Виды пенсий по праву социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 19:23, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать понятия видов пенсии по праву социального обеспечения.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
* проанализировать законодательство в сфере пенсионного обеспечения;
* рассмотреть проблемы реформирования пенсионного обеспечения;
* исследовать понятие и правовые основы пенсионного обеспечения;
* проанализировать понятия видов пенсий;
* раскрыть сущность понятий трудовых и социальных пенсий;
* проанализировать сущность профессионального страхования.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Проблемы реформирования пенсионного обеспечения Республики Беларусь…………………………………………………………………….……...5
Глава 2. Понятие, виды пенсий в Республике Беларусь……………………....11
Раздел 2.1. Трудовые пенсии……………………………………………………12
Подраздел 2.1.1. Пенсия по возрасту……………………………….…………..12
Подраздел 2.1.2. Пенсия по инвалидности…………………………………….16
Подраздел 2.1.3. Пенсия по случаю потери кормильца………………………18
Подраздел 2.1.4. Пенсия за выслугу лет………………………………………..21
Подраздел 2.1.5. Пенсия за особые заслуги перед республикой……..………29
Раздел 2.2. Социальные пенсии……………………………………………...…30
Раздел 2.3.Профессиональные пенсии…………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованных источников…………………………….……………..43

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 67.74 Кб (Скачать документ)

         Следствием пенсионной  реформы   должно  явиться улучшение общей социальной и экономической ситуации в  стране.  Снизится  социальная напряженность,  обусловленная  во  многом  социально  несправедливым характером действующей пенсионной системы.

    Таким образом, проблема реформирования системы пенсионного обеспечения касается всех граждан, независимо от возраста и социального статуса.

    Система пенсионного обеспечения затрагивает жизненно важные интересы не только граждан, находящихся на пенсии, но и тех, кто еще только «зарабатывает» себе будущую пенсию, и является важнейшей составной частью системы социальной защиты населения Республики Беларусь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ПЕНСИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

    В Республике Беларусь пенсионное обеспечение  является основным видом социального  обеспечения нетрудоспособных граждан.

    В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь от  17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) различают следующие виды пенсий:

     1. трудовые пенсии:

  • по возрасту;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца;
  • за выслугу лет;
  • за особые заслуги перед республикой;

    2. социальные пенсии.

          Гражданам, имеющим  право на различные государственные  пенсии, ежемесячное денежное содержание или ежемесячную страховую выплату, назначается по их выбору одна пенсия или указанная иная выплата.

    Закон предусматривает обращение граждан  за пенсией в любое время после  возникновения права на нее, без  ограничений каким-либо сроком или  независимо от характера их занятий  ко времени обращения. [19,с.183]

    Итак, пенсия (от латинского pensio – платёж) - регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата нетрудоспособным гражданам со стороны государства или иных субъектов в качестве основного источника средств существования, назначаемая в установленном законом случаях: при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности, в случае смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью. Является формой социальной защиты населения.

Раздел 2.1. Трудовые пенсии 

    Трудовая  пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом.

    Согласно  ст. 5 Закона «О пенсионном обеспечении» право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия  иными видами деятельности подлежали  государственному социальному страхованию  и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством  о государственном социальном страховании  случаях уплачивались обязательные страховые взносы, и их семьи при соблюдении других условий, предусмотренных настоящим Законом. При этом право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее 5 лет. 

Подраздел 2.1.1. Пенсия по возрасту 

    В правовой литературе до настоящего времени  отсутствует понятие пенсии по возрасту (старости). Под старостью, лежащей  в основе пенсионного обеспечения, понимают достижение установленного законодательством  возраста, с которым связывают  определенные правовые последствия.[19,с.184]

    Способом  реализации гражданами конституционного права на материальное обеспечение  при достижении установленного законом  возраста являются пенсии по возрасту. Это преобладающий вид пенсионного  обеспечения. Как ранее отмечалось, все пенсии (в том числе и  пенсии по возрасту) подразделяются на два вида: трудовые и социальные. Трудовые пенсии по возрасту в зависимости от оснований их предоставления и круга лиц, имеющих право на этот вид пенсий, подразделяются на пенсии по возрасту на общих основаниях и пенсии по возрасту на льготных основаниях.

    Лицам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим установленного законом  трудового стажа, необходимого для  назначения пенсии по возрасту на общих  основаниях, при наличии пятилетнего  страхового стажа назначается пенсия по возрасту при неполном трудовом стаже.

    Пенсии  по возрасту имеют следующие признаки:

  • ежемесячные выплаты. Все виды пенсий выплачиваются каждый месяц по месту жительства;
  • выплачиваются из средств Фонда социальной защиты;
  • назначаются в случае достижения лицом пенсионного возраста;
  • выплачиваются в размерах, зависящих от прошлого заработка, выплачиваются при наличии определенной продолжительности трудового стажа (для мужчин - 25 лет, для женщин - 20 лет).

    Право на пенсию по возрасту на общих основаниях зависит от трех условий: возраста, общего трудового стажа и факта  уплаты страховых взносов. В Законе предусмотрено, что пенсии на общих основаниях назначаются мужчинам по достижении ими возраста 60 лет, а женщинам - 55 лет и при стаже работы соответственно не менее 25 и 20 лет.

    Право на пенсию по возрасту в связи с  особыми условиями труда независимо от места последней работы имеют работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, -- но Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей1 и по результатам аттестации рабочих мест:

  • мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;
  • женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

    При назначении пенсии за работу с особыми  условиями труда применяются  списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право  на такую пенсию, утверждаемые Советом  Министров Республики Беларусь:

  • список производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию но возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 1);
  • список производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 2).

    Министерству  труда и социальной защиты дано право  устанавливать тождественность профессий, имеющих иное наименование, чем предусмотрено Общегосударственным классификатором профессий рабочих и должностей служащих (ОКПД), и давать разъяснения о применении списков № 1 и 2.

   Военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, Контузии или увечья, полученных при  исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, имеют  право на пенсию по возрасту:

  • мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
  • женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

    Матери  военнослужащих, смерть которых связана  с исполнением обязанностей военной  службы, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при  стаже работы не менее 20 лет.

    Женщины, родившие пять и более детей и  воспитавшие их до 8-летнего возраста, имеют право на пенсию, но возрасту по достижении 50 лет (а также женщины, у которых к этому времени  пятый ребенок не достиг 8 лет) и  при стаже работы не менее 15 лет.

    Женщины, родившие пять и более детей и  воспитавшие их до 16-летнего возраста, при стаже работы в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского  хозяйства непосредственно в  производстве сельскохозяйственной продукции  не менее К) лет (без зачета в стаж работы времени ухода за детьми) имеют право на пенсию независимо от возраста.

    Матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов  с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право  на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Отцы, воспитывавшие  детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию но возрасту по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту в соответствии с законодательством и отказалась от этого нрава в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в соответствии с законодательством в связи с ее смертью.

    Лица, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональные карлики  имеют право на пенсию по возрасту:

  • мужчины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 20 лет;
  • женщины - по достижении 40 лет и при стаже работы не менее 15 лет.

    Инвалиды  с детства имеют право на пенсию по возрасту:

  • мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
  • женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

    Дифференциация  пенсионного возраста но признаку пола - это характерная особенность Республики Беларусь, а в прошлом СССР, но это не повсеместное явление в мире. В большинстве стран возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин одинаковый. Так, в Японии и Канаде мужчины и женщины выходят на пенсию в 65 лет.

    В настоящее время в связи с  сокращением рождаемости, продолжительности  жизни население Республики Беларусь не увеличивается, а уменьшается. Так, за период с 1993 г. по 2003 г. население  сократилось на 399 тыс. человек, коэффициент  рождаемости населения составил 1,3, а для простого воспроизводства  населения он должен быть не ниже 2,15.

    В связи с этим предлагается повысить пенсионный возраст, чтобы оптимизировать экономическую нагрузку пенсионной системы, так как пенсионный возраст  определяет соотношение численности  пенсионеров и лиц, занятых в  народном хозяйстве. Повышение пенсионного  возраста должно быть обосновано следующими объективными причинами: возросшей  продолжительностью жизни, улучшением ее качества, состоянием трудоспособности населения. Возраст, при достижении которого гражданин имеет право на пенсию, фактически не ниже, чем в других странах, поскольку продолжительность жизни у нас короче, чем в других странах. Так, средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 62 года. 

Подраздел 2.1.2. Пенсия по инвалидности 

    Инвалидность  – это понятие не только медицинское. Но и социально-правовое. С каждым годом количество инвалидов в  мире возрастает.

    Согласно  ст. 1 Декларации о правах инвалидов  от 9 декабря 1975 года, "инвалид" означает любое лицо,  которое не  может самостоятельно   обеспечить  полностью или частично  потребности    нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь    то  врожденного или нет,  его или ее физических или умственных   способностей.

    Инвалиды  должны пользоваться всеми правами,  изложенными в    Декларации.  Эти права должны  быть  признаны  за  всеми    инвалидами  без каких бы  то ни было исключений и без различия и    дискриминации по  признаку  расы,  цвета   кожи,   пола,   языка,    вероисповедания,  политических  или иных убеждений,  национального   или социального происхождения,  материального положения,  рождения    или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к   самому инвалиду или к его или ее семье.

    Инвалиды  имеют  право  на   экономическое   и   социальное    обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни (ст. 7 Декларации).

    Законом Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224-XІІ «О социальной защите инвалидов  в Республике Беларусь»  предусмотрено  понятие «инвалид». Инвалид – лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими гражданами.

Информация о работе Виды пенсий по праву социального обеспечения