Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:44, курсовая работа
Цель данной работы - отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в системе развития Российской Федерации.
Введение ……………………………………………………………………. 3
1. Внебюджетные фонды
1.1 Сущность и назначение внебюджетных фондов ………………… 5
1.2 Источники, порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов социального назначения ……………………. 8
2. Пенсионный фонд Российской Федерации ………………………… 13
3. Фонд социального страхования …………………………………….. 15
4. Фонд обязательного медицинского страхования
4.1 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования .. 18
4.2 Территориальные фонды обязательного медицинского
страхования …………………………………………………………….. 20
5. Государственный фонд занятости населения …………………... 21
Заключение …………………………………………………………….... 23
Приложения …………………………………………………………….. 25
Список литературы …………………………………………………… 28
За счет страховых взносов работодателей, работающих граждан, а с 2001 года - отчислений от социального налога формируется около 90 процентов доходов Пенсионного фонда. Сведения о поступлении и расходовании средств Пенсионного фонда Российской Федерации приведены в таблице 1.
Второй по объему поступлений статьей доходов Пенсионного фонда являются поступления из федерального бюджета. За счет этого источника формируется до 10 и более процентов бюджета Пенсионного фонда.
Из других статей дохода Пенсионного фонда в последние годы наиболее значительными являются средства, поступающие за счет применения финансовых санкций к работодателям и капитализации временно свободных средств.
Средства пенсионного фонда направляются на:
1. Выплату государственных пенсий;
2. Выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
3. Оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
4. Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов.
3.Фонд социального страхования
Фонд социального страхования Российской Федерации создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 года № 822 «О фонде социального страхования Российской Федерации» и действует в соответствии с Положением от 12 февраля 1994 года № 101 « О фонде социального страхования Российской Федерации».
Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве Российской Федерации.
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав государственного бюджета и других фондов.
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения Правлением Фонда утверждаются Председателем Фонда.
В Фонд социального страхования Российской Федерации входят исполнительные органы:
1. Региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;
2. Центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
3. Филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
Главными задачами Фонда являются:
обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.
Средства Фонда социального страхования Российской Федерации формируются за счет:
страховых взносов работодателей в виде отчислений от социального налога;
страховых взносов индивидуальных предпринимателей, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов, обязанных уплачивать взносы в соответствии с действующим законодательством;
доходов от капитализации временно свободных денежных средств;
ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие радиационных аварий и их последствий.
добровольных взносов граждан и юридических лиц;
поступлений от реализации путевок, оплачиваемых за счет средств Фонда;
средств, взыскиваемых со страхователей, в результате предъявления регрессивных требований;
других поступлений.
На долю страховых взносов в последние годы приходилось до 94 процентов доходов Фонда; около двух процентов составляли доходы от поступлений за путевки и проценты по вкладам; примерно столько же составляли поступления из федерального бюджета.
На региональном федеральном уровне централизуется до 26 процентов страховых взносов Фонда. В распоряжении страхователя остается около 74 процентов страховых взносов, а также средства, полученные в счет частичной оплаты путевок, выдаваемых работникам по линии социального страхования. Средства социального страхования на счета застрахованных не зачисляются.
Основными направлениями использования средств Фонда являются выплаты пособий:
по временной нетрудоспособности работника;
на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, оплату проезда к месту лечения и обратно;
на погребение;
семьям, имеющим детей, а именно: пособия по беременности и родам; единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременные пособия при рождении ребенка; ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет; ежемесячные пособия на ребенка до достижения им 16 лет, а для учащихся общеобразовательных школ - до ее окончания, но не старше 18 лет.
Кроме того, значительные средства расходуются на: частичное содержание санаторных и оздоровительных центов, в том числе для детей и юношества; проведение научно- исследовательских работ в области социального страхования и охраны труда; обеспечение текущей деятельности Фонд социального страхования.
Наиболее крупными статьями бюджета Фонд социального страхования являются выплаты по временной нетрудоспособности вместе с выплатами пособий на детей (около 60%), на санаторно-курортное обслуживание (около 30 %). Выплаты пособий семьям, имеющим детей, составляют примерно 20 процентов бюджета Фонда социального страхования. В условиях низкой рождаемости, такая доля на выплату пособий, семьям, имеющим детей, представляется крайне низкой. Ее вполне можно было бы увеличить по крайней мере в два раза за счет снижения доли расходов на санаторно-курортное лечение , оздоровление и проезд к месту лечения и отдыха. Сведения о поступлении и расходовании средств Фонда социального страхования приведены в таблице 2.
4. Фонд обязательного медицинского страхования
4.1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Фонды обязательного медицинского страхования созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» полностью введенных в действие с 18 января 1993 года.
Цель медицинского страхования состоит в предоставлении гарантий гражданам при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи за счет накопленных средств, а также в финансировании профилактических мероприятий. Медицинское страхование в Российской Федерации осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование является составной частью социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих Программам обязательного медицинского страхования.
Введение обязательного медицинского страхования означало для государственного здравоохранения переход к смешанной системе финансирования - бюджетно-страховой. Бюджетные средства обеспечивают финансирование в части неработающего населения (пенсионеры, домохозяйки, учащиеся и т.п.), а внебюджетные средства - работающих граждан. Страхователями соответственно выступают исполнительные органы субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и хозяйствующие субъекты, а также граждане - предприниматели, не имеющие статус юридического лица.
Фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово - кредитными учреждениями. Они предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивание финансовых ресурсов на его проведение.
Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» и действует на основании Положения, утвержденного данным постановлением.
На Федеральный фонд обязательного медицинского страхования возложены следующие основные функции:
выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
разработка нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации;
организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования.
участие в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования и в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства федерального фонда обязательного медицинского страхования формируются за счет:
1. страховых взносов работодателей в виде отчислений от социального налога;
2. взносов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
3. ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
4. доходов от использования временно свободных финансовых средств федерального фонда обязательного медицинского страхования;
5. нормирование страхового запаса финансовых средств федерального фонда;
6. добровольных взносов и иных поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В последние годы страховые взносы составляли до 96 процентов доходов федерального бюджета фонда обязательного медицинского страхования.
Основная функция федерального фонда обязательного медицинского страхования состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования путем предоставления им субвенций. На эти цели расходуется более 85 процентов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Около 10 процентов бюджета используется на финансирование материально-технического и лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения федерального уровня. Отчет об использовании средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования представляется в Правительство Российской Федерации и на утверждение в Федеральное собрание Российской Федерации и Президенту Российской Федерации. Сведения о поступлении и расходовании средств федерального фонда обязательного медицинского страхования приведены в таблице 3.
4.2 Территориальные фонды обязательного медицинского
страхования
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются местными органами власти и действуют на основании Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года, для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования. В городах и районах могут создаваться филиалы, действующие в соответствии с Положением, утвержденным исполнительным директором территориального фонда обязательного медицинского страхования.
На территориальный фонд возложены следующие основные функции:
финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщиками);
выравнивание финансовых ресурсов районов и городов, направленное на проведение обязательного медицинского страхования;