Виды пенсий по праву социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 19:23, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать понятия видов пенсии по праву социального обеспечения.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
* проанализировать законодательство в сфере пенсионного обеспечения;
* рассмотреть проблемы реформирования пенсионного обеспечения;
* исследовать понятие и правовые основы пенсионного обеспечения;
* проанализировать понятия видов пенсий;
* раскрыть сущность понятий трудовых и социальных пенсий;
* проанализировать сущность профессионального страхования.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Проблемы реформирования пенсионного обеспечения Республики Беларусь…………………………………………………………………….……...5
Глава 2. Понятие, виды пенсий в Республике Беларусь……………………....11
Раздел 2.1. Трудовые пенсии……………………………………………………12
Подраздел 2.1.1. Пенсия по возрасту……………………………….…………..12
Подраздел 2.1.2. Пенсия по инвалидности…………………………………….16
Подраздел 2.1.3. Пенсия по случаю потери кормильца………………………18
Подраздел 2.1.4. Пенсия за выслугу лет………………………………………..21
Подраздел 2.1.5. Пенсия за особые заслуги перед республикой……..………29
Раздел 2.2. Социальные пенсии……………………………………………...…30
Раздел 2.3.Профессиональные пенсии…………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованных источников…………………………….……………..43

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 67.74 Кб (Скачать документ)
  • инвалидам I группы, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет – 50 процентов;
  • инвалидам II группы – 30 процентов;
  • инвалидам III группы – 15 процентов;
  • детям, потерявшим кормильца, – 25 процентов.

    К социальной пенсии инвалидам I группы вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС, других радиационных аварий устанавливается надбавка на уход за ними в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту. 

Раздел 2.3. Профессиональные пенсии 

    Особое  внимание стоит уделить профессиональному  страхованию, так как законодательство, регулирующее данный вопрос, начало действовать относительно недавно, а именно законодательство основывается на Законе Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» от 5 января 2008 г. № 322-З, Постановлении Совета Министров «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» от 9 октября 2008 г. № 149,а также на Законе Республики Беларусь  «О пенсионном обеспечении» от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII.

    Согласно  ст. 1 Закона «О профессиональном пенсионном страховании», профессиональное пенсионное страхование – система установленных государством отношений, заключающихся в формировании средств за счет взносов на профессиональное пенсионное страхование, уплачиваемых работодателями за работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности (далее – особые условия труда), и использовании этих средств для выплаты пенсий в связи с особыми условиями труда.

    Субъекты  профессионального пенсионного  страхования – страховщик, страхователь, застрахованное лицо. Страховщик – юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с Законом деятельность по профессиональному пенсионному страхованию; страхователь – работодатель из числа юридических лиц (включая юридические лица с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь), их представительств, филиалов, предоставляющий работу в особых условиях труда по трудовым договорам, уплачивающий взносы на профессиональное пенсионное страхование; застрахованное лицо – физическое лицо, за которое уплачиваются (уплачивались) взносы на профессиональное пенсионное страхование в связи с занятостью в особых условиях труда.

Профессиональное  пенсионное страхование организуется и функционирует на принципах:

  • ответственности работодателей за предполагаемое снижение трудоспособности работника вследствие занятости в особых условиях труда до достижения общеустановленного пенсионного возраста;
  • предоставления профессиональной пенсии в качестве целевого возмещения утраты заработной платы вследствие прекращения работы в особых условиях труда до достижения общеустановленного пенсионного возраста или в виде дополнительной выплаты после достижения общеустановленного пенсионного возраста;
  • выбора застрахованным лицом компенсации за работу в особых условиях труда в виде досрочной или (и) дополнительной профессиональной пенсии;
  • накопительного формирования средств на выплату профессиональных пенсий;
  • эквивалентности размера профессиональной пенсии объему пенсионных сбережений;
  • социального партнерства при осуществлении профессионального пенсионного страхования;
  • государственного контроля за осуществлением профессионального пенсионного страхования.

      Профессиональному пенсионному  страхованию с учетом условий,  предусмотренных настоящим Законом,  подлежат:

  • работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (по спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей);
  • работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (по списку производств, работ, профессий, должностей и показателей);
  • работники летного и летно-испытательного состава гражданской авиации (по перечню должностей);
  • работники, осуществляющие непосредственное управление полетами воздушных судов гражданской авиации (по перечню должностей);
  • работники инженерно-технического состава гражданской авиации (по перечню должностей и работ);
  • бортоператоры и бортпроводники воздушных судов гражданской авиации;
  • работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах (по перечню текстильных производств и профессий);
  • женщины, работающие трактористами, трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;
  • мужчины, работающие трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции;
  • женщины, работающие животноводами (операторами животноводческих комплексов и механизированных ферм) и свиноводами (операторами свиноводческих комплексов и механизированных ферм), выполняющие определенные виды работ (по перечню), а также работающие доярками (операторами машинного доения);
  • водители пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) городских и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским;
  • работники экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;
  • отдельные категории артистов театров и других театрально-зрелищных организаций, а также коллективов художественного творчества (по перечню);
  • спортсмены, занимающиеся профессиональным спортом (по перечню видов спорта);
  • отдельные категории медицинских и педагогических работников (по перечню учреждений, организаций и должностей).

    Право на досрочную профессиональную пенсию имеют:

    1.застрахованные  лица, указанные в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 5 Закона, из числа:

  • работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников, при профессиональном стаже не менее 25 лет – раньше достижения общеустановленного возраста на 15 лет; при профессиональном стаже не менее 20 лет в ведущих профессиях на этих работах (горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин) – на 20 лет;
  • других работников, занятых полный рабочий день на подземных работах, работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, при профессиональном стаже не менее 10 лет у мужчин и не менее 7 лет 6 месяцев у женщин и стаже работы соответственно не менее 20 и 15 лет – раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет; при профессиональном стаже не менее 5 лет у мужчин и не менее 3 лет 9 месяцев у женщин и стаже работы соответственно не менее 25 и 20 лет – раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 1 год за каждый год профессионального стажа у мужчин и за каждые 9 месяцев такого стажа у женщин;

    2. застрахованные лица, указанные  в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 5 Закона, при профессиональном стаже не  менее 12 лет 6 месяцев у мужчин  и не менее 10 лет у женщин  и стаже работы соответственно не менее 25 и 20 лет – раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет; при профессиональном стаже не менее 6 лет 3 месяцев у мужчин и не менее 5 лет у женщин и стаже работы соответственно не менее 25 и 20 лет – раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев профессионального стажа у мужчин и за каждые 2 года такого стажа у женщин;

    3. застрахованные лица, указанные  в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 5 Закона, при профессиональном стаже не  менее 25 лет у мужчин и не  менее 20 лет у женщин – раньше  достижения общеустановленного  пенсионного возраста на 20 лет.  При увольнении с летной работы по состоянию здоровья (болезни) и профессиональном стаже не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин – раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года профессионального стажа у мужчин и за каждые 1 год 6 месяцев такого стажа у женщин;

    4. застрахованные лица, указанные  в подпункте 1.4 статьи 5 Закона, при  профессиональном стаже не менее  12 лет 6 месяцев у мужчин и  не менее 10 лет у женщин и  стаже работы соответственно  не менее 25 и 20 лет – раньше  достижения общеустановленного  пенсионного возраста на 10 лет;

    5. застрахованные лица, указанные  в подпунктах 1.5, 1.8, 1.9, 1.11, 1.12 пункта 1 статьи 5 Закона, при профессиональном  стаже не менее 20 лет у мужчин  и не менее 15 лет у женщин  и стаже работы соответственно  не менее 25 и 20 лет – раньше  достижения общеустановленного  пенсионного возраста на 5 лет;

    6. застрахованные лица, указанные  в подпункте 1.6 пункта 1 статьи 5 настоящего  Закона, из числа:

  • бортоператоров при профессиональном стаже не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин – раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 15 лет. При увольнении с работы по состоянию здоровья (болезни) и профессиональном стаже не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин – раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года профессионального стажа у мужчин и за каждые 1 год 6 месяцев такого стажа у женщин;
  • бортпроводников при профессиональном стаже не менее 15 лет у мужчин и стаже работы не менее 25 лет – раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, при профессиональном стаже не менее 10 лет у женщин и стаже работы не менее 20 лет – раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет;

    7. застрахованные лица, указанные  в подпунктах 1.7, 1.10 пункта 1 статьи 5 Закона, при профессиональном стаже  не менее 20 лет – раньше  достижения общеустановленного  пенсионного возраста на 5 лет;

    8. застрахованные лица, указанные  в подпункте 1.13 пункта 1 статьи 5 Закона, при профессиональном стаже не  менее 20, 25 или 30 лет (в зависимости  от характера творческой деятельности) – раньше достижения общеустановленного  пенсионного возраста соответственно  на 15, 10 или 5 лет;

    9. застрахованные лица, указанные  в подпункте 1.14 пункта 1 статьи 5 Закона, из числа:

  • отдельных категорий спортсменов, являвшихся членами национальных команд Республики Беларусь по видам спорта не менее 5 лет (по перечню спортивных достижений), – при профессиональном стаже не менее 5 лет и стаже работы не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин – раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет;
  • других спортсменов – при профессиональном стаже не менее 15 лет у мужчин и не менее 10 лет у женщин и стаже работы соответственно не менее 25 и 20 лет – раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет;

    10. застрахованные лица, указанные  в подпункте 1.15 пункта 1 статьи 5 Закона, при профессиональном стаже не  менее 30 лет у мужчин и не  менее 25 лет у женщин – раньше  достижения общеустановленного  пенсионного возраста на 5 лет.

    Таким образом, профессиональная пенсия – ежемесячная денежная выплата за счет пенсионных сбережений в виде досрочной профессиональной пенсии или (и) дополнительной профессиональной пенсии. 

    Итак, по действующему законодательству выделяют два вида пенсий: трудовые и социальные. В свою очередь трудовые включают в себя пенсии по возрасту; по инвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет; за особые заслуги перед республикой. Также было рассмотрено понятие профессиональной пенсии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Целью написания курсовой работы был анализ понятий видов пенсии по праву социального обеспечения. Для достижения цели следовало решить следующие задачи:

  • проанализировать законодательство в сфере пенсионного обеспечения;
  • рассмотреть проблемы реформирования пенсионного обеспечения;
  • исследовать понятие и правовые основы пенсионного обеспечения;
  • проанализировать  понятия видов пенсий;
  • раскрыть сущность понятий трудовых и социальных пенсий;
  • проанализировать сущность профессионального страхования.

    Исследовав  мнения различных авторов и положения нормативных правовых актов, можно сделать следующие выводы.

    Последовательное  осуществление   реформы   системы  пенсионного обеспечения  в  целом  будет  иметь   благоприятные   социальные   и экономические результаты.     Пенсионная система,  освобожденная  от   не   свойственных   ей функций,  будет  полностью  сосредоточена  на  проблеме  обеспечения приемлемого  уровня   жизни   нетрудоспособных   граждан. И первые шаги на пути реформирования уже сделаны.

    Следствием  пенсионной  реформы  должно  явиться  улучшение общей социальной и экономической ситуации в  стране.  Снизится  социальная напряженность,  обусловленная  во  многом  социально  несправедливым характером действующей пенсионной системы.

Информация о работе Виды пенсий по праву социального обеспечения