Внутрибанковский контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 09:03, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение внутрибанковского контроля. Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) Изучить понятие и содержание внутрибанковского контроля в РФ.
2) Исследовать виды внутрибанковского контроля.
3) Рассмотреть основные способы (методы) осуществления внутрибанковсого контроля.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......4
Глава 1.Внутренний контроль в системе управления банком……....….….......5
Параграф 1.Сущность внутреннего контроля в банках ……….………………5
Параграф 2. Основные направления и виды внутреннего контроля…………..8
Глава 2. Организация внутреннего контроля в банке…………………..…......15
Параграф.1.Система внутреннего контроля деятельности банка…….............16
Параграф.2. Служба внутреннего контроля деятельности банка…….............20
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию банковского контроля ………………………………………………...….................................23
Заключение…………………………………………………………….….....…..28
Список использованных источников………………………………..….…..….30

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.doc

— 305.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….......4

Глава 1.Внутренний контроль в системе управления банком……....….….......5

Параграф 1.Сущность внутреннего контроля в банках ……….………………5

Параграф 2. Основные направления и виды внутреннего контроля…………..8

Глава 2. Организация внутреннего  контроля в банке…………………..…......15

Параграф.1.Система внутреннего контроля деятельности банка…….............16

Параграф.2. Служба внутреннего контроля деятельности банка…….............20

Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию банковского контроля ………………………………………………...….................................23

Заключение…………………………………………………………….….....…..28

Список использованных источников………………………………..….…..….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Важным направлением банковской деятельности является организация внутрибанковского контроля, который характеризуется как совокупность приемов и методов, применяемых банком для контроля проводимых им операций. Однако внутренний контроль нельзя рассматривать как простую единовременную процедуру. Внутренний контроль – постоянно осуществляемый на всех уровнях банковской деятельности, позволяет формировать систему, которая обеспечивает полную и качественную проверку деятельности банка на всех участках.  
          Темой данной работы выбран внутрибанковский контроль, т.к. он является более широким и осуществляется ежедневно, при осуществлении текущей деятельности коммерческих банков. В условиях мирового финансового кризиса, восстановление российской экономики невозможно без нормально функционирующей банковской системы, которая должна функционировать соблюдая российское законодательство и общепринятые экономические законы. Но там, где большие деньги, всегда есть соблазн больших махинаций с деньгами, для недопущения данных махинаций без внутреннего контроля не обойтись. Как видно вопрос внутрибанковского контроля сегодня довольно актуален и исходя из этого целью данной работы является изучение внутрибанковского контроля. Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач: 
 
1)    Изучить понятие и содержание внутрибанковского контроля в РФ. 
 
2)    Исследовать виды внутрибанковского контроля. 
 
3)    Рассмотреть основные способы (методы) осуществления внутрибанковсого контроля.

 

ГЛАВА 1. ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ  БАНКОМ

Параграф 1.Сущность внутреннего контроля

Организация системы  внутрибанковского контроля является актуальной задачей, которая во многом определяет возможность стабильного  развития каждой кредитной организации  и банковской системы в целом. Важными документами, определяющими порядок организации системы внутреннего контроля в банках, являются не только Положение ЦБР от 16 декабря 2003 г. N 242-П (ред. от 05.03.2009)  "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях банковских группах" и внутреннее положение, действующее в каждом коммерческом банке, но и документы Базельского комитета по банковскому надзору «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях», «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» и др.

Под внутрибанковским контролем понимается совокупность средств и методов проверки выполнения работниками банка кассовых, расчетных, кредитных и других операций.

Внутрибанковский контроль осуществляется всеми работниками  учетно-операционного аппарата на соответствующих участках работы. Ответственность за формирование системы внутреннего контроля возлагается на руководящий состав работников банка, однако в этом процессе должен быть задействован каждый банковский служащий. Внутрибанковский контроль имеет значение в обеспечении сохранности денежных средств и ценностей, как обслуживаемых предприятий, организаций, учреждений, так и самого банка, а также законности выполняемых его учреждениями операций, точного и своевременного отражения их в учете. При помощи банковского контроля не только создаются возможности не допустить ошибки при выполнении операции или же выявить их, если они уже были допущены, но и принять меры к их устранению, а также установить виновных лиц, допустивших ошибки. Основное назначение системы внутреннего контроля в банке заключается в проверке:

- соблюдения действующего законодательства; обеспечение законности в выполнение операций и сохранности средств и ценностей 
- соответствия деятельности кредитной организации плану ее развития;

- достоверности, оперативности и полноты финансовой и управленческой информации;

- рациональности проводимых  мероприятий по поддержанию ликвидности,  рентабельности и устойчивости  банка.

Главные цели внутреннего  контроля можно классифицировать так: эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками; достоверность, полнота и своевременность финансовой и управленческой информации; соблюдение законодательства и нормативных актов; исключения вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти и Банк России.

Методы и  технические средства, применяемые  для осуществления внутреннего контроля, определяет сама кредитная организация исходя из конкретных условий работы, характера операций и их объема.

Контроль осуществляется путем визуальной проверки документов, оформленных на бумажном носителе  или программным путем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Параграф 2. Основные направления и виды внутреннего контроля

Внутренний контроль в коммерческих банках необходимо классифицировать по следующим направлениям:

· в зависимости от специфики решаемых задач следует  различать - административный, бухгалтерский, финансовый, правовой, технологический и управленческий;

- в зависимости от объемов и полноты охвата контролем - полный или частичный, комплексный или тематический, сплошной или выборочный;

- в зависимости от времени совершения контрольных действий - предварительный, текущий и последующий;

- в зависимости от источников информации (данных), на основе которых осуществляется контроль - документальный, фактический и компьютерный;

- в зависимости от используемых приемов и процедур при проведении внутреннего контроля - общеметодические приемы: аудит, анализ, ревизия, мониторинг и др.; приемы документального контроля: юридическая оценка, логический контроль, встречная проверка, формальная проверка, способ обратного счета и др.; приемы фактического контроля: инвентаризация, экспертиза, визуальное наблюдение, контрольный замер, лабораторный анализ и др.

 

 

 

 

                                                                                                                        

                                                                                                                

Таблица

Классификация видов  внутреннего контроля в  банке

 

Различаются следующие  виды внутрибанковского контроля:

  1. предварительный
  2. текущий
  3. последующий

Предварительный контроль – это система внутреннего контроля, которая начинается с контроля за подбором и расстановкой кадров. Этот вид контроля дает возможность работникам банка своевременно до начала оформления операции выявлять допущенные нарушения и предотвращать незаконные действия. При этом исключается возможность принятия решений, затрагивающих финансовое состояние банка лицами сомнительной, деловой и общественной репутации. Для достижения этой цели, службы работы с персоналом должны иметь четкие критерии квалификационных и личностных характеристик сотрудников применительно к содержанию работы и объему ответственности. Служба внутреннего контроля осуществляет контроль за соблюдением установленных критерий, а по определенному кругу работников, которые в силу своего служебного положения принимают решения от имени всего банка, согласовывают назначения на должность. В этом случае служба внутреннего контроля проверяет: 
– содержание заключенного с работниками договора, контракта, соглашения; 
–наличие документа, служебные инструкции, строго регламентирующих должностные обязанности сотрудника до того как, он непосредственно приступил к выполнению служебных обязательств.

Предварительный и текущий контроль, осуществляемые до и в момент совершения операции, охватывает все банковские операции. Текущий контроль осуществляется в процессе совершения операции и её отражения в учете. В процессе документооборота заключается в проверке законности операций, соблюдение правильности оформления документов. К текущему контролю относится также: проверка реестров аналитического и синтетического учета при заключении операций за день. 
Текущий контроль выполняют ответственные исполнители, бухгалтеры, операционисты, начальники отделов и контролирующие их работники. Объектами такого контроля в обязательном порядке является: 
1. Соблюдение индивидуальных лимитов, открытых позиций дилеров и брокеров;

2. Объемы выдаваемых  и привлекаемых одним лицом  ресурсов;

3. Установление объема  операций и сделок выше которого  решение о проведение сделки  или операций принимаются вышестоящим руководителем или постоянно действующих коллегиальным органом правления и т.д.

4. Законность выполняемой  операции и соответствие её характеру деятельности клиента;

5. Правильность оформления  документа;

6. Возможность выполнения операции (например, наличие средств на счете клиента);

7. Своевременность оплаты  расчетных документов, соблюдение  при этом установленной очередности  платежей и т.д.

8. процессе проведения операций с наличностью

За организацию текущего контроля несет ответственность главный бухгалтер банка. Он непосредственно контролирует правильность оформления операций по открытию расчетных и текущих счетов клиентов, организует текущий контроль и ежедневное наблюдение за его проведением на всех участках учетно-операционной и кассовой работы банка. В обязанности главного бухгалтера и его заместителя входит осуществление контроля за внесением исправлений в лицевые счета, открытием и закрытием счетов, начислением процентов по ним, движением бланков строгой отчетности и квитанций о приеме наличных денег. Главный бухгалтер банка ежедневно проводит проверку заключения кассовых операций; полноту оприходования денег как инкассированных, так и поступивших в вечернюю кассу; правильность формирования и хранения всех денежно-расчетных документов и другой учетной документации. Ежедневно им контролируется своевременность и качество составления сводки оборотов банковского баланса за день. Последующий контроль производится после выполнения операции. Он дополняет два первых вида. Этот контроль дает возможность обнаружить допущенные ошибки в работе банка и принять меры к их устранению. Цель последующего контроля систематическая проверка постановки учета и документооборота и выполнения работниками учетно-операционного аппарата обязанностей законности и правильности проведения операций.

Можно выделить следующие  задачи организации последующего контроля:

- проверка постановки  учета и документооборота;

-подтверждение правильности  выполнения работниками учетно-операционного  аппарата возложенных на них обязанностей

- проверка законности  и правильности оформления выполненных  операций.

Последующие проверки проводятся по планам, которые  носят тематический характер и составляются ежеквартально. Могут проводиться  как комплексные проверки, так  и проверки, затрагивающие лишь отдельные участки учетно-операционной работы. Последующий контроль осуществляется не по каждой выполняемой операции, а по группе операций путём выборочной проверки правильности оформления и учёта отдельных операций. Проверки осуществляются специальными работниками по контролю. В ходе осуществления последующего контроля в выборочном порядке изучаются документы, которые не подвергались контролю со стороны главного бухгалтера и его заместителя. В процессе проверки устанавливается законность операции, правильность их оформления и отражения в учете. В порядке последующего контроля проводится ревизия. Участки учетно-операционной работы банка, которые подвергались ревизии или обследованию, в течение последующих трех месяцев разрешено не проверять. Результаты последующих проверок оформляются в виде справок, которые рассматриваются в пятидневный срок руководителем учреждения банка. Итоги проведенных проверок и ревизий рассматриваются руководством коммерческого банка, результатом чего является выработка и реализация мероприятий по устранению выявленных недостатков предотвращению их появления в дальнейшем. Как правило, контроль по устранению недостатков, выявленных последующими периодическими проверками, непосредственно осуществляет главный бухгалтер банка. Общую ответственность за состояние учета, организацию документооборота и контроля в коммерческом банке несет президент банка. Наличие законодательной базы, практика повседневной работы по осуществлению контроля за рисками банковской деятельности привели российские банки в процессе их становления и развития к осознанию необходимости создания систем внутреннего аудита. Основной целью внутреннего аудита является защита интересов инвесторов, банков и их клиентов, путём контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательных и нормативных актов, обеспечения надлежащего уровня банковской деятельности, которая должна соответствовать проводимых банком операций и минимизации рисков.

Отсюда вытекают и  основные задачи внутреннего аудита. К наиболее значимым из них можно отнести:

Информация о работе Внутрибанковский контроль