Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 09:03, курсовая работа
Целью данной работы является изучение внутрибанковского контроля. Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) Изучить понятие и содержание внутрибанковского контроля в РФ.
2) Исследовать виды внутрибанковского контроля.
3) Рассмотреть основные способы (методы) осуществления внутрибанковсого контроля.
Введение……………………………………………………………………….......4
Глава 1.Внутренний контроль в системе управления банком……....….….......5
Параграф 1.Сущность внутреннего контроля в банках ……….………………5
Параграф 2. Основные направления и виды внутреннего контроля…………..8
Глава 2. Организация внутреннего контроля в банке…………………..…......15
Параграф.1.Система внутреннего контроля деятельности банка…….............16
Параграф.2. Служба внутреннего контроля деятельности банка…….............20
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию банковского контроля ………………………………………………...….................................23
Заключение…………………………………………………………….….....…..28
Список использованных источников………………………………..….…..….30
- проверку выполнения банком требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России;
- определение и соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов;
- принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка;
- выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности;
- проверку сохранности активов банка;правильности отражения операций банка в учете;
- контроль за состоянием отчетности, позволяющей получать, необходимую информацию о деятельности банка и связанных с ней рисках;
- эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, органами государственного регулирования и надзора.
Таким образом, основной
задачей внутреннего
Одновременно на службу внутреннего аудита возлагаются определенные обязанности:
1) осуществление постоянного мониторинга рисков банковской деятельности;
2) разработка рекомендаций
и указаний по устранению
3) своевременное информирование руководства банка о превышения допустимых норм риска, о фактических и возможных нарушениях и др.
Один раз в год банки в составе годового отчета обязаны представлять отчеты о состоянии внутреннего контроля в Банк России, который вправе осуществлять при необходимости проверки состояния внутреннего контроля и работы службы внутреннего контроля в банках.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В БАНКЕ
В целом внутренний контроль в банках в настоящее время представляет собой важнейший компонент как системы надзора со стороны органов, регулирующих банковскую деятельность, так и внутренних управленческих систем банков. Проблема создания эффективного механизма внутрибанковского контроля является одной из самых значимых для жизни самих банков и для функционирования финансовой инфраструктуры в целом.
Основными целями функционирования системы внутреннего контроля кредитной организации являются:
- эффективность финансово-
- достоверность, полноту,
объективность и
- соблюдение нормативных
правовых актов, стандартов
- недопущение вовлечения
банка и его служащих в
- развитием внутрибанковских
(в том числе трудовых и
- контроль со стороны
органов управления за
- контроль за функционированием
системы управления
- контроль за распределением
полномочий при совершении банк
- контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности;
- разработки предложений
и осуществления контроля за
реализацией решений по
Такой широкий перечень целей является свидетельством того, что внутренний контроль охватывает почти все направления жизнедеятельности банка.
Достижение указанных целей системы внутреннего контроля обеспечивается решением следующих задач:
- соблюдение кредитной
организацией требований
- соответствие деятельности
кредитной организации
- должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для принятия эффективных управленческих решений;
- безошибочность регистрации
и обработки финансово-
- достоверность,
- рациональное и экономное
использование всех видов
- соблюдение работниками
организации установленных
- определения в документах и соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии любых решений, затрагивающие интересы банка, его собственников и клиентов
- принятие своевремменых
и эффективных решений,
- выполнение требований по эффективному управлении рисками банковской деятельности
- сохранность активов банка (имущество)
- эффективное взаимодействие
с внешними аудиторами –
К объектам системы внутреннего контроля относятся: организация деятельности кредитной организации; функционирование системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков; распределение полномочий при совершении банковских операций и других сделок; управление информационными потоками (получение и передача информации) и обеспечение информационной безопасности; функционирование системы внутреннего контроля. Организация системы внутреннего контроля банка предполагает охват контрольными процедурами всех без исключения сфер деятельности банка (тотальный контроль). Однако с точки зрения потенциального риска различные операции и сделки, проводимые банком, далеко не равнозначны. Риск возможных потерь колеблется от минимального, возникающего при проведении простейших операций, до риска утраты значительной части активов - при выборе ошибочной стратегии кредитования или при ошибках проведения инвестирования. Соответственно отличается и подход к внутреннему контролю: от создания простейших контрольных процедур в рамках бухгалтерского учета до применения сложных технологий оценки и управления риском с участием многих подразделений банка.
Субъекты системы - участники
системы внутреннего контроля, кто
главным образом проводит контроль
и кто выполняет контрольную фу
Таким образом, эффективность организации системы внутрибанковского контроля зависит от ряда внешних и внутренних факторов. К числу внешних факторов следует отнести, прежде всего, наличие необходимой нормативной базы организации системы внутреннего контроля. К внутренним факторам относится наличие специалистов, способных качественно и оперативно оценить сложившуюся в банке ситуацию и дать квалифицированные рекомендации по минимизации рисков банковской деятельности. Для проведения внутрибанковского контроля в банке должно быть создано специальное подразделением. Важным фактором обеспечения эффективной системы внутреннего контроля является создание в банке системы выявления и оценки банковских рисков. И, наконец, предпосылкой проведения качественного внутреннего контроля является наличие полной и достоверной информации о состоянии дел как в самом банке, так и в банках-конкурентах.
Параграф 2. Служба внутреннего контроля в банке
Служба внутреннего контроля действует на основании Устава банка и положения о службе внутреннего контроля, утверждаемого Советом директоров банка, подотчетна в своей деятельности органам управления банка в соответствии с учредительными документами банка и положением банка о службе внутреннего контроля. Создается для осуществления внутреннего контроля и содействия органам управления кредитной организации в обеспечении эффективного функционирования кредитной организации. Служба внутреннего контроля осуществляет следующие функции:
- проверка и оценка эффективности системы
внутреннего контроля;
- проверка полноты применения методик,
программ, правил, порядков и процедур
совершения банковских операций, управления
банковскими рисками;
- проверка надежности функционирования
системы внутреннего контроля за использованием
автоматизированных информационных систем,
включая контроль целостности баз данных
и их защиты от несанкционированного доступа
, наличие планов действий на случай непредвиденных
обстоятельств;
- проверка достоверности, полноты,
объективности и своевременности бухгалтерского
учета и отчетности и их тестирование,
а также надежности и своевременности
сбора и представления информации и отчетности;
- проверка достоверности, полноты,
объективности и своевременности представления
иных сведений в соответствии с нормативными
правовыми актами в органы государственной
власти и Банк России;
- проверка процессов и процедур внутреннего
контроля;
- оценка работы службы управления
персоналом кредитной организации;
Кредитная организация
обязана обеспечить постоянство деятельности, независимость
и беспристрастность службы внутреннего
контроля, профессиональную компетентность
ее руководителя и служащих, создать условия
для беспрепятственного и эффективного
осуществления службой внутреннего контроля
своих функций. Постоянство деятельности
службы внутреннего контроля означает,
что служба внутреннего контроля кредитной
организации должна действовать на постоянной
основе.
Кредитная организация должна установить
численный состав, структуру и техническую
обеспеченность службы внутреннего контроля
в соответствии с масштабами деятельности,
характером совершаемых банковских операций
и сделок. Служба внутреннего контроля
должна состоять из служащих, входящих
в штат кредитной организации. В кредитной
организации, входящей в состав банковской
группы, допускается передача отдельных
функций службы внутреннего контроля
службе внутреннего контроля другой кредитной
организации, входящей в банковскую группу.
Основанием для принятия решения о передаче
отдельных функций службы внутреннего
контроля является отсутствие у кредитной
организации специалистов по подлежащим
контролю видам деятельности и невозможность
или нецелесообразность найма таких специалистов
на постоянной основе с учетом характера
и масштабов деятельности кредитной организации.
Перечень передаваемых функций, порядок
взаимодействия и ответственность при
осуществлении функций службы внутреннего
контроля должны быть согласованы между
кредитными организациями в письменной
форме. При этом ответственность за эффективность
осуществления переданных функций несет
кредитная организация, принявшая решение
о передаче отдельных функций службы внутреннего
контроля. Кредитная организация обеспечивает
независимость службы внутреннего контроля.
Кредитная организация обеспечивает решение
поставленных перед службой внутреннего
контроля задач без вмешательства со стороны
органов управления, подразделений и служащих
кредитной организации, не являющихся
служащими службы внутреннего контроля.
Руководитель (его заместители) и служащие
службы внутреннего контроля, ранее занимавшие
должности в других структурных подразделениях
кредитной организации, не должны участвовать
в проверке деятельности и функций, которые
осуществлялись ими в течение проверяемого
периода и в течение двенадцати месяцев
после завершения такой деятельности
и осуществления функций. Кредитная организация
вправе устанавливать порядок перемещения
(периодичность, обоснованность) руководителя
и служащих службы внутреннего контроля
на другие должности в кредитной организации
в случае изменения характера и масштабов
деятельности, появления новых видов или
направлений деятельности и т.п. Руководителем
службы внутреннего контроля рекомендуется
не назначать лицо, работающее по совместительству.
Таким образом, должна быть обеспечена профессиональная компетентность руководителя и служащих службы внутреннего контроля. Кредитная организация укомплектовывает службу внутреннего контроля служащими, имеющими высокий уровень профессиональной квалификации и подготовки. Кредитной организации рекомендуется устанавливать для руководителя службы внутреннего контроля требования о наличии опыта руководства структурным подразделением кредитной организации, связанным с совершением банковских операций и других сделок. Обучение (переподготовку) руководителя и служащих службы внутреннего контроля рекомендуется осуществлять на регулярной основе.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БАНКОВСКОГО КОНТРОЛЯ
Известно, что внутренний контроль включает следующие взаимосвязанные компоненты: контрольную среду; оценку рисков; контрольные процедуры; информацию и ее распределение; мониторинг. Для того чтобы система внутреннего контроля стала эффективной, нужно её постоянно совершенствовать. Пути совершенствования можно выделить следующие:
Утверждать и периодически
пересматривать владельцами (Советом
директоров) документы, устанавливающие
стратегию и политику финансовой
организации в области
- устанавливать основные
виды деятельности организации;
- идентифицировать основные неотъемлемые риски, связанные с основными видами деятельности;
- устанавливать приемлемые
уровни риска, который может
(должен) принимать на себя кредитная
организация и её
- определять основные методы контроля и структуру контроля, не позволяющие превысить установленные уровни риска.
Утвержденную стратегию и политику внедрять менеджментом в практику на базе оценки рисков:
- проводить идентификацию, оценку и контроль внутренних и внешних факторов, которые могут неблагоприятно повлиять на достижение кредитной организацией поставленных целей (идентификация, мониторинг и контроль за рисками);
- утверждать организационную
структуру и распределение
- разрабатывать необходимые процедуры и процессы, направленные на выявление, отслеживание изменений и контроля за рисками;
- планировать и контролировать
деятельность по мониторингу
эффективности системы
- создавать контрольную
среду, которая выражает и