотвращенного нелегального движения капитала; ЗцК — затраты на осуществление валютного контроля.
Чем выше объемы предотвращенного нелегального движения капитала и чем ниже затраты, тем выше эффективность.[6]
Результативный подход предполагает оценку эффективности через отношение «достигнутого результата» к «поставленной цели». Применительно к валютному контролю это выражается следующим образом. Поставленная цель — предотвращение нелегального движения капитала (вывоз и ввоз).
Достигнутый результат представляет собой общее движение капитала минус легальное, т. е. он характеризуется объемом нелегального движения капитала. Таким образом, формула оценки эффективности валютного контроля «результативным» методом имеет вид:
где О„_ объем легального движения капитала; ОцЛК — объем нелегального движения капитала
Любые меры контроля, в том числе и валютного, имеют свой предел. Выигрыш от валютного контроля государство получает, во-первых, за счет ограничения сроков платежей по текущим операциям и, во-вторых, за счет сокращения объема вывоза капитала, т. е. уменьшения зарубежных инвестиций и увеличения объема привлеченных капиталовложений.
С течением времени эффективность мер валютного контроля уменьшается. Во-первых, падает эффективность ограничений по капитальным операциям, поскольку привлеченные займы и инвестиции от нерезидентов предполагают выплату процентов; во-вторых, ужесточение требований сопровождается нахождением все новых способов обхода правил проведения валютных операций[7]
24
24
Основными направлениями валютного контроля в России являются:
(а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
(б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
(в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
(г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.[8]
В зависимости от времени совершения валютного контроля выделяют три его основные формы: предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, характеризуя непрерывный процесс контроля. Под методами валютного контроля понимают приемы и способы его осуществления (наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия).
Созданный в России механизм валютного контроля имеет своей основной целью обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Россию, укрепление в целом финансовой дисциплины. Система валютного контроля по экспорту уже дала свои ощутимые результаты. Утечка валюты за последние годы в среднем снизилась до 4% суммы сделок, что примерно соответствует мировым показателям в этой области. В 1997—1999 гг. зафиксировано снижение объемов и темпов вынужденного накопления активов в виде непоступления экспортной выручки с 5,6 до 1,7 млрд долл. США. В 1999 г. невозврат валютной выручки от экспорта товаров, охваченного системой таможенно-банковского контроля, оценивался на самом минимальном за все годы контроля уровне — 3%'.
Технологически схема валютного контроля основана на возможностях уполномоченных банков и таможенных органов, осуществляющих функцию агентов валютного контроля в период таможенного оформления товаров и проведения банковских операции, производить анализ и сопоставление двух автоматизированных потоков
Паспорт сдепки
Учетная карточка
Государственная таможенная декларация
Рис 1. Схема валютного контроля поступления валютной выручки
Со стороны уполномоченных банков и таможенных органов следует выделить несколько этапов контроля поступления валютной выручки от экспорта:
• предварительный контроль правильности оформления паспорта сделки и таможенной декларации;
• формирование в Государственном таможенном комитете (ГТК) учетной карточки (УК) валютного контроля и направление ее в уполномоченные банки для проведения идентификации поступившей валютной выручки с последующим обменом и анализом информации по учетной карточке;[9]
• после зачисления соответствующих валютных средств уполномоченный банк вносит в учетную карточку информацию о движении средств за данный товар;
• при поступлении учетных карточек от уполномоченных банков в Главном научно-информационном вычислительном центре ГТК России (ГНИВЦ) по истечении 90 дней со дня экспорта товара производят их анализ с целью выявления нарушителей валютного законодательства и применения к ним соответствующих санкций.
Таможенные органы принимают экспортируемые товары к оформлению только в случае предъявления паспорта сделки. Кроме этого, в рамках процедуры валютного контроля в ГТК рассматривают внешнеторговый контракт, оригинал грузовой таможенной декларации (ГТД) и лицензию Банка России (в случае осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, а также зачисления валютных средств на счета в иностранных банках).
На основе учетных карточек в календарной последовательности оформляется реестр ожидаемого поступления на транзитные счета экспортеров валютной выручки.
Реестр содержит сгруппированную по уполномоченным банкам по признаку близости сроков информацию об отгрузке товаров на экспорт, а также о суммах и сроках поступления валютной выручки.
Реестры направляются в уполномоченные банки в двух экземплярах, один из которых разделяется банком на учетные карточки, распределяемые по досье клиентов, а второй экземпляр заполняется и отсылается обратно в таможенные органы. В течение десяти дней со дня выпуска товаров экспортер обязан представить в уполномоченный банк копию ГТД, заверенную таможенными органами.
Банк в свою очередь направляет в таможенные органы в течение трех банковских дней учетные карточки для идентификации сумм, поступающих на счет экспортера в данном банке, по отношению к конкретным отгрузкам, указанным в реестре.
Заполненная экспортером ксерокопия учетной карточки подписывается лицом, имеющим право первой подписи по счету, скрепляется печатью и представляется в уполномоченный банк, где она проверяется с точки зрения правильности сумм и дат.
Завершив работу с копиями учетных карточек, присланных экспортерами, уполномоченный банк заполняет все графы реестра и направляет его не позднее контрольного срока возврата для дальнейшей обработки в ГНИВЦ с целью подготовки оперативных и статистических сведений, необходимых для осуществления валютного контроля.
От валютного контроля освобождаются сделки, предусматривающие ввоз товаров по договорам лизинга, а также ввоз оборудования и материалов иностранными фирмами-нерезидентами по договорам подряда на капитальное строительство в России, когда условиями этих договоров стоимость ввозимых товарно-материальных ценностей не определена (в противном случае требуется оформление паспорта импортной сделки).
Импортеры-резиденты, заключившие сделки, которые предусматривают перевод из России иностранной валюты для приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме валютных средств, переведенных в их оплату, или обеспечить полный возврат валюты в сроки, установленные в контракте, но не позднее 90 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено Банком России.
Расчеты по внешнеэкономическим сделкам российских импортеров осуществляются только через счета резидентов, заключивших сделки с нерезидентами. Оплата импортируемого товара может осуществляться только со счета в банке импортера, т. е. в уполномоченном банке или его филиале, в котором открыты текущий и специальный транзитный валютный счета импортера и который по поручению последнего осуществляет расчеты за импортируемые по данному контракту товары и оформляет по нему паспорт импортной сделки.
Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль