Зарубежный опыт планирования и прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:51, реферат

Описание

Прогнозирование - это предвидение, которое базируется на специальном научном исследовании. Какие же бывают прогнозы? Поисковый прогноз - это определение возможного положения явления в будущем; нормативный - определение путей и сроков достижения возможного положения явления, которое принято за цель.
Целевой прогноз отвечает на вопрос: что именно желательно и почему?
Программный прогноз отвечает на вопрос: что конкретно необходимо сделать, чтобы достичь желаемого? Прогнозирование имеет два конкретных аспекта: предсказывать и предвидеть.

Содержание

Введение

1. Становление планирования и прогнозирования в зарубежных странах

1.1 Возникновение и развитие прогнозирования и планирования в мировой практике

1.2 Методы, подходы и особенности бюджетного прогнозирования и планирования за рубежом

2. Совершенствование бюджетного планирования и прогнозирования в развитых странах мира

2.1 Долгосрочное макроэкономическое прогнозирование: опыт стран Европейского Союза (ЕС)

2.2 Особенности долгосрочного прогнозирования и планирования в США, Японии и Южной Корее

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

прогнозирование и планировани.docx

— 46.08 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1. Становление планирования  и прогнозирования в зарубежных  странах

1.1 Возникновение и  развитие прогнозирования и планирования  в мировой практике

1.2 Методы, подходы  и особенности бюджетного прогнозирования  и планирования за рубежом

2. Совершенствование  бюджетного планирования и прогнозирования  в развитых странах мира

2.1 Долгосрочное макроэкономическое  прогнозирование: опыт стран Европейского  Союза (ЕС)

2.2 Особенности долгосрочного  прогнозирования и планирования  в США, Японии и Южной Корее

Заключение

Список литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В народе говорят, что  мудрость - это умение предвидеть будущие  последствия происходящих в данный момент действий и умение руководить ими. Другими словами, мудрость - это  обращение в будущее, то есть человек  знающий, пытается повлиять на будущее. Это важно и в экономике.

Для того чтобы управлять  будущим, человечество создало определенные механизмы, которые в экономической  науке называются - прогнозирование, макроэкономическое планирование и  экономическое программирование. Прогнозирование - это получение информации о будущем; это предвидение, которое делится  на научное и ненаучное (интуитивное, каждодневное и религиозное). Научное предвидение базируется на знаниях закономерностей развития природы, общества и мышления; интуитивное - на так называемом жизненном опыте, связанными с аналогиями, приметами и т.д.; религиозное предвидение ещё называют пророчеством, то есть верой в сверхъестественные силы, предрассудки и прочее.

Прогнозирование - это  предвидение, которое базируется на специальном научном исследовании. Какие же бывают прогнозы? Поисковый  прогноз - это определение возможного положения явления в будущем; нормативный - определение путей  и сроков достижения возможного положения  явления, которое принято за цель. 
Целевой прогноз отвечает на вопрос: что именно желательно и почему? 
Программный прогноз отвечает на вопрос: что конкретно необходимо сделать, чтобы достичь желаемого? Прогнозирование имеет два конкретных аспекта: предсказывать и предвидеть. В зависимости от того, какой результат необходимо получить или, что необходимо спрогнозировать, преимущество предоставляется то одному, то другому аспекту.

Прогнозирование необходимо, потому что будущее необычно и  эффект многих решений, принимаемых  сегодня, на протяжении определённого  времени не ощущаются. Поэтому точное предвидение будущего повышает эффективность  процесса принятия решения.

1. Становление планирования  и прогнозирования  в зарубежных странах

1.1 Возникновение и  развитие прогнозирования  и планирования  в мировой практике

В зарубежных экономических  центрах, занимающихся прогнозными  и аналитическими вопросами, используются десятки, сотни прогнозных эконометрических систем. Широко известна одна из первых развернутых моделей национального  хозяйства, разработанная американским ученым-экономистом, лауреатом Нобелевской  премии по экономике (1980 г.) Лоренсом Робертом Клейном. Эта модель включает 15 внутрисистемных переменных, которые определяются с помощью 12 стохастических линейных и нелинейных уравнений и четырех детерминированных тождеств.

В современной России прогнозы развития национальной экономики, основных народно-хозяйственных комплексов, уже стали основой формирования государственной экономической  политики. Широко развиваются прогнозы ситуаций на валютном рынке, на рынке среднесрочных и краткосрочных ценных бумаг, но забыт опыт оптимизационного прогнозирования социальной и производственной сфер всего народного хозяйства. Поэтому изучение опыта зарубежных стран в области прогнозирования и планирования, представляет для Российской Федерации большую ценность.

Разработки в области  экономического планирования и прогнозирования, в зарубежных странах, возникли в  последней четверти XIX в. Они были связаны с попытками исследователей выявить будущие тенденции производства основных продуктов, на основе анализа поведения находившихся в их распоряжении статистических данных. Главными методами прогнозирования тогда были экспертные оценки, которые основывались на качественном анализе рядов и простая экстраполяция, т.е. перенесение прошлых тенденций на будущее.

В начале ХХ века были сделаны первые попытки выявления  экономических индикаторов. В частности, экономист Дж. Брукмайер уже в 1911 г. пробовал использовать для прогнозирования три хронологических ряда следующих показателей: индекс банковских кредитов, индекс цен акций, индекс общей экономической активности. Дальнейшее развитие этот подход получил в 20-е годы в исследованиях Гарвардского университета, использовались так называемые «гвардейские кривые» (А - В-С). Кривая (А) представляла собой индекс стоимости ценных бумаг на бирже, кривая (В) - величину депозитов в банках, кривая (С) - норму процента. В основе выбора именно этих показателей в качестве индикаторов лежали представления, согласно которым в окрестностях поворотных точек цикла, данные показатели должны были фиксировать изменения экономической конъюнктуры в указанной последовательности.

Мощным толчком  в развитии прогнозирования и  планирования за рубежом, явилась «Великая депрессия» - экономический кризис в США 1929-1933 гг., который заставил государственные власти искать пути выхода из него.

В 30-е гг. XX века впервые  за рубежом возникает планирование на макроэкономическом уровне. Прогнозы и планы становятся необходимым  элементом системы регулирования  национальной экономики. Прогнозы составлялись с помощью модели «затраты - выпуск», линейного программирования, моделей  системного анализа и на основе экспертных оценок. Первые планы на макроэкономическом уровне охватывали финансово-бюджетную  и денежно-кредитную политику и  выражались в составлении национальных бюджетов. Они отличались от государственных  бюджетов тем, что учитывали доходы не только государства, но и в целом  по стране.

В 1944 году известный  немецкий экономист К. Ландауэр, эмигрировавший в США, опубликовал свою книгу под названием «Теория национального экономического планирования». Система планирования, предложенная автором, очень похожа на ту, которая позже стала известна, как «Индикативное планирование», в рамках которого национальное правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний.

В послевоенные годы планирование на макроэкономическом уровне становится предметом широких дискуссий, с целью не только избежать кризисов, но и регулирования процессов  распределения национального продукта. Национализация ряда отраслей, рост доли государственного сектора в экономике, дали возможность правительствам осуществлять прямой контроль над внешней торговлей, ценовой политикой и финансами. В 50-е гг. XX века, во многих странах  произошел отход от составления  национальных государственных планов в форме бюджетов. Сформировались два новых направления. Первое, связано  с усложнением административного  государственного аппарата, используемого  для разработки планов; второе, с  расширением сферы деятельности планирования и прогнозирования. Если на первом этапе национальные экономические планы составлялись в Министерстве финансов государства, то в начале 60-х годов XX века создаются специальные плановые органы: так, во Франции - это Генеральный комиссариат по планированию, в Японии - это Экономический консультативный совет и Управление экономического планирования; в Нидерландах - это Центральное плановое бюро; в Канаде - Экономический совет.

Необходимость макроэкономического  планирования, была обусловлена макроэкономической неустойчивостью, усилением степени  интеграции различных хозяйственных  единиц и секторов экономики, ростом доли правительства в использовании  ВНП, загрязнением окружающей среды  и другими немаловажными факторами.

До 70-х гг. XX века западные страны осуществляли прогноз посредством  национальных моделей прогнозирования. В середине 1970-х гг. начинают создаваться  макроэкономические модели, с помощью  которых прогнозируется развитие экономики  ряда стран, регионов и всего мира. Впервые они стали разрабатываться  в США. Так, модель «ЛИНК» включает 10 национальных моделей (9 европейских  стран и Японию). При разработке будущего мировой экономики Организация  Объединенных Наций (ООН) использовала макроэкономическую модель В. Леонтьева, состоявшую из 15 взаимосвязанных региональных моделей.

Каждая страна, с  учетом специфики национальной экономики, использует определенные подходы в  прогнозировании и планировании экономических и социально значимых процессов, постоянно совершенствуя  эти модели, применительно к изменяющимся условиям как внутри страны, так  и на мировой экономической авансцене.

1.2 Методы, подходы и  особенности бюджетного  планирования и  прогнозирования  за рубежом

Бюджетное планирование (от англ. budgetary planning) - это составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном; это необходимый компонент функционирования бюджетной системы, неотъемлемая часть бюджетного процесса.

В условиях перевода национальных экономик стран СНГ  на рыночные основы хозяйствования, после распада Советского Союза, существенно изменились содержание и методика бюджетного планирования, оставшаяся в наследство от Госплана СССР. Количественные ориентиры, используемые в бюджетном планировании, из директивных стали индикативными (рекомендательными), появилась возможность вместо валовых затратных показателей применять иные измерители, нацеленные на конечные качественные и количественные результаты. Возникла необходимость использования разных вариантов прогнозных расчетов, большое значение стало придаваться выбору оптимальных решений. Также как и в Российской Федерации, в Украине, в Республике Беларусь, Молдове и в Казахстане, бюджетное планирование сохранило свое значение как база для составления основного финансового плана, деятельности органов власти разных уровней. Ежегодно бюджетные показатели утверждаются на государственном и региональном уровнях - в форме законов, на местном - в форме решений представительных органов местного самоуправления. К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования, относят методы: экономического анализа; экстраполяции; математического моделирования; индексный, балансовый и другие.

Бюджетное планирование в этих странах осуществляется в  несколько этапов: составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней; рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти; рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных и представительных органах государственной власти разных уровней и в органах местного самоуправления; поквартальное распределение финансовыми органами государственных, региональных и муниципальных уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей.

Бюджетное прогнозирование (от англ. budgetary forecasting) - это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.

Прогнозирование бюджета  ориентирует на поиск оптимального решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются  различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальных задач, объективных и субъективных факторов, действующих на государственном, региональном и местном уровнях. При этом непрерывность прогнозирования бюджета обусловливает систематическое уточнение бюджетных показателей по мере формирования новых данных. В Армении, Туркменистане и Узбекистане для составления прогнозов используются два подхода: генетический и нормативно-целевой, которые с успехом переняли у своего северного соседа - России.

В процессе прогнозирования  бюджета используются различные методы: метод математического моделирования; индексный; нормативный; экспертных оценок; балансовый и другие. Метод математического моделирования, основанный на применении экономико-математической модели, позволяет учесть множество взаимных связывающих факторов, влияющих на бюджетные показатели, и выбрать из нескольких вариантов проекта бюджета наиболее подходящий, соответствующий принятой концепции социально-экономического развития страны и проводимой бюджетной политики. При индексном методе используются разнообразные индексы, отражающие динамику цен, уровень жизни, реальные доходы населения и т.д. Широко применяется дефлятор (индекс цен), коэффициент пересчета цен в неизменные, предназначенные для расчета бюджетных доходов и расходов, т. к. в них, прежде всего, отражается инфляция.

Информация о работе Зарубежный опыт планирования и прогнозирования