Анализ формирования и функционирования консолидированного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:08, контрольная работа

Описание

Анализ функционирования консолидированного бюджета.
Особенности бюджетного устройства РФ.
Анализ доходов консолидированного бюджета РФ.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по Бюджетной системе.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Кафедра «Экономика, организация производства, управление»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Бюджетная система РФ»

 

Тема 5: «Анализ формирования и функционирования консолидированного бюджета»

 

 

 

 

                                             Выполнила   

Студентка гр. З-12ФК-1

Дырявых Ю.С

Зачетная книжка № 12.0745

Проверил 

к.э.н., доц. Сковородко А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брянск 2013 г.

Содержание

 

Введение

Консолидированный бюджет – это  свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы на соответствующей территории. Он не утверждается каким-либо законодательным (представительным) органом власти, поэтому не является юридическим  документом. Таким образом консолидированный  бюджет выполняет,  функцию объединения бюджетных показателей (по отдельным территориям или стране в целом), и его величина в каждом отдельном случае определяется расчетным путем. Тем не менее, он имеет широкое применение в процессе планирования и анализа основных показателей и пропорций бюджетной системы. Например, удельный вес бюджета консолидированного РФ в валовом внутреннем продукте дает представление о масштабах бюджетного перераспределения; структура доходов и расходов свидетельствует об основных источниках и субъектах формирования доходной базы бюджетной системы; приоритетных направлениях государственных расходов и т. д.

Структурные пропорции консолидированных  бюджетов (соотношения между различными видами основных источников и направлений  расходов) каждого уровня бюджетной  системы существенно отличаются от пропорций консолидированных  бюджетов. Других уровней (например, если в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации главным источником доходов в условиях переходной экономики был налог на добавленную стоимость, то в консолидированных бюджетах субъектов Федерации таким источником чаще всего был налог на прибыль). На региональном и местном уровнях существенные структурные расхождения часто возникают и между консолидированными бюджетами одного и того же уровня.

Главными причинами этого являются: закрепление за каждым уровнем бюджетной  системы, собственных доходных источников, действующие в тот или иной период пропорции распределения  ставок между федеральным и региональными бюджетами при совместном использовании налоговых баз.

 

Анализ функционирования консолидированного бюджета    

Бюджетная система РФ включает в  себя три уровня:

    1 - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    2 - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;

    3 – местные муниципальные бюджеты.

Консолидированным бюджетом субъекта РФ считается свод бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ.   Он не подлежит утверждению в законодательном порядке, он используется для анализа состояния и прогноза развития бюджетной системы РФ, т.е. является лишь источником информации.

Бюджетная система функционирует  на основе следующих принципов:

  • единства бюджетной системы;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
  • самостоятельности;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
  • сбалансированности бюджета, принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Правовой основой функционирования бюджетной системы является бюджетный  кодекс РФ, принятый в 1998 г. и вступивший в силу с 2000 г.

Консолидированный бюджет субъекта РФ соотносится с региональным бюджетом (бюджетом субъекта РФ) как общее  к частному, а не наоборот.

Согласно статье 14 Бюджетного кодекса  Российской Федерации «консолидированный бюджет субъекта Федерации - это бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами)» Бюджетный кодекс Российской Федерации: Новая редакция (вступает в силу с 1 января 2008 года). Особенности применения при формировании бюджетов на 2006-2008 годы. Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.

Особенности бюджетного устройства РФ.

Обособленным понятием в структуре  бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (рис. 1).

Рис 1. Консолидированный бюджет Российской Федерации

В составе бюджета образуются целевые  бюджетные фонды — централизованные фонды денежных средств, создаваемые за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемые по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению этого фонда.

Кроме федерального, региональных и  местных бюджетов, в бюджетную  систему Российской Федерации входят:  государственные, внебюджетные фонды, централизованные фонды денежных средств, образуемые вне социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственные внебюджетные фонды  организуются на двух уровнях: федеральном и региональном. Их бюджеты утверждаются в форме федеральных законов (для государственных внебюджетных фондов на федеральном уровне) и в форме законов субъектов Российской Федерации (для государственных внебюджетных фондов на региональном уровне).

Необходимо также отметить, что  в бюджетной системе России взаимодействуют  самые различные субъекты межбюджетных отношений. И специфический характер этих межбюджетных связей выражается понятием бюджетного федерализма.

Анализ доходов консолидированного бюджета РФ

Рассматривая бюджет расширенного правительства, включающий в себя федеральный  бюджет, консолидированный бюджет субъектов  РФ, а также бюджеты федеральных и территориальных внебюджетных фондов, можно отметить, что, в целом доходы расширенного правительства за последние четыре года сохранялись на уровне около 38% к ВВП, лишь в 2006 году произошло некоторое снижение этого показателя. Это говорит о том, что налоговая нагрузка на экономику за указанный период практически не изменилась, а проводимая налоговая реформа влияла лишь на перераспределение структуры бюджетных доходов, как между уровнями бюджетной системы, так и по различным доходными статьями.

Доходы всех уровней бюджетной  системы РФ пополняются за счет пяти компонент: налоговых доходов; неналоговых  доходов; безвозмездных перечислений; доходов целевых бюджетных фондов; доходов от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности. Каждая компонента имеет в свою очередь сложную структуру.

Самый значимый источник доходов бюджетов всех уровней - это налоговые доходы. В зависимости от уровня органа власти, устанавливающего налог, налоги в РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные  налоги и сборы, перечень. Ставки, которых  определяются налоговым законодательством  Российской Федерации. А именно: налог  на добавленную стоимость, акцизы, налог  на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, налог на добычу полезных ископаемых, а так же таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи и государственная пошлина, направляемая в федеральный бюджет.

К налоговым доходам региональных и местных бюджетов относятся: налог  на имущество предприятий, налог  на игорный бизнес, транспортный налог (введен с 2006 года), налог с продаж (отменен с 2005 года), налог на имущество физических лиц, земельный налог. К налогам и сборам регионального и местного бюджетов относится также государственная пошлина, направляемая в соответствующий бюджет.

Доля налогов разного уровня в консолидированном бюджете  РФ (в % ко всем налоговым поступлениям).

Кроме региональных и местных налогов, в региональные и местные бюджеты  зачисляется также определенная доля от федеральных (для местных  бюджетов также региональных) налогов  и сборов, передаваемых бюджетам более  низкого уровня в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ. Такие налоги называют регулирующими. В Бюджетном кодексе записано, что к доходам бюджетов субъектов РФ относятся также отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Аналогично определяются и регулирующие налоги местных бюджетов.

В Бюджетном кодексе РФ приведен единый для бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ перечень неналоговых  доходов. Источники неналоговых доходов устанавливаются представительными органами власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления.

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций имеют самую большую величину в неналоговых поступлениях бюджетов всех уровней (64% для федерального бюджета и 81% для консолидированного бюджета субъектов РФ от всех неналоговых поступлений). В федеральном бюджете вторая по объему поступлений статья неналоговых доходов - это доходы от внешнеэкономической деятельности, которые включают в себя проценты по государственным кредитам и таможенные сборы (30 % от всех неналоговых поступлений федерального бюджета).

Согласно Бюджетному кодексу РФ в доходы бюджетов всех уровней могут осуществляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Кроме того, эта статья доходов может включать безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней и средства по взаимным расчетам.

Особо важную роль такой источник доходов как безвозмездные перечисления играет для бюджетов субъектов РФ, так как по статье доходов "безвозмездные  перечисления от бюджетов других уровней" в региональные бюджеты поступает финансовая помощь из федерального бюджета. Необходимость финансовой помощи субъектам РФ обусловлена неоднородностью социально-экономического развития, которая вызвана различной обеспеченностью природными ресурсами, инфраструктурой, исторически сложившейся специализацией, климатическими и географическими особенностями регионов.

Анализ расходов консолидированного бюджета РФ

Для финансового обеспечения своей  деятельности и исполнения своих  функций государство расходует  средства бюджета. Размеры и структура  государственных расходов влияют на социально-экономическое развитие страны и на темпы экономического роста. Фактически государство с помощью бюджетной политики осуществляет перераспределение ресурсов страны в интересах общества, а также пытается стабилизировать экономическое развитие.

В первую очередь государство финансирует  общественный сектор экономики (оборону, охрану правопорядка, культуру и искусство, здравоохранение, образование, науку и т.п.). Также государственные средства идут на финансовую поддержку малоимущих и социально-незащищенных граждан, пенсии и стипендии, оплату государственных заказов, к исполнению которых могут быть привлечены на конкурсной основе частные фирмы.

Перечисленные виды расходов принято  называть непроцентными расходами  бюджета. Кроме того, определенная часть  расходов используется на обслуживание государственного долга.

При принятии каждой программы государственных  расходов должен быть запланирован объем  средств, который позволит достичь  объявленные общественно-значимые цели, и предусмотрены источники  финансирования, за счет которых эта  программа будет осуществляться (налоги, неналоговые доходы и пр.). Предприятия, организации и граждане, являющиеся налогоплательщиками, заинтересованы в том, чтобы государство эффективно тратило финансовые ресурсы страны. Поэтому особенно важно, чтобы налогоплательщики имели достаточно информации и знаний для осуществления общественного контроля над формированием и исполнением бюджетов всех уровней власти, особенно в части расходов.

Информация о работе Анализ формирования и функционирования консолидированного бюджета