Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:49, курсовая работа
Целью работы является изучение видов профессиональной деятельности на фондовом рынке.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1.Рассмотреть функции фондового рынка;
2.Изучить особенности регулирования фондового рынка;
3.Выявить профессиональных участников на фондовом рынке;
4.Дать характеристики основных видов профессиональной деятельно-сти на фондовом рынке.
Введение 3
Глава 1. Место и роль фондового рынка в рыночной экономике 5
1.1.Функции фондового рынка. Фондовый рынок: первичный и
вторичный 5
1.2 Регулирование фондового рынка 13
Глава 2. Профессиональная деятельность на фондовом рынке 18
2.1.Профессиональные участники на фондовом рынке 18
2.2. Характеристика основных видов профессиональной
деятельности на фондовом рынке 22
Заключение 28
Список литературы 29
Приложения 31
Возможность перепродажи – важнейший фактор, учитываемый инвестором при покупке ценных бумаг на первичном рынке. Функцией вторичного рынка становится сбалансированность фондового рынка и обеспечение ликвидности. Ликвидный рынок характеризуется незначительным разрывом между ценой продавца и ценой покупателя; небольшими колебаниями цен от сделки к сделке. Более того, я сделала вывод, что ликвидность рынка тем больше, чем больше число участников продажи и возможность оперативной перепродажи ценных бумаг, а также чем выше процент новизны предложенных для продажи ценных бумаг.
Существуют две
Наиболее простой формой организации фондовой торговли выступает стихийный рынок. Здесь продавцы и покупатели, общаясь между собой, определяют уровень спроса и предложения на те или иные ценные бумаги и заключают сделки непосредственно друг с другом. Заключение сделки на стихийном рынке зависит от того, насколько удачно случай сводит продавцов и покупателей, а условия совершения разных торговых операций могут существенно различаться даже тогда, когда они происходят в один и тот же момент.
Внебиржевой оборот возникает как альтернатива бирже .Многие компании не могли выходить на биржу, так как их показатели не соответствовали требованиям, предъявляемых для их регистрации на бирже. В настоящее время во внебиржевом обороте обращается преобладающая часть всех ценных бумаг. Это акции небольших фирм, действующих в традиционных отраслях, акции крупных компаний, учреждённых в новейших отраслях экономики, потенциально способных превратиться в крупнейшие корпорации, ценные бумаги кредитных институтов, традиционно ограничивающих сферу обращения своих ценных бумаг, государственные и муниципальные ценные бумаги, новые выпуски акций.
Торговлю на внебиржевом обороте ведут специалисты: брокерские и дилерские компании, часто совмещающие свои функции. Во внебиржевом обороте отсутствует единый физический центр для выполнения операций, и сделки купли-продажи осуществляются через телефонные и компьютерные сети. Цены устанавливаются путём переговоров, по правилам, регулирующим внебиржевой оборот, которые всегда менее жестки по сравнению с правилами торговли, действующим на бирже.
Как известно, в России организованным центром внебиржевого оборота служит Российская торговая система (РТС), объединяющая брокерско-дилерские компании центрального региона и северо-запада.
Традиционной формой вторичного рынка выступает фондовая биржа – организованный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг и других финансовых инструментов, один из регуляторов финансового рынка, обслуживающий движение денежных капиталов.
Роль фондовой биржи в экономике страны определяется прежде всего степенью разгосударствления собственности, точнее – долей акционерной собственности в производстве валового национального продукта. Кроме того, роль биржи зависит от уровня развития фондового рынка в целом.
К основным функциям фондовой биржи относятся:
Чтобы ценные бумаги
обращались на фондовой бирже,
они должны преодолеть ряд
барьеров: комиссия по листингу(
В результате, проанализировав вышеизложенную информацию, можно сделать заключение, что фондовая биржа позволяет обеспечить концентрацию спроса и предложения ценных бумаг, их сбалансированность путём биржевого ценообразования, реально отражающего уровень эффективности функционирования акционерного капитала. [12, c.117]
Регулирования фондового рынка - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование фондового рынка охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка.
Регулирование участников
рынка может быть внешним и
внутренним. Внутреннее регулирование
– это подчиненность
Регулирование фондового рынка осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
-государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
-регулирование со стороны профессиональных участников фондового рынка, или саморегулирование рынка;
-общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; в конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на фондовом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка .
Процесс регулирования на фондовом рынке включает:
Государство на фондовом рынке выступает в качестве:
Государственное регулирование фондового рынка - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.
Система государственного регулирования включает:
- государственные и иные нормативные акты;
Формы государственного управления рынка можно разделить на:
Прямое, или административное, управление фондовым рынком со стороны государства осуществляется путем:
Косвенное, или экономическое, управление фондовым рынком осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
Существуют две концепции регулирования государством фондового рынка:
Первая концепция - регулирование рынка преимущественно сосредотачивается в государственных органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством, так называемым саморегулирующимся организациям. Пример - Франция.
Вторая концепция - максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс , а индивидуальные согласования с участниками рынка при том, что государство сохранят за собой основные контрольные позиции, возможности в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример - Великобритания.
В реальной практике развитых зарубежных рынков степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. Таким образом, можно заключить что, структура государственных органов, регулирующих рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране и автономии регионов (в странах с федеральным устройством часть полномочий государства на фондовом рынке передана территориям, например в США - штатам, в Германии- землям и т.д.).Общей тенденцией с 30-х годов является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам, регулирующих рынки ценных бумаг, которые привлекают во всех странах все большую долю финансовых активов.
Структура органов государственного
регулирования российского фонд
Саморегулируемые организации - это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками фондового рынка на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов фондового рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.
По российским правовым нормам саморегулирующиеся организации могут принимать форму: ассоциаций, профессиональных союзов, профессиональных общественных организаций.
Надзор за деятельностью
саморегулирующихся
Ярким примером подобных организаций в нашей стране является Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). [7, c.14]
На фондовом рынке работают профессиональные участники, которых по характеру выполняемых ими функций можно разделить на следующие большие группы:
• основная группа – операторы, осуществляющие сделки купли-продажи ценных бумаг. Они совершают эти операции на фондовых торговых площадках;
• организаторы работы торговых площадок;
• клиринговые организации, банки и депозитарии, осуществляющие учет взаимных обязательств и движения права собственности на ценные бумаги между участниками сделки;
• реестродержатели (регистраторы), осуществляющие соответствующие записи в реестре акционеров о новых владельцах ценных бумаг.
Рассмотрим подробнее функции упомянутых выше профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Операторы. Сделки купли-продажи ценных бумаг заключают операторы – брокеры, дилеры и компании, осуществляющие доверительное управление предоставленными им денежными средствами.
Брокеры осуществляют сделки на рынке ценных бумаг в интересах другого лица в качестве посредника (поверенного или комиссионера) этого лица.
Информация о работе Виды профессиональной деятельности на фондовом рынке