Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:54, доклад
Поддержка и развитие конкурентоспособности молодежи является очень актуальным и стратегическим приоритетом государственной политики Республики Казахстан. Конкурентоспособная казахстанская молодежь - залог успешного вхождения нашей страны в число 50-ти конкурентоспособных стран мира. В ежегодных посланиях Президента народу страны основное внимание уделяется построению и развитию социально-ориентированного государства. Основным фактором формирования и дальнейшего устойчивого развития социально-ориентированного государства является формирование и развитие, отвечающей современным, международным требованиям и стандартам в условиях усиливающейся глобализации, отечественной конкурентоспособной молодежи.
Поддержка и развитие конкурентоспособности молодежи является очень актуальным и стратегическим приоритетом государственной политики Республики Казахстан. Конкурентоспособная казахстанская молодежь - залог успешного вхождения нашей страны в число 50-ти конкурентоспособных стран мира. В ежегодных посланиях Президента народу страны основное внимание уделяется построению и развитию социально-ориентированного государства. Основным фактором формирования и дальнейшего устойчивого развития социально-ориентированного государства является формирование и развитие, отвечающей современным, международным требованиям и стандартам в условиях усиливающейся глобализации, отечественной конкурентоспособной молодежи. Наличие такой молодежи – залог процветания нации, залог развитого гражданского общества, а значит и базовых институтов демократии нашей страны. Основополагающим фактором формирования конкурентоспособной молодежи является ее высокая квалифицированность и востребованность в условиях рыночной экономики. Такая молодежь формирует активное гражданское общество, составляет средний класс – основу любого государства. Наличие в стране активной конкурентоспособной молодежи есть гарант эффективного функционирования гражданского общества, стабильного развития среднего класса. Что является фундаментом страны для дальнейшего процветания и укреплении казахстанских позиций в международном сообществе. Как известно, принята концепция поддержки и развития конкурентоспособности молодежи на 2008-2015гг.
В Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира" Глава государства указал на необходимость "проведения оптимизации сети вузов для развития системы современного образования и подготовки квалифицированных кадров". Безусловно, современная конкурентоспособная молодежь формируется в стенах высшей школы страны. В Республике Казахстан одним из приоритетных направлений государственной политики является доступ и качество молодежи к высшему образованию. За годы суверенитета нашей страной было сделано немало в этом направлении, но все же есть ряд моментов, требующих особого внимания. Что мы понимаем под понятием конкурентоспособная молодежь? Это квалифицированный, востребованный в современных рыночных условиях, мобильный и легкообучаемый молодой специалист с хорошим уровнем английского. Таковы основные требования, предъявляемые к будущему конкурентоспособному специалисту, а ныне молодому выпускнику ВУЗа, уже не студенту, но пока и не специалисту. Работодатель не спешит принимать молодого выпускника со студенческой скамьи по той простой причине, что у дипломированного специалиста нет соответствующего опыта работы.
Во-первых, молодые люди, поступая в ВУЗ на определенную специальность, ориентировались на текущую конъюнктуру на рынке труда. По окончании обнаруживается, что востребованы совершенно другие специальности. В таком случае, практически неизбежно состояние фрустрации, когда молодой специалист понимает, что ему некуда приложить полученные знания.
Во- вторых, несмотря на преимущественную тенденцию увеличения количества грантов на технические специальности, специальности в сфере информационных технологий, а также био и нанотехнологии, профессорско-преподавательский состав университетов практически не меняется, а потому передаваемые студентам знания сохраняют преемственность, не ориентируясь на текущие потребности рынка работодателей. Это происходит по следующим причинам:
9) процесс прохождения
практики в ВУЗ-ах приобрел
формальный характер и не
Часто теоретические знания дипломированного выпускника ВУЗа не совсем соответствуют требованиям работодателя, не говоря уже о практических навыках и умениях. Таким образом, приобретаемая студентом квалификация в ВУЗе не отвечает требованиям реального времени. Практика показывает, что большая часть дипломированных выпускников ВУЗ-ов либо вынуждена работать не по специальности, что и происходит в настоящее время, либо переучивается и получает более востребованную специальность. Студентам, чьи специальности актуальны на момент окончания ВУЗа в силу меняющейся коньюнктуры, эту проблему еще можно как-то решить. А как быть выпускникам ВУЗ-ов, выходцам из сельских регионов? Ведь, основной состав студенческой молодежи составляют студенты, выходцы из сельской местности нашей страны. Таким дипломированным специалистам трудно найти свою нишу на городском рынке труда в силу дороговизны жизни в таких городах и отсутствием социальных льгот для категории - «молодой специалист». Найти временную работу или работу не по специальности удается еще в крупных городах- мегаполисах, как Алматы. Такое трудоустройство выпускника ВУЗа едва ли хватает на аренду жилья и питание, не говоря о затратах на получение второго образования. А в городах областного значения найти даже временную работу составляет большую трудность.
Пару- тройку отличившихся студентов могут оставить на кафедре, пригласив дальше заниматься научно-исследовательскими разработками. Это не обязательная тенденция и зависит от сложившегося института набора кадров в том или ином высшем учебном заведении. Чаще всего такая молодежь обучается на заочном отделении, самостоятельно зарабатывая необходимые финансовые ресурсы для оплаты учебы.
Такая система обучения таит в себе несколько рисков.
1) Студенты, обучающиеся на заочной форме обучения, как правило, работают и причем не по уже полученной специальности, а там где больше платят. Таким образом, источник денежных доходов, а это в основном временная работа, может быть вовсе не связан с полученными навыками и умениями в стенах ВУЗ-а. Дорогая жизнь в мегаполисах (основное количество студентов и сосредоточено в крупных городах, действуя по принципу: большой город – большие возможности) все более способствует расширению такой тенденции. Зачастую такие студенты ограничиваются посещением нескольких занятий в период сессий (2 раза в год), а то и вовсе «процесс освоения специальности» упрощает коррупционная система в ВУЗ-ах. Причем согласно проведенным опросам студентов система взяток одинаково развита как в технических, так и в гуманитарных ВУЗ-ах. И соотносится прямо пропорционально стоимости оплаты за обучение. Соответственно чем выше плата за обучение, тем больше «спрос» на взятки.
2) Кроме того, у нас
нет единых стандартов
3) А если дипломированный выпускник ВУЗ-а обучался в стенах университета по государственному образовательному гранту? Ведь, у нас в стране не предусмотрена система трудоустройства выпускников, обучавшихся на бюджетной основе. На сегодняшний день 633 тысячи студентов обучаются в 145 казахстанских ВУЗах из них 200 тысяч в Алматы, большинство получает знания на платной основе, 34840 мест составляет госзаказ, который превышен по сравнению с 2008г. на 1350 мест. Никаких стимулирующих мер по освоению получаемой специальности после завершения учебы со стороны государства к таким учащимся не предусмотрено. Таким образом, денежные средства, выделенные на гранты для обучения в высших учебных заведениях страны, не оправдывают своего назначения и оказываются потраченными «впустую».
Кроме освоенных средств
на гранты, государство теряет и
на привлечении иностранных
Из всего вышеназванного, следует, что отсутствие налаженного механизма между потенциальным работником и потенциальным работодателем еще в стенах ВУЗа наносит колоссальный ущерб национальным интересам нашей страны.
Среди выпускников ВУЗ-ов, обучавшихся на коммерческой основе распространена тенденция получения так называемого «диплома ради корочки». Таким студентам заранее уготовано место работы, а главным фактором трудоустройства являются родственные связи. Таким образом, у студентов отсутствует заинтересованность в получении необходимых знаний и навыков, а отсюда вытекает низкий уровень подготовки дипломированных специалистов, которые в скором будущем вряд ли смогут стать конкурентоспособными. Согласно аналитическому докладу Департамента внутренней политики г.Алматы, посвященному состоянию молодежной политики города в 2008г., выбор наиболее эффективных методов поиска работы среди алматинской молодежи представлен в диаграмме 1.
Диаграмма 1. Выбор наиболее эффективных методов поиска работы
В вопросах занятости одним из важных моментов является поиск работы. Оказалось, что эффективных методов поиска работы у молодых сегодня не так много. В числе наиболее предпочитаемых оказались два: через знакомых и по объявлениям. Поиск работы через своих знакомых и родственников предпочли сегодня 32,2% молодых алматинцев.
Таким образом, данные диаграммы показывают, что определенных изменений требует и система предложения поиска работы. Ярмарки вакансий (во всяком случае, в том виде, в котором они проводятся сейчас) себя не оправдывают. Молодежь старается действовать через знакомых и родственников. Требует усиления работы и биржи труда, и организации по трудоустройству. Учитывая востребованность газетных объявлений о вакансиях возможно издание городской газеты или создание сайта, связанных с биржей труда и организациями по трудоустройству. Завершением комплексного подхода была бы организация переподготовки специалистов по заявкам работодателей, бирж труда и организаций по трудоустройству. В связи с экономическим кризисом, следует полагать, что на сегодня работу через знакомых и родственников ищут гораздо больше, нежели 32,2 %.
Между тем в концепции поддержки и развития конкурентоспособности молодежи на 208 -2015 гг. «из-за низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда, обусловленной недостатком профессиональных знаний, отсутствием квалификации и трудовых навыков уровень молодежной безработицы продолжает оставаться высоким» .Своеобразной попыткой решения данной проблемы была акция «С дипломом в село». По данным Министерства сельского хозяйства в 2009 году 6 582 специалиста социальной сферы направились работать в сельскую местность. По словам вице-министра сельского хозяйства М.Оразаева, 78% из них - учителя, а остальные - работники здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта. Как отметил М. Оразаев, в текущем году данная программа будет продолжена. При этом, «вдобавок к тем деньгам, которые будут выделены в качестве подъемных пособий, мы предусмотрели 3,5 млрд. тенге для предоставления бюджетного кредита", подчеркнул вице-министр сельского хозяйства. Данная акция внесла свою лепту в трудоустройство 6582 молодых специалистов, но это всего лишь чуть больше чем 1 % из всего контингента 600 000.
4) Освоению полученной специальности на практике препятствует и то, что молодого выпускника со студенческой скамьи без опыта работы работодатель обычно не берет. А если повезет и способный выпускник пройдет испытательный срок с результатом приема его на работу, то размер заработной оплаты не соответствует ожиданиям и запросам молодого специалиста. Согласно социологическому республиканскому исследованию среди казахстанских студентов, проведенному Международным институтом современной политики в 2007г. выяснилось, что для подавляющего большинства студентов «опыт работы» ассоциируется с «квалифицированным работником» - ближайшим социальным окружением: профессией, коллективом, работой, страной. Как показал проведенный опрос, у 55,7% студентов нет опыта работы по своей специальности и это, по их мнению, главная проблема (см. диаграмму 2). По мнению студентов, опыт работы по полученной специальности является одним из главных и приоритетных факторов успешного трудоустройства на высокооплачиваемую работу.
Информация о работе Анализ ситуации на молодежном рынке труда Республики Казахстан