Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:51, реферат
Прогнозирование - это предвидение, которое базируется на специальном научном исследовании. Какие же бывают прогнозы? Поисковый прогноз - это определение возможного положения явления в будущем; нормативный - определение путей и сроков достижения возможного положения явления, которое принято за цель.
Целевой прогноз отвечает на вопрос: что именно желательно и почему?
Программный прогноз отвечает на вопрос: что конкретно необходимо сделать, чтобы достичь желаемого? Прогнозирование имеет два конкретных аспекта: предсказывать и предвидеть.
Введение
1. Становление планирования и прогнозирования в зарубежных странах
1.1 Возникновение и развитие прогнозирования и планирования в мировой практике
1.2 Методы, подходы и особенности бюджетного прогнозирования и планирования за рубежом
2. Совершенствование бюджетного планирования и прогнозирования в развитых странах мира
2.1 Долгосрочное макроэкономическое прогнозирование: опыт стран Европейского Союза (ЕС)
2.2 Особенности долгосрочного прогнозирования и планирования в США, Японии и Южной Корее
Заключение
Список литературы
Во Франции Министерство
финансов обычно объединяется в одну
группу с Министерством экономики.
Департамент фискального
Содержание, стиль и значение экономического прогнозирования в административном и в научном пространстве страны дают неплохое представление об опосредованное роли государства, в особенности в том, что касается научного и технического опыта. В некоторых странах экспертные знания сосредоточены более или менее за пределами правительственных учреждений (например, Германия); эксперты работают в университетах и научных центрах, которые, даже если и получают государственные средства, находятся с правительством в договорных отношениях - два сектора, преследующие каждый свои цели. Франция являются собой более сложный пример. Прежде всего, общественно-признанные технические знания и опыт, и даже научные ресурсы - всегда раньше (и до некоторой степени и сегодня) принадлежали государству. Их «носителями» являются инженерные кадры, являющиеся выпускниками элитных «ведущих школ», прототипом которых является Национальный политехнический институт Тулузы. В результате, университеты всегда играли меньшую роль, что явственно прослеживается в преподавании математической экономики.
Департамент прогнозирования состоит из пяти поддиректоратов:
1. Поддиректорат макроэкономических прогнозов, которому поручено проводить прогнозирование и мониторинг, с тремя отделами: национальные прогнозы на основе модели, международные обобщения и мониторинг;
2. Поддиректорат макроэкономической политики - его задачей является оценка воздействия макроэкономической политики в динамике европейской интеграции и глобализации;
3. Поддиректорат отраслевой политики, который ставит диагноз экономической политике через отраслевой анализ;
4. Поддиректорат государственных финансов;
5. Поддиректорат социальной политики и пенсионной системы.
Помимо этого, Директорат
отвечает за работу Национальной экономической
комиссии и выпуск обзора «Экономика
и прогнозирование». Национальная экономическая
комиссия является механизмом обеспечения
участия представителей научной
и деловой общественности в диагностике
и прогнозировании. В Комиссии 22
члена, назначаемых министром
Весенняя сессия -
обзор предварительных
Осенняя сессия - обзор доклада Министерства финансов по подготовке бюджета на следующий год.
Две другие сессии определяются в рамках согласованной программы. Комиссия может заказывать внешним институтам исследования, кроме того, создана постоянно действующая экспертная группа для консультирования комиссии.
2.2 Особенности долгосрочного прогнозирования и планирования в США, Японии и Южной Корее
Широкое развитие регионального и отраслевого прогнозирования наблюдается в США, оно позволяет уточнить и оптимизировать общегосударственные прогнозы и программы по регулированию национальным производством.
Прогнозирование в США считается одной из важнейших форм регулирования экономики. Подчеркивая важность прогнозирования, американский экономист О. Моргенштерн отмечал, что экономическая теория во всех ее видах в конечном итоге предназначена для построения прогнозов. На современном этапе большое внимание уделяется обеспечению надежного прогнозирования, позволяющего лучше видеть завтрашний день и принимать обоснованные решения. Поэтому прогнозированием занимаются во многих университетах и институтах США. В современное время прогнозирование ассимилировало и широко использует последние достижения экономической теории, экономико-математические методы и электронно-вычислительную технику.
В области прогнозирования работают десятки тысяч профессионалов. Прогнозные разработки выполняют государственные подразделения различного уровня, исследовательские организации, коммерческие прогнозные фирмы, частные промышленные, банковские и торговые корпорации. Прогнозируются экономика на мировом уровне, развитие отдельных стран и групп стран, экономика США в целом, ее отрасли, штаты, округа, графства и городские районы, отдельные фирмы, товарные рынки. Осуществляется прогноз отдельных аспектов развития, таких, как загрязнение окружающей среды, обеспеченность энергоресурсами, наличие рабочей силы и т.д. Исключительно широк поток информации о прогнозных разработках. Организуются десятки научных конференций по экономическому прогнозированию. Ежегодно проводится Международный симпозиум по прогнозированию, который привлекает до двух тысяч участников. В США появился термин «прогнозная индустрия». Прогнозные исследования становятся более глубокими, применяются многообразные методы и новейшие средства электронно-вычислительной техники.
Большинство макроэкономических прогнозов разрабатывается с помощью пяти главных методов. К ним относятся: методы экспертных оценок, экономических индикаторов, модели динамических рядов, эконометрическое моделирование, модель «затраты - выпуск».
В США выделяются три
уровня организации прогнозных исследований:
прогнозирование в системе
Главные прогнозные разработки
федерального правительства на макроэкономическом
уровне сосредоточены в трех организациях:
Совет экономических
Для США характерно
стратегическое планирование, суть которого
состоит в выборе главных приоритетов
развития национальной экономики, ведущую
роль, в реализации которых играет
государство. В рамках стратегического
планирования определяются пути, по которым
предстоит идти обществу, решаются
и другие важные вопросы - на каких
рынках лучше действовать, какую
новейшую технологию осваивать, как
обеспечить социальное единство страны,
на какой сектор экономики и общественные
структуры опираться. Оно обеспечивает
основу для всех управленческих решений.
Стратегическое планирование охватывает
разработку стратегических планов на
федеральном уровне, уровне штатов
и организаций (фирм). Разработчики
стратегического плана
В Японии все крупные фирмы имеют плановые отделы; подготовка плана централизована, планирование осуществляется сверху - вниз. Временной горизонт планирования обычно равен пяти годам, горизонт прогнозирования - пятнадцати годам. Процесс планирования в большинстве случаев включает четыре стадии: формулировку предпосылок, уточнение проблем, долгосрочную стратегию, среднесрочные и краткосрочные планы. Особо следует подчеркнуть, что в Японии, как и во Франции, существует система общенационального прогнозирования, иногда ее называют индикативным планированием.
Особенность общегосударственного
прогнозирования и планирования
в Японии заключается в использовании
системы социально-
Общепризнано, что
основой японского бизнеса
Правительство и предприниматели
обычно учитывают многие рекомендации
планов-программ. В тех случаях, когда
возникают возражения правительства
или деловых кругов против каких-то
положений плана и Управление
экономического планирования убеждается
в обоснованности этих возражений,
оно тут же вносит в документ коррективы.
Такое планирование в Японии принято
называть адаптивным. Частные фирмы
составляют детальные планы, определяющие
их производственную и коммерческую
деятельность, а также учитывающие
общенациональные задачи и правительственные
финансово-кредитные и
Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний и их применении (т.е. на фундаментальных и прикладных исследованиях) и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов. Для Японии характерны достаточно высокие темпы экономического роста. В 1987 г. была принята программа трансформации экономической структуры Японии в целях достижения международной гармонии, или «Доклад Маэкавы». Это экономическая стратегия развития Японии накануне ХХI века. В ее основе Концепция преобразования Японии в международное государство, которое, с одной стороны, было бы гармонично интегрировано в мировую систему, а с другой - само представляло бы внутренне сбалансированный социально-экономический организм. Среди средств и путей достижения поставленных целей в планах-программах, применяемых в Японии, представляют интерес следующие экономические рычаги и стимулы: льготное кредитование, льготное налогообложение, ускоренная амортизация, бюджетное субсидирование, поддержка рискованных инновационных проектов, государственный заказ. Льготное кредитование - основной источник финансовых средств для технологического обновления в Японии. Основным источником займов на цели разработки и освоения новой технологии является Японский Банк Развития. В последние годы повысилась роль налоговых льгот. По предприятиям, выпускающим новую продукцию, они могут колебаться от 25 до 50%. Система ускоренной амортизации введена в Японии для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо содействующее эффективному использованию ресурсов. Бюджетное субсидирование осуществляется для поддержки исследований и разработок, проводимых государственными институтами, а также исследовательскими центрами совместно с частными компаниями.
Информация о работе Зарубежный опыт планирования и прогнозирования