Занятость и безработица в Рб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:24, курсовая работа

Описание

Занятость населения является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа.

Содержание

Содержание

Введение…………………………………………...………………… 2
1.Занятость населения: понятие, виды и формы, сущность…….... 4
1.Сущность занятости, классификация видов и форм занятости........ 4
2.Виды и формы занятости……………………………………………… 9
3.Классический и кейнсианский подходы к проблеме занятости……. 10
2.Государственная политика занятости населения и ее особенности в Республике Беларусь……………………………………………………… 16

2.1 Необходимость государственного регулирования занятости…………. 16
2.2 Сущность, принципы и методы государственного регулирования занятости…………………………………………………………………. 18

2.3 Особенности политики занятости в Республике Беларусь……… 23

3. Сущность безработицы, ее типы и виды, последствия безработицы…. 26

4. Безработица в Республике Беларусь…………………………………….. 33

Заключение…………………………………………………………………… 39

Список использованной литературы………………………………............ 44

Работа состоит из  1 файл

МОЯ!!!!!!!!.doc

— 417.50 Кб (Скачать документ)

 

      2. Государственная  политика занятости  населения и ее  особенности в  Республике Беларусь

     2.1. Необходимость государственного  регулирования 

           занятости

     Под государственной политикой занятости понимают систему принципов  и мер государства, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения.

     Необходимость государственного регулирования занятости  населения в условиях  рыночной экономики была доказана еще в тридцатых годах прошлого столетия и сегодня практически не подлежит оспариванию. Это говорит о том, что все страны в той или иной мере придерживаются взглядов Кейнса и пытаются построить (или уже построили) модель социально ориентированной рыночной экономики, которая предполагает заботу о населении. Основная цель социально ориентированной рыночной экономики - поддержание и улучшение жизненного уровня населения, а это в свою очередь предполагает стимулирование занятости и недопущение высокого уровня безработицы.

      Как показывает опыт высокоразвитых индустриальных стран, функционирование современного рынка труда предполагает высокую активность государства. При этом государственная политика занятости должна обеспечивать равные возможности всем гражданам страны в получении рабочего места; содействовать той занятости, которая является экономически целесообразной; основываться на добровольности труда. Государство должно содействовать эффективному распределению и перераспределению трудовых ресурсов в соответствии с динамикой профессиональной структуры, повышением квалификации и интересами. От имени общества государство должно также обеспечивать социальную защиту в области занятости и взаимодействие политики в области занятости с другими направлениями экономической политики. Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами.

      Во-первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма — конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории является монополизирование экономики. В сою очередь, развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. На определенном этапе развития капитализма монополистический капитал начинает сращиваться с государственной системой управления с целью реализации своих экономических интересов. Поэтому задача по пресечению всесилия монополий перерастает в общенациональную и, даже, общечеловеческую. Монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.

      Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание  такой структуры производства, которая  позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40% того или иного вида продукции. Предусмотрены ограничения на долю акций других компаний, которыми может владеть крупная корпорация. Законодательство должно запрещать всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением.

      Другим  аспектом антимонопольной политики государства и поддержания работоспособности рыночного механизма является правовая защита производителей и потребителей. Прежде всего, должно быть обеспечено право собственности и экономической самостоятельности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал.

      Во-вторых. Всегда существовали такие виды производства, развитие которых невозможно в рамках рыночного механизма. Это убыточные или производства с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют в интересах всех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

      В-третьих. Есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения.

      Таким образом, в развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Рынок не способствует рациональному использованию исчерпаемых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству. Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение сиюминутных экономических интересов. 
 

                  2.2.Сущность, принципы и методы государственного регулирования занятости 

     Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Наиболее важным условием действенного регулирования рынка труда является проведение эффективной политики занятости. В отношении безработицы государство проводит определенную политику: социальную, макроэкономическую и в сфере занятости.

     Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

     Макроэкономическая  политика предполагает использование  денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.

     Политика  в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

       В соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) и нормативными актами о занятости населения при осуществлении государственной политики занятости необходимо руководствоваться следующими принципами:

     -обеспечение  равных возможностей всем гражданам  страны в реализации права на труд и свободный выбор занятости;

     -содействие  продуктивной  занятости.  Общественно   приемлемой работой может считаться лишь та, которая отвечает двум требованиям: приносит доход, обеспечивающий условия жизни, достойные человека;   является   экономически   целесообразной   и   производительной;

     -добровольность  труда, в соответствии с которой  занятость основана на свободном волеизъявлении граждан; 

     -содействие  трудовой мобильности. Соблюдение  этого принципа связано с развитием сложившейся системы общеобразовательной и профессиональной подготовки с учетом  общих закономерностей динамики профессиональной структуры в эпоху НТР, новых требований   к   качествам   работника   в   условиях   рыночной   экономики, а   также   с   формированием   в   психологии   людей   ориентации   на непрерывное   совершенствование    профессионального   мастерства, поиск    наиболее    подходящей    сферы    для    приложения    своих способностей,    готовность    к    переобучению    в    случае    необходимости;

     -обеспечение  социальной защиты в области занятости, проведение социальных мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

     -единство  ответственности. Означает наличие  четырех условий координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, рост и распределение доходов, предупреждение инфляции; сочетание самостоятельности местных органов власти в обеспечении занятости с централизованными мероприятиями; участие профсоюзов и ассоциаций работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного  управления;   межреспубликанское  и   международное сотрудничество   в   решении   проблем   занятости,  включая   профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность  иностранных граждан в стране.[7,с.152]

     Государственные    национальные    и    региональные    программы занятости должны предусматривать:

     -содействие  структурной перестройке экономики и создание условий ля направления высвобождаемых работников в первую очередь читабельные производства и в развивающиеся отрасли; совершенствование системы   воспроизводства   рабочей   силы   в увязке  с  развитием  рабочих  мест,   подготовкой,   переподготовкой и повышением квалификации,  профессиональной  ориентацией  населения,    повышением    эффективности    использования    трудовых ресурсов; обеспечение занятости  отдельных категорий  населения, трудоустройство которых затруднено;

      -повышение   экономической   заинтересованности   предприятий   и организаций  в     развитии  рабочих     мест,     гибких     форм     занятости;

      -совершенствование организационной  структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.[7, с.154]

     Методы  и меры по регулированию занятости  делятся на две группы: активные и пассивные. Первые представляют собой совокупность методов и мер по созданию дополнительных сфер занятости путем устройства общественных работ, подготовки и переподготовки кадров, усиления мобильности рабочей силы, субсидирования части затрат на заработную плату, мерами на региональном уровне. Ко вторым относятся ассигнования средств на частичное возмещение безработным их потерь в доходах.

     Меры  активной политики занятости включают:

          1. Стимулирование совокупного  спроса  за  счет  средств  госбюджета 

            2.Вмешательство    государства    в    экономические    процессы:

          2.1. Организационные меры государства  по устранению диспропорций в спросе-предложении рабочей силы. Представляют собой фактор улучшения ее качества и являются средством приближения предложения рабочей силы к структуре спроса на нее.

    2.2. Законодательные и финансовые меры государства, направленные на ограничение роста безработицы.

          2.2.1. Прямое стимулирование занятости.  Оно предусматривает расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий. Средства вкладываются в трудоемкие отрасли: строительство, транспорт, ремонт дорог, сферу услуг и т. д.

          2.2.2. Меры косвенного воздействия  на рост занятости. Они включают: инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей через дешевый кредит для частных капвложений, через механизм государственной банковской системы, а также за счет изменений в системе налогообложения.

         2.2.3. Меры по сокращению предложения  на рынке труда. К ним относятся: репатриация иностранных рабочих; стимулирование досрочного выхода на пенсию; увеличение продолжительности школьного образования (например, до 18 лет);увеличение продолжительности отпуска по уходу за ребенком; снижение границы пенсионного возраста.

         2.2.4.  Система  пожизненного  найма   (используется  в   Японии) Работники   нанимаются   непосредственно   из   учебных   заведений после испытательного срока  приобретают статус  постоянного  работника и гарантии занятости до пенсии (55 лет), для них ежегодно производится   увеличение   заработной   платы   за   выслугу   лет предоставляются другие материальные выгоды.

          2.2.5. Конверсия  оборонных  предприятий.  Реорганизация  оборонных заводов в гражданские ведет к росту рабочих мест.

          2.2.6.Содействие в развитии мелкого  и среднего бизнеса

       3. Гибкая система занятости. Ее функционирование связано с усилением производственной гибкости, в результате чего происходит диверсификация производства, рост мелких производственных единиц, рост числа мобильных малых предприятий ориентированных на потребителя, развитие подрядных форм труда. В рамках этой системы широко применяются различные размеры заработной платы как на уровне предприятий, так и между предприятиями. Важное значение имеют гибкость использования рабочей силы, ее подвижность между предприятия внутри предприятия, между профессиями.[7,с.156]

Информация о работе Занятость и безработица в Рб