Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 00:18, контрольная работа
Система финансирования НИОКР и ИД за рубежом (в первую очередь, в США, Японии, странах Западной Европы) характеризуется наличием множественности источников поступления средств:
• государство (через государственный бюджет либо специальные фонды, которыми распоряжаются государственные органы);
• промышленные фирмы и корпорации (финансирование НИОКР и ИД за счет собственных источников);
• высшие учебные заведения (частные и государственные университеты, колледжи, высшие технические училища);
Таким образом, видится объективная необходимость в поиске дополнительных институтов поддержки инноваций. Для этого обратимся к зарубежному опыту инновационного финансирования с целью адаптации его к отечественной практике.
Мировая практика выделяет
следующие источники
Государственная статистика в России ведет учет источников финансирования по следующим направлениям: средства республиканского (местного) бюджета; собственные средства; средства внебюджетных фондов; средства организаций предпринимательского сектора; средства частных неприбыльных организаций; средства иностранных источников.
По видам собственности эти источники финансирования можно подразделить на: государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности) и инвестиционные, в том числе финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д. Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.
Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и др. Объектами бюджетного финансирования являются также такие целевые бюджетные фонды, как: Российский гуманитарный научный фонд и Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере.
Соинвестирование инновационных предприятий через региональные венчурные фонды стало одной из наиболее значимых форм поддержки малого инновационного бизнеса в России. Региональные венчурные фонды строятся по следующей схеме: 25% средств вкладывает федеральный бюджет, 25% - региональный бюджет и 50% - частные инвесторы.
Формами поддержки научной и инновационной деятельности в Украине являются: прямое бюджетное финансирование, льготы налогообложения прибыли, получаемой от реализации научных разработок, освобождение от уплаты налога на собственность и землю, относящихся к научным организациям, освобождение от импортных таможенных пошлин на ввозимое имущество научных организаций, необходимое для проведения научных разработок, предоставление изобретателям и внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд, создание венчурных инновационных фондов, пользующихся налоговыми льготами, снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей, право на ускоренную амортизацию оборудования; создание сети технополисов, технопарков.
Инновационную составляющую
программы по индустриально-инновационному
развитию Казахстана возложили на Национальный
инновационный фонд (НИФ). Миссия фонда:
инвестировать инновационные
В Японии основными участниками
инновационного инвестирования в стране
выступают финансово-
Американские разработчики
инновационных продуктов и
Мировая практика показывает, что наиболее эффективно, как правило, задачу финансирования инновационной деятельности решают венчурные организации. Так, основной поток венчурного капитала в США проистекает из специализированных венчурных фондов. Такие фонды финансируются за счет неформальных объединений инвесторов, включая пенсионные фонды, благотворительные фонды, страховые компании, банковские холдинговые компании, крупные корпорации, индивидуальных инвесторов, иностранных инвесторов, а также так называемых венчурных профессионалов (venture capital professionals), представляющих собой посредников между источником инвестиций и компаниями, осуществляющими реализацию инновационных проектов, и не котирующимися на фондовой бирже. Среди форм венчурного финансирования выделяют инвестиции в акционерный капитал (equity financing) и инвестиционные займы, как правило, среднесрочные (для США и Западной Европы) – на срок от трех до семи лет.
В отличие от США, где индустрия венчурного финансирования ориентирована на высокотехнологичные отрасли, венчурный капитал в странах Западной Европы направляется в основные отрасли и сектора экономики. Среди источников происхождения данного вида капитала здесь доминируют банковские структуры.
Мировая практика выделяет несколько основных типов венчурных организаций, осуществляющих финансовую поддержку прикладных инноваций. К ним относятся: сеть «центров превосходства» (программы Centers of Excellence в Финляндии, программа SBIR в США и центры трансферта технологий, фонды «посевного финансирования (TEKES в Финляндии), бизнес-инкубаторы и др. В ряде стран существуют государственные венчурные фонды, а также фонды фондов. В частности: SITRA в Финляндии, YOZMA в Израиле, фонды SBIC в США и др. Деятельность универсальных институтов поддержки инноваций (Фонд Чили, программа Аванчи в Мексике) охватывает практически все этапы развития и внедрения инноваций.
Как свидетельствует опыт США и европейских стран, обязательной предпосылкой становления национальной системы венчурного финансирования малого, в первую очередь технологического бизнеса является наличие действующей модели государственной финансовой поддержки.
В Беларуси слабо работающая финансово-кредитная система и отсутствие рынка капитала не позволяют увеличить объемы негосударственных капиталовложений в развитие инноваций, а также и объемы государственных средств, обеспечиваемых бюджетом. Республике Беларусь, для развития инновационной деятельности требуется развитой финансовый рынок, в том числе фондовый. Он предполагает появление собственных институтов поддержки инноваций. К ним можно отнести венчурные фонды, инвестиционные банки, лизинговое финансирование, частные пенсионные фонды, страховые компании, гранты и др. Однако задача переноса на белорусскую почву опыта зарубежных институтов поддержки инноваций весьма непроста. Необходимо учесть, что опыт США и других стран не всегда может быть адаптирован к отечественным условиям. Беларусь имеет уникальную возможность, находясь на начальном этапе развития системы венчурного финансирования извлечь из мирового опыта все самое целесообразное, учесть ошибки неадаптированного использования мировых моделей и выбрать для себя все самые эффективные методы и приемы, который позволят ей интенсифицировать процесс становления венчурного капитала.
ЧАСТЬ 3
Используемы сайты:
Часть 1 : http://aspirantura.ws/
Часть 2 : http://finac.ucoz.ru/publ/4-1-
Информация о работе Зарубежный опыт финансирования НИОКР и инновационной деятельности