Зарубежный опыт финансирования НИОКР и инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 00:18, контрольная работа

Описание

Система финансирования НИОКР и ИД за рубежом (в первую очередь, в США, Японии, странах Западной Европы) характеризуется наличием множественности источников поступления средств:

• государство (через государственный бюджет либо специальные фонды, которыми распоряжаются государственные органы);
• промышленные фирмы и корпорации (финансирование НИОКР и ИД за счет собственных источников);
• высшие учебные заведения (частные и государственные университеты, колледжи, высшие технические училища);

Работа состоит из  1 файл

ЧАСТЬ 1.docx

— 27.31 Кб (Скачать документ)

ЧАСТЬ 1

 

ЭТО МОЖНО  ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК ВСТУПЛЕНИЕ

 

Зарубежный опыт финансирования НИОКР и инновационной деятельности

 

Система финансирования НИОКР  и ИД за рубежом (в первую очередь, в США, Японии, странах Западной Европы) характеризуется наличием множественности  источников поступления средств:

 

• государство (через государственный  бюджет либо специальные фонды, которыми распоряжаются государственные  органы);

• промышленные фирмы и  корпорации (финансирование НИОКР и  ИД за счет собственных источников);

• высшие учебные заведения (частные и государственные университеты, колледжи, высшие технические училища);

• некоммерческие организации (бесприбыльный сектор), такие как  исследовательские подразделения  при университетах, исследовательские  корпорации бизнеса, профессиональные научно-технические общества, частные  благотворительные фонды, независимые  исследовательские институты;

• иностранный капитал.

 

Приведенная классификация  объектов финансирования НИОКР применяется  в развитых капиталистических странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Удельный вес тех или иных источников в  различных странах неодинаков, однако преобладающими являются два первых.

Участие государства в  финансировании НИОКР и ИД в большинстве  развитых капиталистических стран  является достаточно активным и не сводится только к  выполнению функций  государственными организациями.

Расходы на НИОКР подобны  инвестициям в капитал. Ресурсы  должны быть введены в дело до того, как будет известен результат, и, следовательно, всегда есть риск, что  инвестиции могут не принести нормы  отдачи, задаваемой конкурентами. В  случае научных исследований и разработок возникает дополнительное осложнение, состоящее в том, что должна быть принята в расчет способность  фирмы защитить доходы на вложенные  инвестиции. Если какая-то фирма изобретет  лучшую мышеловку, но при этом каждый может ее скопировать, фирма-инвестор будет иметь меньше побудительных  стимулов к инвестированию, чем в  случае, если бы она получила полную отдачу от научного исследования или  изобретения в виде дохода на инвестиции в НИОКР.

Для того чтобы обеспечить заинтересованность в изобретениях, создана патентная система, которая  гарантирует  изобретателю исключительные права на использование его изобретения  в течение определенного периода  времени. В США этот срок равен 17 годам. Но эта система несовершенна. Общество стало бы богаче, если бы эти  знания были доступны каждому и никто не имел бы даже временной монополии на право их использования. Патенты представляют собой компромисс, давая право монопольного использования знания в течение определенного времени как поощрение для развития новых знаний.

Более того, патенты не применяются  по отношению к фундаментальным  исследованиям. Так как для фундаментальных  исследований не всегда есть материальные стимулы, существует мнение, что они  должны финансироваться государством. Во многих странах существуют государственные  лаборатории. И для развития научных  исследований государства предоставляют  субсидии как университетам, так и частным фирмам.

С 1960-х годов в США  доля ВНП, направляемая на НИОКР, снижалась. США все еще тратят на НИОКР  такую же долю ВНП, как и любая  другая крупная страна. Однако более  трети расходов США на НИОКР приходится на оборону, а невоенные расходы  в США занимают меньшую долю ВНП, чем в некоторых других крупных  странах. Но поскольку ВНП США  превосходит ВНП других стран, на НИОКР, не связанные с военными нуждами, США тратят все еще больше, чем  любая другая страна.

Расходы США на НИОКР распределяются примерно поровну между государственным  и частным секторами. Научно-исследовательские  работы, финансируемые государством, носят в основном оборонный характер, но часть государственных средств  направляется и на финансирование других НИОКР, в особенности, фундаментальных  исследований.

 

Рассмотрим подробнее  некоторые методы прямого финансирования научно-технического прогресса развитых капиталистических странах.

При административно-организационном  методе средства выделяются государственным  учреждениям или лабораториям с  относительно стабильным штатом сотрудников  для возмещения произведенных в  соответствии с планом расходами. Например, в ФРГ на этот вид финансирования (не связанный с конкретными НИОКР) приходится около 40% государственных  ассигнований .

Вторым методом является программно-целевой метод, при котором  средства выделяются под конкретное задание. В этом случае между финансирующим  органом (государственным ведомством) и исполнителем (обычно компанией) заключается  контракт. В США около 70% государственных  расходов на НИОКР реализуется на базе контрактного финансирования. Причем контракты заключаются под детально проработанную и многократно  проверенную проектную документацию и закрепляются юридически согласованным  письменным заявлением договаривающихся сторон об их задачах, обязательствах и ответственности. В контракте  также определяется четкий порядок  расходования средств, выполнения отдельных  работ, отчетности и возмещения издержек их исполнителей. Обычно контракты  заключаются на период от 3-4 месяцев  до 2, реже 3-4 лет. При этом используются различные типы контрактных соглашений: с оплатой фактических издержек; с оплатой издержек и фиксированного вознаграждения; с частичным возмещением  издержек и поощрительным вознаграждением; с оплатой издержек и периодическими премиями; с фиксированной ценой.

Третьим методом являются субсидии (гранты). Существуют различные  формы субсидий. Например, в США - годовой малый грант на предварительные  краткосрочные проекты; грант малым  колледжам, чтобы они могли достичь  уровня, конкурентоспособного для получения  обычных исследовательских субсидий; гранты на развитие научной карьеры  и др.

Огромное значение в финансировании НИОКР и ИД в странах-членах ОЭСР имеют методы косвенного финансирования. Основную роль в этих методах играют различные виды налоговых льгот, причем принципы их построения и применения в различных странах имеют  единый характер, хотя конкретные размеры  скидок с налогов могут различаться.

Прежде всего следует  отметить использование такой меры, как вычет облагаемого налогом  дохода расходов на НИОКР (по типу текущих  производственных издержек) в размере 100% затрат на исследования и разработки. Причем, исходя из стоящих перед национальной экономикой страны задач, правительство может устанавливать еще более выгодные условия. Так, например, в Австралии в 1985 году промышленные компании получили право на скидку в размере 150% от объема проведенных ими расходов на НИОКР. Такой высокий уровень объяснялся необходимостью создания условий для проводимой страной политики "технологического рывка" по форсированию НТП.

Одновременно в США  в 80-х гг. были приняты значительные меры косвенной поддержки университетско-промышленной корпорации. Получаемые партнерами доходы от реализации результатов НИОКР и ИД облагаются налогом не как прибыль, а как приращение капитала от операций с ценными бумагами, что в два с лишним раза меньше, чем налогообложение прибыли.

Подводя итог, можно сказать, что основными источниками финансирования НИОКР и ИД в развитых капиталистических  странах являются бюджетные средства и собственные финансовые ресурсы  компании. При этом политика государства  основывается как на прямом финансировании, так и на создании условий, благоприятных  для наращивания своих затрат промышленными компаниями. Недополучая  средства в бюджет при их налогообложении, государство вместе с тем имеет  гарантию их использования в интересах  НТП, причем в тех направлениях, которые  диктуются потребностями рынка  и могут принести быстрый возврат  вложенных средств.

 

 

 

ЧАСТЬ 2

ЭТО СТАТЬЯ ,МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ УЖЕ КАК СОБСТВЕННОЕ РАССУЖДЕНИЕ

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Опубликовано: Актуальные вопросы экономики и управления: Сборник материалов международной  научно-практической конференции. (20-25 декабря 2008 года). -Димитровград: ДИТУД, 2008. - 178 с.

 

Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется способами финансовой поддержки. В  Беларуси в качестве источников инвестиций в инновационную деятельность выделяют: собственные средства субъектов  хозяйствования, привлеченные средства, заемные средства, бюджетные средства, средства инновационных фондов, прочие источники финансирования.

 

Обратимся к статистике, характеризующей инвестиционную деятельность Беларуси. Структура источников инвестиций в Беларуси в  первой половине 2008 года выглядела следующим образом (в % к общему итогу): прибыль фирм – 46%, средства население – 10%, кредиты банков – 18%, иностранные источники составляли 1%,  бюджетные ассигнования – 23%, прочие источники - 2%.

 

Вывод однозначен  - половина национальных инвестиций осуществляется самим бизнесом, как государственным, так и частным. Средства населения  в инвестировании задействованы  недостаточно. При том, что потенциал финансов домашних хозяйств, как инвестиционного источника, достаточно велик. Этому есть подтверждение. В центральном банке республики  подчеркивают, что в 2008 году сохраняется тенденция увеличения общего объема вкладов населения. Объем рублевых депозитов физических лиц увеличился за 11 месяцев текущего года на 27%. С начала года прирост валютных депозитов физических лиц составил  23,1%. За этот же период привлеченные средства физических лиц-нерезидентов выросли на 46,2%. Банки постоянно создают более выгодные условия для привлечения денежных сбережений граждан во вклады. Внедряются новые виды депозитов, предусматривающие возможность досрочного снятия средств со счетов без потери процентов, пополнение вклада, ежемесячное снятие процентов, начисление дополнительного дохода по достижении оговоренного срока и  ряд других новшеств. По сравнению с другими странами в Беларуси созданы наиболее выгодные для вкладчиков условия хранения сбережений в банковской системе. Так, согласно действующему в республике законодательству доходы физических лиц от размещения денежных средств в банковских вкладах не облагаются налогами. Декретом Президента предусмотрена полная сохранность сбережений населения во всех банках.

 

 Кроме этого, в соответствии  со статьей 186 Банковского кодекса  Беларуси вкладчики имеют право  на досрочное расторжение договора  банковского вклада (депозита) и  снятие денежных средств, а  банки по требованию вкладчиков  в течение 5 дней обязаны возвратить  вклад.

 

 Таким образом, главное  банковское учреждение страны  проводит политику, направленную  на повышение доверия населения  к белорусской банковской системе.  Такая практика позволит более  объемно задействовать в качестве  инвестиционного ресурса средства  граждан.

 

 

Кредиты банков имеют преимущества перед другими источниками инвестиций. В то же время массового кредитования банками рисковых инновационных  проектов практически не проводится. Коммерческие банки  Беларуси неохотно предоставляют долгосрочные кредиты  реальному сектору экономики  под инновационные проекты. Основными  причинами пассивной роли банков в долгосрочном кредитовании инновационных  проектов являются:

 

в соответствии с правилами  регулирования банковской деятельности  инвестиции в форме рискового  капитала приводят к уменьшению собственного капитала коммерческих банков;

на рисковое инвестирование сроком на 5-6 лет банки могут направлять ограниченную величину собственного капитала;

 

важнейшей задачей деятельности коммерческих банков является надежное и безопасное обеспечение денежных операций. Что входит в противоречие с вложением средств в рисковые инновационные проекты.

 

Организациям, осуществляющим инновационную деятельность, в свою очередь, невыгодны банковские кредиты  из-за высоких процентов по ним (от 20% годовых).

 

 Учитывая то обстоятельство, что «жизнь в кредит» на  ближайшие годы закончилась во  всем мире, Беларуси нужно будет  искать альтернативные источники  финансирования инновационной деятельности.

 

Иностранные инвестиции в  инновационную деятельность «не  делают погоды» на инвестиционной площадке Беларуси. Доля иностранных инвестиций ничтожно мала (1%). Учитывая то обстоятельство, что в 2009 году внешняя среда для  экономики Беларуси станет значительно  менее благоприятной, как впрочем, и для большинства стран мира, следует опять же задуматься в  многовекторности инвестиционной помощи.

 

Бюджетные средства являются одним их основных источников финансирования инновационной деятельности (23%), однако их размер ограничен доходами бюджетной  системы. Учитывая состояние  белорусской  экономики  в условиях финансового  кризиса – не приходится излишне  надеяться на расширенное использование  бюджетных инвестиционных ресурсов. В условиях финансового кризиса  правительства направляют  бюджетные  средства, в первую очередь, на решение  неотложных социально-значимых задач, решение которых имеет статус национально значимых и обеспечивающих экономическую безопасность.

 

Прочие источники финансирования инновационной деятельности составляют 2%. К ним можно отнести, в частности, и средства Белорусского инновационного фонда. Деньги фонда выделяются заявителю  инновационного проекта на принципах долевого (до 50% общей стоимости проекта) финансирования и могут быть направлены на цели, связанные с организацией и проведением научных исследований и разработок. Другими направлениями деятельности фонда являются промышленное освоение результатов НИОКР, изобретений, создание или содействие созданию новых и высокотехнологичных производств, выставочное, информационное и маркетинговое обеспечение инновационной деятельности.

Информация о работе Зарубежный опыт финансирования НИОКР и инновационной деятельности