Валютное регулирование и валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:59, реферат

Описание

Актуальность исследования не вызывает сомнений, т.к. осуществляя регулирование внешнеэкономической деятельности, государственные органы обладают широкими контрольными полномочиями. Необходимость введения валютного контроля вызвана тем, что через таможенную границу РФ перемещаются такие особые категории товара, как валюта и валютные ценности. Денежные средства могут перевозиться физическими лицами (например, туристами), поступать на счета в кредитных организациях в форме оплаты за поставку экспортного товара, вывозиться для расчетов по импортным контрактам. В любом случае движение валюты должно происходить в рамках, установленных действующим законодательством.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 4
ГЛАВА 2. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ …………………………………...….………...12
2.1. Эффективность и границы валютного контроля…………………….......15
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………...……………..……………..17
3.1. Функции органов валютного контроля в РФ………...………………23
3.2. Меры воздействия за нарушения валютного законодательства………………….…………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………29

Работа состоит из  1 файл

ВАЛЮТ.РЕГУЛ.И ВАЛ.КОНТРОЛЬ РФ.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

Банк импортера производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов и выдачу банковских гарантий оплаты только при наличии подписанного паспорта импортной сдел­ки. Любой иной способ оплаты импортируемого товара может быть совершен только при наличии у импортера специального разрешения (лицензии) Банка России на осуществление такой операции.

Банк, не являющийся банком импортера, при выдаче кредитов в иностранной валюте для оплаты товаров по контракту, по которому уже подписан паспорт импортной сделки, обязан перечислять сред­ства по кредиту на текущий валютный счет импортера в банке Им­портера.

Паспорт импортной сделки на каждый внешнеторговый контракт оформляется в двух экземплярах, которые скрепляются печатями импортера и банка импортера и подписываются от имени импортера лицом, имеющим право первой подписи по счету импортера в банке импортера, а от имени банка импортера — одним из ответственных лиц банка, уполномоченных подписывать паспорт сделки и совер­шать иные действия по валютному контролю. Один экземпляр пас­порта сделки остается в банке импортера и служит основанием для открытия досье валютного контроля, другой — возвращается импор­теру.

Подписание паспорта импортной сделки банком импортера озна­чает принятие им обязательств по выполнению функций контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте по импортируемым по данному контракту товарам. В паспорте импортной сделки содержатся сведения об основных условиях внешнеторгового кон­тракта, а именно: сумма контракта, валюта цены и валюта платежа, форма расчета, валютная оговорка (способ расчета курса валюты цены к валюте платежа), дата последнего платежа за импортируемые товары или дата завершения таможенного оформления на террито­рии Российской Федерации. Импортер самостоятельно определяет расчетный срок оплаты импортируемого товара как время между планируемыми датами оплаты товара и завершения таможенного оформления.

По завершении таможенного оформления импортируемых това­ров копия ГТД, заверенная таможенными органами, передается им­портеру, который в течение одного календарного месяца с даты за­вершения таможенного оформления представляет ее в банк импорте­ра, где она помещается в соответствующее досье, что служит подтверждением для банка факта ввоза товара на российскую тамо­женную территорию.

В ГНИВЦ ГТК России на основании ГГД составляются учетные карточки импортируемых товаров, содержащие сведения о перемеще­нии товаров и об условиях расчетов за них. Учетные карточки объе­диняются в одном реестре, который направляется в банк импортера один раз в 10 календарных дней для идентификации платежей и по­следующего возврата в ГТК России не позднее указанного контроль­ного срока возврата вместе с относящимися к ним заполненными карточками платежа. Контрольным сроком возврата учетной карточ­ки в ГТК России считается последний календарный день месяца, по­лучаемый путем прибавления к дате завершения таможенного оформления партии импортируемых товаров.

Учетная карточка заполняется банком с участием самого импор­тера. В /течение пяти рабочих дней с момента поступления учетной карточки в банк ее бумажная копия направляется импортеру для идентификации платежей, произведенных в оплате товаров, указан­ных в учетной карточке. Банк импортера осуществляет оплату -им­портируемых товаров при условии указания в поручении импортера номера и даты паспорта сделки. Банк импортера не позднее пятна­дцатого календарного дня с даты платежа за импортируемые товары (или с даты зачисления средств в иностранной валюте, поступившей на валютный счет импортера в качестве возврата средств, ранее пе­реведенных им в оплату импортируемых товаров) составляет карточ­ку платежа (возврата платежа), представляющую собой документ о движении денежных средств, который формируется банком импорте­ра и отправляется в ГТК России при оплате импортируемого товара или возврате ему ранее уплаченных средств.[10]

 

3.1 Функции органов валютного контроля в РФ.

 

Основным органом валютного   регулирования   и   валютного   контроля   в   РФ   является Банк России. В его компетенцию входит: (а) определение сферы и порядка обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; (б) издание нормативных актов, обязательных к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами; (в) устанавление правил проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правил проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ; (г) устанавление общих пра­вил выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдача таких лицензий; (д) ус­тановление единых форм учета, отчетности, документации и стати­стики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядка и сроков их предоставления; (е) подготовка и пуб­ликация статистики валютных операций РФ по принятым междуна­родным стандартам.

Главные территориальные управления Банка России: (а) дают за­ключения по запросам уполномоченных банков; (б) запрашивают разъяснения Банка России по спорным либо неурегулированным во­просам; (в) анализируют поступающие в их адрес предложения по совершенствованию валютного законодательства Российской Федера­ции по вопросам, относящимся к компетенции Банка России; (г) на­правляют соответствующие предложения от своего имени в Банк России.

Функции Правительства РФ по валютному контролю выполняют в основном ГТК России, Минфин России и Министерство экономи­ческого развития и торговли России.

Таможенные органы РФ осуществляют, во-первых, валютный контроль за 'перемещением лицами через таможенную границу РФ (за исключением примеров таможенных зон и свободных складов) валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте РФ, валют­ных ценностей и, во-вторых, контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Минфину и Министерству по экономическому развитию и торгов­ле России переданы следующие функции Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю: (а) проведение единой обще­государственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортных и иных внешнеэкономических операций; (б) осуществление межотрас­левой координации; (в) обеспечение контроля и надзора за соблюде­нием законодательства РФ министерствами, ведомствами, предпри­ятиями и организациями, участвующими в регулировании и осущест­влении экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

В валютном контроле участвуют и другие федеральные органы исполнительной власти; так, Федеральная служба безопасности РФ, Министерство внутренних дел РФ, Служба внешней разведки РФ и Министерство обороны РФ информируют Правительство РФ о став­ших им известными фактах нарушения резидентами и нерезидента­ми валютного и таможенного законодательства и иных нормативных актов, касающихся осуществления валютных и других операций.[11]

 

 

3.2 Меры воздействия за нарушения валютного законодательства.

 

Вопросы ответственности за нарушение валютного законодательства регулируются правовыми нормами. Согласно ст. 14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе кредитных организа­ций, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, ви­новные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации.

По действующему Уголовному кодексу (принят 13 июня 1996 г., № 63-ФЗ) уголовно наказуемыми являются: (а) легализация (отмыва­ние) денежных средств, приобретенных незаконным путем (ст. 174); (б) незаконное получение кредита (ст. 176); (в) злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177); (г) злоупотреб­ления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185); (д) изготовле­ние или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186); (е) изго­товление пли сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187); (ж) незаконный оборот драго­ценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191); (з) нарушение правил сдачи государству драгоценных ме­таллов и драгоценных камней (ст, 102); (и) невозвращение из-за гра­ницы средств в иностранной валюте (ст.   193).[12]

Совершение кредитными организациями правонарушения влечет за собой применение санкций, предусмотренных Федеральным зако­ном «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 75). К ним относятся: штрафы; ограничение проведения отдель­ных операций на срок до шести месяцев; осуществление мероприя­тий по финансовому оздоровлению; замена руководителей; реоргани­зация; изменение обязательных нормативов на срок до шести меся­цев; запрет на осуществление остальных банковских операций, предусмотренных лицензией, а также на. открытие филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации по управле­нию кредитной организацией на срок до 18 месяцев; отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Требование об уплате штрафа с указанием срока его перечисления (но не более одного месяца), а также основания для его взыскания направляется кредитной организации в форме предписания. Если кре­дитная организация не выполнит в установленный срок предписание, взыскание штрафа может осуществляться в судебном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак,  на сегодняшний день в Российской Федерации сформирована система валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно-правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции.

              Так как по роду объекта регулирования сфера валютного регулирования и валютного контроля затрагивает многие отрасли права, довольно часто из-за несоответствия норм права возникают правовые коллизии, которые тем более опасны, что ответственность слишком высока.

              Существуют различные мнения законодателей в отношении дальнейшего развития валютного регулирования, однако развитие законодательства в этой области пока движется по пути ужесточения («закручивания гаек»). Однако, суть валютного регулирования и валютного контроля не может остановить экспорт капитала из России, если финансовый климат страны не располагает к инвестициям.

              Сокращение объемов внешней торговли, отсутствие экономических взаимосвязей между экспортом и импортом, сохранение методов нетарифного регулирования вывода стратегически важных сырьевых товаров, составляющих основу российского экспорта, снижают доходы государства от внешнеэкономической деятельности. Поступлений в государственные валютные резервы, несмотря на положительные сальдо торгового баланса, недостаточно для выполнения текущих платежей по внешнему долгу. Для обслуживания необходимо привлечение дополнительных бюджетных ресурсов за счет перераспределения доходных и расходных статей изменения валютного курса в сторону понижения рубля для стимулирования экспорта. Но такие моменты лишь углубляют бюджетный дефицит и инфляцию.

Невозможность разрешения отмеченных проблем в ближайшей перспективе требует сохранения и в определенной степени усиления характерных для командной экономики юридических ограничений на обращение иностранной валюты и совершение валютных операций.

В настоящий момент экономика России находится в критическом положении. Августовская девальвация российского рубля, кризис в банковской сфере, политическая нестабильность отбросили экономику страны на несколько лет назад. Сейчас происходит переоценка экономической политики РФ за последние годы. Экономика России нуждается в коренных реформах, которые должны затронуть и валютную политику государства, сделать ее более жесткой, отвечающей нормам современной мировой практики.

Поэтому в данной работе были предприняты попытки рассмотреть механизм и правовую основу проведения валютных операций, являющихся частью валютной политики страны.

Недостаточный контроль со стороны государства за экспортными и импортными операциями привел к значительным потерям для страны. Однако, несмотря на отсутствие в стране эффективной законодательной базы, адекватной сложившейся ситуации, Правительство и Банк России как основные органы валютного регулирования и валютного контроля посредством своих решений все-таки добивались определенных позитивных сдвигов в решении данной проблемы.

Поэтапное ужесточение валютного контроля и независимой инспекции экспортных операций побудили недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности использовать другие, менее контролируемые каналы вывоза капиталов и сокрытия валютной выручки. Так, одним из таких каналов до недавнего времени оставались внешнеторговые товарообменные операции – бартерные сделки.

. Таким образом, рассмотрев систему валютного регулирования и валютного контроля, можно сделать вывод о том, что указанная система не является основообразующим институтом финансового права и ее развитие целиком зависит от финансового и инвестиционного климата страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                 .Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Г, Б. Поляк, И. А. Акодис, Т. А. Краева и др.; Под ред. проф. Г. Б. Поляка. М.: Финансы; ЮНИТИ,   2007.

2.                 Финансы: Учебник / Под ред. В. М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2005.

3.                 Финансы; Учебник для вузов / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. М.: Перспектива, Юрайт,  2008.

4.                 Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. 4-е изд., перераб. и доп. М.:  Финансы и статистика, 2008.

5.                 Финансы. Денежное обращение. Кредит:.Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробрзиной. М.: ЮНИТИ, 2008.

6.                 Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. / Под ред. Г. Б. По­ляка. М.: ЮНИТИ, 2001.

7.                 Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А.  И. Архипова.  М.: Проспект,   2008.

8.                 Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под ред. О. В. Соколовой. М: Юристъ, 2000.

9.                 Хендриксен Е. С, Ван Бреда М. Ф. Теория бухгалтерского учета: Пер. с англ. / Под ред. проф. Я. В. Соколова. М: Финансы и статистика,  2007.

 

 

 

 

 



[1] Финансы: Учебник / Под ред. В. М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2005

[2] Финансы: Учебник / Под ред. В. М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2005

[3] Финансы; Учебник для вузов / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. М.: Перспектива, Юрайт,  2008

[4] Финансы; Учебник для вузов / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. М.: Перспектива, Юрайт,  2008

[5] Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. 4-е изд., перераб. и доп. М.:  Финансы и статистика, 2008.

 

[6] Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. 4-е изд., перераб. и доп. М.:  Финансы и статистика, 2008.

 

[7] Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. 4-е изд., перераб. и доп. М.:  Финансы и статистика, 2008.

 

[8] Финансы. Денежное обращение. Кредит:.Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробрзиной. М.: ЮНИТИ, 2008.

 

[9] Финансы. Денежное обращение. Кредит:.Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробрзиной. М.: ЮНИТИ, 2008.

 

[10] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А.  И. Архипова.  М.: Проспект,   2008.

 

[11] Финансы. Денежное обращение. Кредит:.Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробрзиной. М.: ЮНИТИ, 2008.

 

[12] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А.  И. Архипова.  М.: Проспект,   2008.

 


Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль